Так распорядилась судьба, что дважды в жизни Иосифу Родионо­вичу Апанасенко пришлось освобождать наш Белгородский край от врагов: первый раз в 1919 году от деникинцев, второй раз в 1943 году от фашистов.

Родился И.Р. Апанасенко в 1890 году на Ставрополыцине в семье батрака. Участник первой мировой войны. В 1918 году вступил в Коммунистическую партию. Октябрьскую революцию встретил без коле­баний.

Весной этого же года организовал на Ставрополье конный парти­занский отряд, с осени того же года — командир кавалерийской диви­зии ставропольских партизан, которая позже влилась в Конный кор­пус и стала 6-й кавалерийской дивизией Первой Конной армии С.М. Буденного. Иосиф Родионович был назначен заместителем командую­щего. Кавалеристы под его руководством участвовали в освобождении белгородских сел и городов от деникинцев.

После гражданской войны, окон­чил Военную академию имени Фрун­зе, был командиром дивизии корпу­са. В 1938 году Апанасенко довери­ли командовать войсками Среднеази­атского военного округа, с января 1941 года — Дальневосточным фрон­том, а с мая 1943 года он был замес­тителем командующего Воронежским фронтом, которым командовал Н.Ф. Ватутин. Боевые части этого фронта принимали непосредственное участие в освобождении города Белгорода от немецко-фашистских захватчиков.

5 августа 1943 года, объезжая на машине боевые порядки войск, И.Р. Апанасенко попал под налет вражес­кой авиации. Одна из бомб разорва­лась почти рядом с автомашиной. Апанасенко был смертельно ранен. В его записной книжке есть такие строки: "Если мне придется погибнуть, то хоть на костре сожгите, а пепел похороните на моей родине — Ставрополыцине".

Генерал армии И.Р. Апанасенко был похоронен в г. Белгороде. После войны было выполнено его завещание: останки были перевезе­ны на Ставропольщину. В Ставрополе ему сооружен памятник.

Иосифа Родионовича Апанасенко одинаково чтут: белгородцы — как своего освободителя, ставропольцы — как своего земляка.

* * *

Когда на мирную белгородскую землю пришла тишина, встал воп­рос об увековечивании памяти тех, кто отдал свою жизнь при осво­бождении Белгорода. Решено было соорудить памятник и И.Р. Апа­насенко. В Москву было направлено письмо. Там выбор пал на изве­стного в стране скульптора Николая Васильевича Томского.

Н.В. Томский, советский скульптор, народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, родился в селе Рамушево Новгородской губернии в семье крестьянина-бедняка в 1900 году. В 1927 году окончил художественно-промышленный техникум в Ленинграде. Здесь освоил основы реалистического мастерства.

Свою самостоятельную творческую деятельность начал как скуль­птор-портретист. Но вскоре многие его произведения получили осуще­ствление как монументальные памятники. Из ранних работ известен с00руженный в Ленинграде бюст Карла Маркса (1931 г.). Томский принимал участие в создании памятника В.И. Ленину в Севастополе.

Особое место в творчестве Н.В. Томского занимала работа над образом С.М. Кирова. Памятник Кирову установлен в Ленинграде на площади, названной его именем.

В числе созданных величественных монументов в разных городах страны: памятники П.С. Нахимову в Севастополе, В. И. Ленину в Воронеже, Перми, Курске, Орле, Таллине, И.Д. Черняховскому в Виль­нюсе.

В 1953 году им был воздвигнут памятник М.В. Ломоносову перед новым зданием МГУ на Ленинских горах. Созданы также памятники дважды Герою Советского Союза П.А. Покрышкину, трижды Герою Советского Союза И.Н. Кожедубу.

К порученному заданию по созданию памятника И.Р. Апанасен­ко Томский отнесся с большим желанием и пониманием. Он разыскал фотографии И.Р. Апанасенко времен гражданской и Великой Отече­ственной войн, ознакомился с его жизнью.

И вот в 1949 году в Белгороде на Привокзальной площади был установлен памятник И.Р. Апанасенко. Бронзовая фигура генерала армии с би­ноклем в руках возвышается на круг­лом гранитном постаменте. Общая вы­сота памятника равна семи метрам. Скульптор непосредственно руководил установкой памятника.

На торжественном митинге при от­крытии памятника присутствовали жена и сын Иосифа Родионовича Апа­насенко.

За памятник Апанасенко и другие монументы Николаю Васильевичу Том­скому в 1950 году было присвоено зва­ние лауреата Сталинской премии.

Являясь профессором Московского художественного института имени В.И. Сурикова, Николай Васильевич свой бо­гатый опыт передавал обучающейся мо­лодежи.

В 1970 году Н.В. Томский отметил свое 70-летие, а вскоре перестало бить­ся сердце этого замечательного патри­ота нашей страны.

 

Николай Васильевич Томский принадлежал к числу тонко чув­ствующих художников, глубоко проникающих во внутренний мир лю­дей, портреты которых он создавал. Томский глубоко любил человека, которого изображал. Он стремился запечатлеть, т.е. увидеть все ти­пичное, характерное для каждого образа. Одним словом, он умел вос­петь натуру.

Сам Николай Васильевич говорил так: "Образ нового человека складывается из богатства его духовного мира, его яркой идейности, волевого характера, высокого гуманизма. А за этим общим, которое надо уметь выразить, нужно обязательно найти еще индивидуальные черты данного конкретного человека, которые делают образ живым, ни на кого не похожим".

Пристальное внимание скульптора к человеку придает портретам особую значимость, повышает их содержательность. Любой создан­ный им портрет нашего современника пронизан чертами героической эпохи. Подтверждением этому может служить и памятник И.Р. Апа­насенко.

"Одной из самых характерных черт советского человека, — часто повторял Томский, — является его удивительная скромность. Чем наш человек талантливее, значительнее, тем скромнее. В жизни наши ге­рои — необычайно простые люди. На совершенный ими подвиг они смотрят как на обычное выполнение своих обязанностей. Поэтому скуль­птору трудно добиться, чтобы портретируемый раскрылся во всей красоте его пылкой души".

Лучшим произведениям Н.В. Томского свойственна классическая ясность, завершенность и гармония в сочетании с романтической при­поднятостью.

Можно без преувеличения сказать, что жизнь и практические дела двух патриотов России — И.Р. Апанасенко и Н.В. Томского — отданы служению своему народу.

(Газета "Белгородские известия" от 11 июля 1998 г.)

__________________________