До сих пор в Курске считали, что 200 процентов — предел выполнения норм строи­телями. На стройке этого дома я убедился, что при правильной организации труда и бесперебойной подаче материала каждый каменщик, штукатур, плотник может уве­личить свою выработку не менее, чем в два-три раза.

 

Приступая к кладке этого дома, я исполь­зовал опыт, накопленный годами. Прежде всего, надо было правильно расставить силы внутри самой бригады. Часто прихо­дится видеть, что подсобные рабочие стоят по одну сторону от каменщика и по суще­ству мешают друг другу. Я же поставил подсобников одного справа — он наклады­вает раствор, другого слева — он подает камень. Таким образом, они имеют полную свободу движений, что значительно уско­ряет работу.

Кроме четкого распределения сил в бригаде, я много внимания уделяю организа­ции своего рабочего места. Площадка тщательно очищается от ненужных предметов, мешающих передвижению вдоль стены — обломков камня, обрезков досок и т. д. На своем рабочем месте каменщик должен чувствовать себя свободно и удобно.

Ящики с раствором, как правило, я уста­навливаю на расстоянии двух метров друг от друга и на 60 сантиметров от стены, оставляя ничем не загроможденный проход.

В отличие от обычного способа кладки стен дом № 3 по Ендовищенской улице был разбит на две равных по объему части Одновременно с кладкой, стен в первой половине дома группа учеников школы ФЗО № 1 во второй части возводила леса и по ходу работы устанавливала оконные и двер­ные коробки. Ярус первой половины здания мы уложили за полтора дня и тотчас же перешли на вторую. В это время плотники соответственно поднимали леса первой части.

По окончании работ на втором ярусе было предварительно уложено заготовлен­ное междуэтажное перекрытие и устроены леса для кладки. Таким образом, в то время, когда каменщики работают в одной по­ловине дома, все вспомогательные и плот ничьи работы производятся во второй. Бла­годаря этому поток каменной кладки не нарушается.

Вначале предполагалось применить цеп­ную систему перевязки, так называемую «техническую» — углы с четверками. Но в виду того, что шлакоблоки зачастую по­даются неточной формы и невыдержанных размеров, я применил печную перевязку — пятирядку. Качество от этого не ухудши­лось, но скорость кладки увеличилась, так как не приходилось рубить камни.

Все члены бригады работали дружно и старались с честью выполнить свои обяза­тельства. Особенное старание проявили уче­ник Иван Сухачев и работница Мария Кривоносова. Несмотря на свою малоопытность, они систематически выполняли нормы на 130—135 процентов.

Чтобы вы могли представить себе объем работы, проделанной нами за 13 дней, я на­зову несколько цифр. За 13 дней стаханов­ской вахты уложено 24,4 тысячи шлакобло­ков. Завезено 470 тонн различных строи­тельных материалов.

Когда я пришел на стройку, подсобники не выполняли задания. Бывали дни, когда за смену они зарабатывали всего лишь по 3 рубля. А теперь средний дневной зарабо­ток подсобника моей бригады составляет 32 рубля. Сам я за 13 дней заработал 1551 рубль.

Яков Антонович тщательно анализировал недостатки стахановской вахты, свои лич­ные ошибки. Он доказал, что тринадцать дней — много для такого дома. Многое

Майоров не успел сделать и сейчас делился с товарищами этими мыслями, пусть они первыми это осуществят. Когда его спроси­ли, доволен ли он своими результатами, последовал искренний ответ:

Нет, надо скорее. Ведь на стройке со­вершенно не применялась механизация. Бригада не имела даже уровня для верти­кальной и горизонтальной проверки. Рабо­тали мы простым инструментом, а не стахановским.

Каменщики и инженеры со всех главней­ших строек Курска внимательно слушали Майорова, затем они придирчиво осмотрели дом, но все сделано добротно, на совесть. И убедившись, что и сами они смогут рабо­тать так же, как Майоров, тут же взяли повышенные обязательства.

Думается мне, — сказал бригадир ка­менщиков железнодорожного узла Алексей Карачевцев, — прав Яков Антонович, все каменщики в два-три раза могут- повысить свою выработку.

Это был наглядный урок, строители поверили в свои силы.

__________________________