Так распорядилась судьба, что дважды в жизни Иосифу Родионовичу Апанасенко пришлось освобождать наш Белгородский край от врагов: первый раз в 1919 году от деникинцев, второй раз в 1943 году от фашистов.
Родился И.Р. Апанасенко в 1890 году на Ставрополыцине в семье батрака. Участник первой мировой войны. В 1918 году вступил в Коммунистическую партию. Октябрьскую революцию встретил без колебаний.
Весной этого же года организовал на Ставрополье конный партизанский отряд, с осени того же года — командир кавалерийской дивизии ставропольских партизан, которая позже влилась в Конный корпус и стала 6-й кавалерийской дивизией Первой Конной армии С.М. Буденного. Иосиф Родионович был назначен заместителем командующего. Кавалеристы под его руководством участвовали в освобождении белгородских сел и городов от деникинцев.
После гражданской войны, окончил Военную академию имени Фрунзе, был командиром дивизии корпуса. В 1938 году Апанасенко доверили командовать войсками Среднеазиатского военного округа, с января 1941 года — Дальневосточным фронтом, а с мая 1943 года он был заместителем командующего Воронежским фронтом, которым командовал Н.Ф. Ватутин. Боевые части этого фронта принимали непосредственное участие в освобождении города Белгорода от немецко-фашистских захватчиков.
5 августа 1943 года, объезжая на машине боевые порядки войск, И.Р. Апанасенко попал под налет вражеской авиации. Одна из бомб разорвалась почти рядом с автомашиной. Апанасенко был смертельно ранен. В его записной книжке есть такие строки: "Если мне придется погибнуть, то хоть на костре сожгите, а пепел похороните на моей родине — Ставрополыцине".
Генерал армии И.Р. Апанасенко был похоронен в г. Белгороде. После войны было выполнено его завещание: останки были перевезены на Ставропольщину. В Ставрополе ему сооружен памятник.
Иосифа Родионовича Апанасенко одинаково чтут: белгородцы — как своего освободителя, ставропольцы — как своего земляка.
* * *
Когда на мирную белгородскую землю пришла тишина, встал вопрос об увековечивании памяти тех, кто отдал свою жизнь при освобождении Белгорода. Решено было соорудить памятник и И.Р. Апанасенко. В Москву было направлено письмо. Там выбор пал на известного в стране скульптора Николая Васильевича Томского.
Н.В. Томский, советский скульптор, народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, родился в селе Рамушево Новгородской губернии в семье крестьянина-бедняка в 1900 году. В 1927 году окончил художественно-промышленный техникум в Ленинграде. Здесь освоил основы реалистического мастерства.
Свою самостоятельную творческую деятельность начал как скульптор-портретист. Но вскоре многие его произведения получили осуществление как монументальные памятники. Из ранних работ известен с00руженный в Ленинграде бюст Карла Маркса (1931 г.). Томский принимал участие в создании памятника В.И. Ленину в Севастополе.
Особое место в творчестве Н.В. Томского занимала работа над образом С.М. Кирова. Памятник Кирову установлен в Ленинграде на площади, названной его именем.
В числе созданных величественных монументов в разных городах страны: памятники П.С. Нахимову в Севастополе, В. И. Ленину в Воронеже, Перми, Курске, Орле, Таллине, И.Д. Черняховскому в Вильнюсе.
В 1953 году им был воздвигнут памятник М.В. Ломоносову перед новым зданием МГУ на Ленинских горах. Созданы также памятники дважды Герою Советского Союза П.А. Покрышкину, трижды Герою Советского Союза И.Н. Кожедубу.
К порученному заданию по созданию памятника И.Р. Апанасенко Томский отнесся с большим желанием и пониманием. Он разыскал фотографии И.Р. Апанасенко времен гражданской и Великой Отечественной войн, ознакомился с его жизнью.
И вот в 1949 году в Белгороде на Привокзальной площади был установлен памятник И.Р. Апанасенко. Бронзовая фигура генерала армии с биноклем в руках возвышается на круглом гранитном постаменте. Общая высота памятника равна семи метрам. Скульптор непосредственно руководил установкой памятника.
На торжественном митинге при открытии памятника присутствовали жена и сын Иосифа Родионовича Апанасенко.
За памятник Апанасенко и другие монументы Николаю Васильевичу Томскому в 1950 году было присвоено звание лауреата Сталинской премии.
Являясь профессором Московского художественного института имени В.И. Сурикова, Николай Васильевич свой богатый опыт передавал обучающейся молодежи.
В 1970 году Н.В. Томский отметил свое 70-летие, а вскоре перестало биться сердце этого замечательного патриота нашей страны.
Николай Васильевич Томский принадлежал к числу тонко чувствующих художников, глубоко проникающих во внутренний мир людей, портреты которых он создавал. Томский глубоко любил человека, которого изображал. Он стремился запечатлеть, т.е. увидеть все типичное, характерное для каждого образа. Одним словом, он умел воспеть натуру.
Сам Николай Васильевич говорил так: "Образ нового человека складывается из богатства его духовного мира, его яркой идейности, волевого характера, высокого гуманизма. А за этим общим, которое надо уметь выразить, нужно обязательно найти еще индивидуальные черты данного конкретного человека, которые делают образ живым, ни на кого не похожим".
Пристальное внимание скульптора к человеку придает портретам особую значимость, повышает их содержательность. Любой созданный им портрет нашего современника пронизан чертами героической эпохи. Подтверждением этому может служить и памятник И.Р. Апанасенко.
"Одной из самых характерных черт советского человека, — часто повторял Томский, — является его удивительная скромность. Чем наш человек талантливее, значительнее, тем скромнее. В жизни наши герои — необычайно простые люди. На совершенный ими подвиг они смотрят как на обычное выполнение своих обязанностей. Поэтому скульптору трудно добиться, чтобы портретируемый раскрылся во всей красоте его пылкой души".
Лучшим произведениям Н.В. Томского свойственна классическая ясность, завершенность и гармония в сочетании с романтической приподнятостью.
Можно без преувеличения сказать, что жизнь и практические дела двух патриотов России — И.Р. Апанасенко и Н.В. Томского — отданы служению своему народу.
(Газета "Белгородские известия" от 11 июля 1998 г.)