ВЛИЯНИЕ АРКТИЧЕСКИХ УСЛОВИИ НА БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВОЙСК

Природные условия арктических районов

Арктика — это северная полярная область земного шара. В ее состав входят северные окраины Европы, Азии и Северной Америки, а также Северный Ледовитый океан со всеми его островами. Южная граница Арктики проходит по изотерме самого теплого месяца года ( + 10°С), которая приблизительно совпадает с северной границей древесной растительности. Общая площадь Арктики около 25 млн. кв. км, из них 15 млн. кв. км приходится на водную поверхность (акваторию) и 10 млн. кв. км составляет суша.

Для Арктики характерны открытая равнинно-болотистая и горная тундровая местность, вечная мерзлота, бедный растительный покров, суровый климат, резкие перемены погоды, очень редкая сеть дорог и почти полное отсутствие топлива и строительных материалов.

Суровые климатические условия арктических районов значительно ограничивают ведение боевых действий. Однако, поскольку через Арктику проходят кратчайшие пути из Северной Америки в Евразию, американские империалисты и их союзники по военным блокам уделяют много внимания этому стратегически важному району. В течение многих лет они ведут систематическое изучение зоны полярных пустынь и тундры, создают в этих районах военно-воздушные и военно-морские базы, ежегодно проводят в Заполярье различные военные учения и испытания вооружения и техники.

Поверхность материковой части Арктики в Евразии представляет собой низменную равнину, пересеченную в ряде мест невысокими горами. Североамериканская часть Арктики — холмистое плоскогорье высотой 200—400 м. Почти все арктические острова имеют горный рельеф.

Во всех районах Арктики преобладает суровый климат с продолжительной снежной зимой н коротким холодным летом. Зима здесь продолжается 9—10 месяцев в году, а летний (безморозный) период всего два — три месяца. При этом в некоторых центральных районах Арктики заморозки возможны в любой летний месяц. Средняя температура наиболее холодного месяца (января) составляет от - 33 до —37° С, а наиболее теплого месяца (июля)—от +4 до +10°С. Верхний слой грунтов повсеместно скован вечной мерзлотой, глубина которой достигает 200—500 м.

Для арктической зимы характерны низкие температуры воздуха, глубокое промерзание грунтов, болот и водоемов, частые снегопады и метели с сильными ветрами. В зимнее время бури в Арктике неизбежно сопровождаются метелями, даже и в тех случаях, когда снег не идет, так как ветер взметает снег с земли. Поземка здесь возникает при скорости ветра 4—5 м/сек, а настоящая метель, затрудняющая пребывание человека на воздухе, начинается при скорости ветра около 14 м/сек.

Безветренной погоды в Арктике почти не бывает. Средняя скорость ветра 4—10 м/сек. Зимой наблюдаются ветры, скорость которых достигает 20—30 м/сек. При скорости ветра более 12 м/сек боевые действия войск на открытой местности становятся весьма затруднительными.

В зимнее время вся территория и 2/3 акватории Арктики превращаются в единую снежно-ледяную пустыню. Только в июле, а в некоторых районах и в начале августа ледяной покров разрушается и появляется возможность использования прибрежной зоны арктических морей для судоходства. Осенью же, в конце сентября, реки и озера замерзают и начинается образование ледяного покрова вдоль всего побережья.

Весна в Арктике поздняя. Распутица и половодье на реках начинаются в конце мая или в середине июня, но протекают очень бурно. Для арктической весны характерно чередование морозов и оттепелей.

В летние месяцы тундра почти полностью освобождается от снежного покрова, грунты и почвы протаивают на глубину от 0,3 м на севере и до 1,5 м на юге. Однако протаявший «деятельный» слой грунта в течение всего лета сохраняет большую влажность и, не имея плотной дернины и густого растительного покрова, обладает низкой несущей способностью. Весной талые воды заполняют все понижения, образуя многочисленные озера и заболоченные участки. К концу короткого лета уровень воды в реках снижается и заболоченные участки несколько просыхают.

Под лучами летнего солнца поверхность тундры покрывается пестрым ковром низкорослой арктической растительности: мхами, лишайниками, травами и кустарниками. Последние представлены карликовой березой и полярной ивой, а также можжевельником, вереском и ягодниками Все эти растения создают особый тундровый покров, который в южных районах тундры является сплошным, а в северных встречается отдельными пятнами.

В Арктике выпадает сравнительно мало осадков (главным образом в виде снега): в центральной части 75—100 мм, а по южной окраине 300—400 мм в год. Но вследствие низких температур испарение влаги с поверхности тундры незначительное и составляет не более 10—20% количества выпавших осадков. Все это ведет к постоянной большой влажности грунтов и воздуха. Относительная влажность воздуха в летний период достигает 80—85%. В Арктике в течение всего года преобладает пасмурная погода, а летом часто наблюдаются плотные сырые туманы и низкая сплошная облачность. Например, на побережье Карского моря и на севере Канады туманы бывают 160—-180 дней в году.

Одной из характерных природных особенностей Арктики является отсутствие обычной смены дня и ночи. В районе Северного полюса полгода стоит полярный день, а полгода — полярная ночь. Южнее продолжительность непрерывного солнечного освещения постепенно уменьшается. Число суток с непрерывным солнечным освещением и белыми ночами показано на графике. На широте 68—70е (Мурманск, Норильск, Аклавик) бывает 70 суток, когда солнце не заходит, и 110 суток с белыми ночами, когда наблюдается непрерывное освещение местности.

Полярная ночь не так темна, как в южных широтах. В полдень всегда бывают светлые сумерки, которые продолжаются несколько часов. Но даже в конце декабря, когда сумерки исчезают полностью, полярная ночь не становится намного темнее. Под действием света луны и звезд местность, покрытая снегом, имеет некоторую освещенность. Вдобавок к этому северное сияние, продолжающееся в середине зимы каждые сутки до 15 ч подряд, также несколько увеличивает освещенность местности.

Тактические свойства местности арктических районов

Суровый климат Арктики и физико-географические особенности ее территории оказывают большое влияние на боевую деятельность войск.

Все районы Арктики отличаются ограниченной проходимостью. В зимнее время равнинная территория тундры доступна для движения всех видов боевых и транспортных машин. Глубокое промерзание грунтов, болот и водоемов, прочный ледяной покров на прибрежных морях обеспечивают движение войск в любом направлении. Основным препятствием для движения войск по целине зимой являются неровная поверхность тундры, долины рек, овраги и промоины. Снежный покров в тундре неглубокий, на возвышенных участках местности его глубина не превышает 20—30 см. В понижениях же рельефа и на подветренных скатах под действием ветра образуется более мощный покров снега, нередко достигающий нескольких метров. Такие забои снега также являются большим препятствием на пути движения войск. Для беспрепятственного движения автотранспорта требуется расчистка или уплотнение снежных заносов.

На ледовых пространствах морей серьезным препятствием для действий войск зимой являются трещины во льду, полыньи и торосы. Все это создает большие затруднения при движении по льду, при возведении оборонительных сооружений, укрытий, устройстве позиций для огневых средств и требует соблюдения мер безопасности. С приходом лета сплошной ледяной покров нарушается и боевые действия сухопутных войск на льду становятся невозможными.

Весной, после того как снежный покров сойдет н грунты протают на глубину более 15—20 см, тундра превращается в болото, труднодоступное для движения войск. В период весенней распутицы по тундре могут двигаться только гусеничные машины на малой скорости. В это время проходимость местности ограничивается также весенним половодьем на реках и озерах.

Летом, по мере просыхания «деятельного» слоя грунта, проходимость тундры несколько улучшается. По возвышенным дренированным участкам могут идти не только танки, но и автомобили повышенной проходимости. Для преодоления увлажненных мест (понижений, в которых скопились талые воды и произошло заболачивание) требуется прокладывать колонные пути и укреплять поверхностный слой грунта дополнительной насыпью Без искусственного укрепления поверхностный слой грунта быстро разрушается, и транспорт погру жается в вязкую грязь ий вею глубину протаявшего слоя (1,0—1,5 м). '

Обилие рек и озер в арктических районах также создает серьезные препятствия на пути движения войск. Температура воды даже в летнее время очень низка, что исключает переправу людей через водные преграды вплавь и затрудняет использование бродов. Осенью, после сильных морозов, когда грунты промерзнут на глубину 8—10 см, проходимость тундровой местности резко улучшается.

Скорость движения войск в арктических районах значительно ниже, чем в обычных условиях по дорогам и целине, а расход горючего и смазочных материалов в 1,5—2 раза больше. Скорость движения по тундре вне дорог летом в пешем порядке может составлять 34 км/ч, а зимой на лыжах — 4—6 км/ч. Танки и бронетранспортеры зимой по подготовленной дороге способны двигаться со средней скоростью 15—20 км/ч, а летом по суходолу (равнинной незаболоченной тундре) 20— 25 км/ч и по заболоченной местности не более 10 км/ч.

В Арктике на некоторых участках морского берега и по долинам рек встречаются песчаные пляжи значительной протяженности. Такие участки, как правило, пригодны для движения всех видов транспорта летом и зимой и удобны для оборудования посадочных площадок для самолетов.

С началом зимы в зоне вечной мерзлоты речные и грунтовые воды часто выходят на поверхность. В условиях сильных морозов это ведет к образованию обширных наледей в поймах рек и на пологих склонах возвышенностей. Такие наледи нередко перекрывают дороги и колонные пути, а также выводят из строя инженерные сооружения и аэродромы.

Проходимость горно-тундровой местности в основном зависит от характера рельефа. Зимой территория горной тундры труднодоступна из-за глубокого снежного покрова в понижениях и горных долинах, а летом ее проходимость ограничивается большой влажностью грунтов в долинах и каменистыми россыпями, покрывающими большую часть лощин и скатов.

Климат арктических районов оказывает определенное влияние на применение ядерного оружия и защиту войск от него. Низкая сплошная облачность, частые осадки и туманы значительно ослабляют действие светового излучения. Однако если ядерный взрыв производится в период полярной ночи или в ясную безоблачную погоду, поражающее действие светового излучения, наоборот, может быть больше, чем .в обычных условиях. Так, по данным армии США, поражение глаз ночью световым излучением ядерного взрыва мощностью 20 кт при прозрачной атмосфере может наблюдаться на дальности до 60 км.

Малая пылеватость промерзших зимой и переувлажненных летом грунтов ограничивает вовлечение их частиц в облако ядерного взрыва, что способствует снижению радиоактивного заражения местности. Сильные ветры, господствующие в Арктике, распространяют радиоактивные вещества на большие расстояния.

Открытая, равнинная тундра практически не обладает защитными свойствами. Для защиты от оружия массового поражения войска должны возможно больше рассредоточиваться и оборудовать простейшие укрытия, в том числе снежно-ледяные и насыпного типа.

Ландшафт тундры отличается однообразием. На местности и на карте тундровых районов очень мало выделяющихся предметов, которые могут служить ориентирами. Монотонное чередование пологих возвышенностей и понижений, извилистых рек, озер, протоков и болот, отсутствие лесов, дорог и населенных пунктов затрудняют определение местоположения по карте и выдерживание заданного направления движения. Ориентирование и наблюдение в Арктике затрудняются также неустойчивой работой компаса (из-за близости к магнитному полюсу и частых магнитных бурь), плохой видимостью местности в период полярной ночи и ограниченной видимостью во время туманов, моросящих дождей и метелей.

Полярный день способствует ведению боевых действий, облегчает круглосуточное использование авиации, но требует увеличения объема работ по маскировке войск и препятствует их скрытному передвижению.

Для маскировки войск в период полярного дня вооружение и технику окрашивают под фон местности, оборудуют маски и укрытия из табельных средств, а также из мха и кустарников.

Полярная ночь усложняет ведение боевых действий, затрудняет ориентирование, ведение прицельного огня и управление войсками, а также ограничивает применение авиации и воздушных десантов.

В условиях ограниченной видимости приходится увеличивать количество наблюдательных постов, а также широко использовать для обзора местности радиолокаторы и приборы ночного видения.

В условиях равнинной тундры с малым количеством ориентиров перед совершением марша тщательно выбирают маршруты движения, заранее намечают по карте контрольные ориентиры и определяют азимуты отдельных участков маршрута с учетом поправок магнитного склонения (при наличии магнитных аномалий). На карте определяют и подписывают протяженность отдельных участков маршрута в километрах и время, которое необходимо для их преодоления с учетом реальной скорости движения по данной местности. Маршруты в тундре намечают вдоль хорошо опознаваемых на карте и на местности лощин, подножия холмов, вдоль рек, озер и межболотных теснин. При движении по тундре учитывают, что видимые расстояния искажаются, представляются короче истинных. Двигаться по тундре целесообразно по азимутам, систематически сличать карту с местностью и контролировать заданный азимут движения и пройденное расстояние.

В арктических районах, в условиях ненадежной работы магнитного компаса и ограниченной видимости, для ориентирования и точного выхода в назначенный пункт широко используется аппаратура наземной навигации (координаторы, курсопрокладчики и др.). В ясную погоду полярной ночью рекомендуется ориентироваться по небесным светилам с точным учетом времени наблюдения звезд, а в период полярного дня — по Солнцу.

Арктические районы характеризуются особыми свойствами магнитного поля Земли и верхних слоев атмосферы (ионосферы). Здесь наблюдаются частые электрические и магнитные бури, во время которых работа радиолокационных станций затрудняется, а показания приборов с магнитной стрелкой и коротковолновая радиосвязь становятся неустойчивыми. Наибольшее количество ионосферных возмущений наблюдается весной и осенью в часы восхода и захода Солнца. Дальность действия радиостанций в такое время уменьшается на 25—30°/о- В период магнитных возмущений для связи рекомендуется использовать средневолновые или ультракоротковолновые радиостанции. Большие электростатические помехи, затрудняющие или полностью исключающие коротковолновую радиосвязь, возникают в Арктике и во время сильной пурги. В этом случае также целесообразно использовать ультракоротковолновые станции, которые менее чувствительны к таким помехам.

Отсутствие леса, большая влажность верхнего слоя грунта и вечная мерзлота значительно усложняют инженерное оборудование местности в тундре. Трудоемкость инженерных работ в северных районах в 3—5 раз выше по сравнению со средними широтами. Особенно затруднена механизация земляных работ. Зимой здесь нельзя использовать машины для отрывки траншей и котлованов, а летом эти машины способны вынимать грунт только на глубину «деятельного» слоя. Отрытые траншеи быстро заполняются водой, поэтому нередко приходится строить инженерные сооружения насыпного типа. Котлованы в мерзлом грунте отрываются с помощью взрывчатых веществ. В некоторых случаях в условиях вечной мерзлоты окопы для орудий и наблюдательных пунктов целесообразно выкладывать из дерна и мешков, наполненных грунтом. Стенки таких окопов (толщиной более метра) надежно укрывают от пуль и осколков снарядов. Зимой для сооружения окопов и командно-наблюдательных пунктов могут использоваться кирпичи из снега с последующим намораживанием на крутостях ледяной корки. Такая стенка толщиной 1,5— 2 м способна защитить личный состав от пуль и осколков снарядов.

Зимой в Арктике промерзают до дна не только мелкие, но даже многие крупные реки, что создает сложную проблему водоснабжения войск. Воду для питья и для бытовых и технических целей добывают, растапливая снег и лед в специальных снеготаялках.

Боевые действия в арктических районах, хотя значительно затруднены, но возможны в любое время года с участием всех родов войск. Суровые условия Арктики усложняют действия войск на местности, требуют от командиров и штабов специальной подготовки, акклиматизации и тренировки личного состава н тщательной организации всех мероприятий. Боевые действия в Заполярье ведутся, как правило, по отдельным направлениям, разобщенным значительными труднодоступными участками местности. Войскам приходится действовать обычно на направлениях, наиболее благоприятных для передвижения по целине, в связи с отсутствием в этих районах дорожной сети.

Из-за бездорожья и низкой проходимости темпы наступления на территории тундры обычно ниже, чем на других театрах военных действий. Это обусловливается, как уже отмечалось выше, большой влажностью грунтов летом и глубоким снежным покровом в понижениях рельефа зимой. Поэтому в районах Арктики успешно могут действовать части и подразделения, оснащенные боевыми и транспортными машинами высокой проходимости. Мотострелковые подразделения зимой могут передвигаться на лыжах или на машинах повышенной проходимости, а в отдельных случаях - на собачьих и оленьих упряжках. Летом же войска действуют обычно на машинах, а по заболоченным участкам — в пешем порядке. Танки используются только на доступных направлениях— по дорогам и возвышенным суходолам вне дорог.

В ходе боевых действий в северных районах важное значение приобретает разведка местности. В ее задачи обычно входит определение степени проходимости территории по маршрутам движения, характера грунтов, наличия дорог и троп, возможности прокладки колонных путей, толщины и прочности льда на реках и озерах, глубины и плотности снежного покрова. Разведывательные подразделения могут действовать на собачьих и оленьих упрчжках, которые способны передвигаться зимой по бездорожью со скоростью 10—15 км/ч. В сутки упряжка собак с грузом может пройти 70—80 км. Нартовая упряжка из 2—3 оленей способна везти груз до 160—200 кг и пройти за сутки около 30 км. Олень под выоком может нести груз до 25—30 кг.

В тундровой местности в связи с большим количеством озер, болот и других естественных препятствий войска организуют оборону, как правило, на широком фронте со значительными промежутками между частями и подразделениями. Прежде всего прикрываются доступные для противника направления, а также участки морского побережья, удобные для высадки его морских десантов. Передний край обороны обычно располагается вдоль естественных препятствий, например вдоль цепочки холмов, перемежающихся с озерами и болотами, и т. п.

Оборона в Заполярье строится, как правило, круговой, обеспечивающей надежную защиту с флангов и тыла от воздушных десантов и войск противника, совершивших обходный маневр. Основные усилия обороняющихся сосредоточиваются на удержании населенных пунктов, узлов дорог и примыкающих к ним высот и других важных в тактическом отношении объектов.'

Наиболее благоприятным временем года для боевых действий в тундровых районах считается вторая половина зимы и ранняя весна, когда кончается полярная ночь (но еще не наступила весенняя распутица) и когда снежный покров становится наиболее плотным.

Для арктических районов характерны частые перемены погоды. Поэтому командиры частей и подразделений, действующих в северных районах, обязаны регулярно изучать прогнозы погоды, знать местные признаки ее изменения и умело использовать погодные условия при выполнении боевых задач.

Высокая относительная влажность воздуха, резкие колебания температуры, постоянные ветры и холод, наблюдаемые в Арктике как зимой, так и летом, вызывают у личного состава простудные заболевания. Поэтому особое внимание уделяется обеспечению войск теплой одеждой и обувью, герметичными и утепленными палатками; если позволяет обстановка, сооружаются землянки. Зимой личный состав обеспечивается топливом, средствами против обморожения, приборами для обогревания и освещения, светозащитными очками, а летом — сетками и мазями для защиты от комаров и мошки. Гнус в Заполярье летом — это бич для войск. Мириады мелкой мошки в тундре буквально облепляют людей и животных. не дают возможности спокойно действовать и отдыхать, что нередко снижает боеспособность войск.

При подготовке боевых действий в арктических условиях и в ходе их командиры всех степеней, штабы и службы тыла уделяют особое внимание организации всех видов боевого, материально-технического и медицинского обеспечения.

По книге П.А Иванькова и Г.В. Захарова

__________________________