ВЛИЯНИЕ ЛЕСИСТО-БОЛОТИСТОЙ МЕСТНОСТИ НА БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВОЙСК

Общие положения

Большие массивы леса, густая сеть озер, болот и рек создают сложные условия для боевых действий войск на лесисто-болотистой местности.

Лесисто-болотистый тип местности широко распространен в районах с умеренным климатом, в том числе в Азии, Европе и Северной Америке, где количество осадков превышает испаряемость влаги с поверхности земли. Это обусловливает переувлажнение грунтов, заболачивание почв, формирование густой сети рек, озер и развитие влаголюбивой лесной растительности.

В последние десятилетия площадь лесов всех этих районов значительно сократилась, однако, несмотря на интенсивную эксплуатацию, лесные массивы занимают значительную территорию многих стран северного полушария (табл. 17).

Таблица 17

Распределение площади лесов в некоторых странах северного полушария

Площадь лесного фонда

Страны

В % от общей

в млн. га

площади

страны

СССР......

1131,1

50

Канада ......

3-12,0

34

США (без Аляски) ...

252,5

33

Швеция

23,0

57

Финляндия .

21.fi

71

Норвегия . .

7,6

Польша........

6.2

22

Всего лесами занято: в Азии — 33%, в Европе — 31% и в Северной Америке — 37% территории. Таким образом, около одной трети территории важных театров военных действий покрыто лесами.

Непременным спутником лесов умеренного пояса являются болота, занимающие от 10 до 30% площади лесов. Леса оказывают большое влияние на боевые действия войск. Сочетание же лесов и болот создает еще более сложные условия для действий сухопутных войск в безморозный период года.

Классификация и свойства болот

К болотам принято относить избыточно увлажненные участки местности, имеющие слой вязкого грунта (торфа, ила) более 30 см и покрытые влаголюбивой растительностью. При меньшей толщине торфа (ила) увлажненные участки местности называются заболоченными землями. По местоположению и характеру питания болота делят на три типа: низинные, верховые и переходные.

Низинные (травяные) болота располагаются в понижениях — поймах и дельтах рек,

на берегах морей, в котловинах озер н т. д. Для них типична плоская или вогнутая поверхность, покрытая зелеными (гипновыми) мхами, осокой, камышом, тростником и другими влаголюбивыми растениями. Низинные болота питаются главным образом грунтовыми и полыми водами. Такие болота обычно сильно увлажнены и поэтому непроходимы или труднопроходимы для машин на колесном и гусеннчном ходу. Отдельные возвышенные участки болот проходимы для пешеходов. Летом, в сухое время года, проходимость низинных болот несколько улучшается и допускает движение гусеничных машин по отдельным направлениям.

Верховые (моховые) болота располагаются обычно на водоразделах, они образуются в понижениях за счет заболачивания суходолов. Грунтовые воды здесь залегают глубоко, и поэтому основное питание верховых болот осуществляется за счет атмосферных осадков. Хорошо развитый моховой покров болот удерживает в себе большое количество влаги. Типичные верховые болота — это сплошные заросли белого (сфагнового) мха, поверхность болот выпуклая, возвышающаяся над окраинами на 5 л* и более. Летом верховые болота частично просыхают и становятся доступными для пешеходов и гусеничного транспорта. Верховые болота бывают как открытыми, так и частично залесенными. На последних встречаются карликовые поросли сосны и других деревьев (ольхи, осины, ивы).

Переходные болота формируются на низинах в процессе их развития и по своему внешнему виду и проходимости занимают промежуточное положение между низинными и верховыми болотами.

Характерной особенностью лесисто-болотистой местности является слабая обжитость, неблагоприятные дорожные условия, обилие труднопроходимых, а порой и непроходимых участков. Все это снижает подвижность войск, создает дополнительные трудности в выборе и оборудовании позиций, в организации подвоза и эвакуации. При прокладывании колонных путей и форсировании водных преград в этих районах войскам приходится затрачивать много сил и времени на преодоление болот, сооружение гатей, устройство насыпей и обходных путей. Преодоление болот представляет особенно большие трудности для тяжелой боевой техники (снижает скорости движения и требует большого объема СЛОЖНЫХ инженерных работ)

На практике болота принято классифицировать по разным признакам, в том числе по их несущей способности или проходимости для пешеходов и различных видов транспорта. Несущая способность болота зависит от структуры, глубины и обводненности болотного грунта (торфа, ила). По этим признакам болота делят на три группы:

1) торфяные болота, сплошь заполненные торфом до твердого минерального дна — обычно песка или глины;

2) топяные болота, в которых слой торфа подстилается слоем полужидкого ила или сапропеля;

3) сплавинные болота с зыбким торфяным слоем небольшой мощности, лежащим на поверхности воды заросшего водоема, ниже которого находится вода.

Наиболее опасными и труднопроходимыми являются топяные и сплавинные болота, имеющие очень низкую несущую способность. Автомобиль или танк при движении по такому болоту своей тяжестью может разорвать сплавину (слой дерна) и полностью погрузиться в ил или воду под слоем торфа. Форсирование таких болот производится лишь в исключительных случаях, когда нельзя обойти массив болота.

Проходимость наиболее распространенных торфяных болот лучше и зависит от толщины торфяного слоя и обводненности болота.

По плотности (несущей способности) и увлажненности торф обычно делят на пять классов.

Проходимость болот определяется по топографическим картам, а также инженерной разведкой. Плотность торфа определяется специальным прибором — плотномером. позволяющим установить возможность движения машин данного типа по болоту.

Тактические свойства лесисто-болотистой местности

Основными природными особенностями лесисто боло тистой местности, определяющими ее тактические свойства, являются:

— закрытый характер местности, обусловленный преобладанием на ней крупных лесных массивов с деревьями различного возраста, густоты и пород;

— низкая проходимость территории, обусловленная редкой сетью автомобильных дорог, лесными насаждениями, рыхлыми грунтами и большим количеством болотных массивов, ручьев, рек и озер.

Закрытый характер лесисто-болотистой местности благоприятствует скрытному передвижению, маневру и сосредоточению войск. Густой полог леса обеспечивает надежную маскировку войск от наземного и воздушного наблюдения. Однако эти положительные свойства залесенной местности не всегда могут быть использованы из-за ее ограниченной проходимости.

В лесисто-болотистой местности, как правило, мало постоянных дорог. Местное население пользуется весьма редкой сетью лесных, чаще всего грунтовых, дорог, которые имеют малую ширину, большую извилистость, множество труднопроходимых мест на заболоченных участках и обычно плохое состояние полотна и мостов. Шоссейные дороги здесь также отличаются значительной извилистостью, малой шириной, большим количеством труб и других искусственных сооружений ограниченной грузоподъемности. При интенсивном движении тяжелой боевой техники дороги в лесисто-болотистой местности очень быстро выходят из строя и требуют непрерывного ремонта и восстановления.

Движение машин вне дорог в лесисто-болотистой местности практически возможно только по специально оборудованным маршрутам — колонным путям, расчи щенным от деревьев и кустарников и обеспеченным переходами через заболоченные участки, ручьи и реки. Объем работ по восстановлению дорог и прокладке колонных путей в залесенной местности, несмотря на то что здесь имеется подручный строительный материал для всех видов дорожных работ, в два — три раза больше, чем на открытой местности. Особенно много сил и времени уходит на сооружение жердевых, лежневых II щитовых покрытий на путях через болотистые участки леса.

Труднодоступность лесисто-болотистой местности ограничивает оперативную емкость направлений. Плотный древостой, большие площади лесных болот и недостаточное количество дорог в лесу вынуждают вести наступление по отдельным, разобщенным направлениям, к тому же часто только ограниченными силами. Лесные и заболоченные массивы затрудняют использование вой скамн боевой техники, особенно танков, ракет и артиллерии, что снижает темпы их наступления и ведет к значительной неравномерности продвижения подразделений, особенно действующих на обособленных направлениях.

При наступления в лесу мотострелковые части и подразделения менее других родов войск привязаны к дорогам. Они способны продвигаться почти в любом направлении, легче преодолевать участки густого леса, болота и другие естественные и искусственные препятствия. В сильно залесенной местности мотострелковые подразделения, как правило, наступают в пешем порядке, что хотя и снижает темпы движения по сравнению с открытой местностью, но зато в большей степени обеспечивает выполнение поставленной задачи.

Наступление в лесу обычно развивается вдоль дорог, по межозерным и межболотным дефиле, вдоль полян, просек и по редколесью. Такие направления обеспечивают лучшую проходимость машин, а также лучшие условия обзора, ориентирования и ведения огня. Основные усилия войск при наступлении в лесу направлены на захват и удержание ключевых участков местности — населенных пунктов, узлов дорог, мостов и переправ, а также господствующих высот, межозерных и межболотных дефиле и т. д.

Лесисто-болотистая местность с ограниченной видимостью, недостатком, а иногда и полным отсутствием на ней четко выраженных местных предметов усложняет управление войсками, организацию и поддержание взаимодействия между ними. Отсутствие хорошего обзора вызывает необходимость максимально приближать к войскам пункты управления, создавать широкую сеть наблюдательных постов: в редком лесу — на земле, в густом — на деревьях и вышках, а также широко использовать наблюдение с вертолетов.

Поскольку в лесу трудно ориентироваться по местным предметам, подразделениям указывают не только направления наступления, но также и азимуты движения.

В лесу в качестве, ориентиров обычно используются дороги, просеки и их развилки и пересечения, лесные поляны. вырубки леса и гари, ручьи, реки, боюта и характерные формы рельефа (овраги, обрывы, курганы и т. п.).

Сложность ориентирования на залесенной местности иногда может привести к неточному определению рубежей и районов. Поэтому положение наступающих частей и подразделений контролируется чаще, чем при действиях в обычных условиях; их местоположение в ходе продвижения обозначается различными средствами. Кроме того, на маршрутах движения выставляются хорошо видимые указатели или регулировщики.

При ведении оборонительного боя лесные массивы способствуют скрытому расположению войск на позициях, созданию надежных оборонительных сооружений, скрытному маневру и проведению внезапных контратак. Вместе с тем лес затрудняет обороняющимся наблюдение за полем боя, подвержен возникновению пожаров и создает опасность завалов и поражения личного состава обломками деревьев при взрывах, особенно в случае применения ядерного оружия.

Оборона в лесисто-болотистой местности организуется обычно на отдельных направлениях, доступных для наступления противника. Опорные пункты и районы обороны располагаются в лесу с таким расчетом, чтобы прикрыть огнем наиболее удобные подступы со стороны противника. Основные усилия войск сосредоточиваются на удержании населенных пунктов, дорог, межозерных дефиле, мостов и переправ, чтобы заставить противника наступать по бездорожью, заболоченным участкам или по глубокому снегу.

Передний край обороны выбирают за естественными препятствиями, на выгодных в тактическом отношении рубежах местности с использованием в системе обороны берегов рек, озер, болот и межозерных дефиле. Передний край обороны нецелесообразно располагать непосредственно по опушке леса; его выгоднее располагать несколько впереди опушки или в глубине леса

Огневые позиции для стрельбы прямой наводкой выбирают с таким расчетом, чтобы можно было вести обстрел выходов из дефиле, а также дорог, бродов и переправ.

Большое количество естественных препятствий на лесисто-болотистой местности (болот, озер, рек и др.) создает выгодные условия для организации устойчивой обороны ограниченными силами. В то же время такая местность затрудняет использование (или снижает эффективность) современных технических средств разведки, а также выбор и топогеодезическую привязку стартовых (огневых) позиций ракет и артиллерии.

В лесисто-болотистой местности затруднено применение всех средств связи, а следовательно, и управление войсками в ходе боя. Наводка линий проводной связи в лесу требует много времени и хорошей топографической подготовки связистов. Высокий уровень грунтовых вод не позволяет закапывать линии проводной связи в землю для предохранения их от порывов. Лесные завалы, образующиеся после ядерных взрывов противника, могут полностью вывести из строя проводные линии связи и сильно затруднить их восстановление.

В условиях залесенной местности резко уменьшается дальность действия радиостанций, особенно тех, которые работают на ультракоротких волнах. Дальность действия этих радиостанций уменьшается в 1,5—2 раза по сравнению с открытой местностью. Слабое развитие дорожной сети и ограниченная возможность движения вне дорог усложняют использование наземных подвижных средств связи.

При ведении боевых действий в лесисто-болотистой местности значительно возрастает роль инженерного обеспечения. Специфическими задачами инженерного обеспечения боевых действий войск в лесисто-болотистой местности являются: расчистка полос обстрела и обзора, устройство лесных завалов на путях вероятного движения противника, ремонт и восстановление дорог, устройство объездов, прокладка колонных путей, проведение мероприятий по предупреждению и тушению лесных пожаров, расчистка путей от завалов.

Инженерное оборудование в лесисто-болотистой местности во многом зависит от почвенно-грунтовых и гидрогеологических условий данного района. Высокий уровень грунтовых вод и заболоченность местности усложняют использование дорожных машин для прокладки колонных путей. На такой местности приходится не только сооружать насыпи для полотна дорог, но и возводить фортификационные сооружения насыпного типа. В этих условиях темпы наступления нередко будут зависеть от скорости восстановления разрушенных дорожных сооружений (мостов, труб, насыпей, гатей), а также от скорости прокладки колонных путей. В свою очередь обороняющиеся войска легко могут уничтожить эти дорожные сооружения и тем самым на продолжительное время задержать продвижение противника.

При действиях на лесисто-болотистой местности особенно учитываются погодные условия и сезонные изменения местности. Выпадение обильных осадков летом резко снижает проходимость местности с густой сетью рек. В ненастную погоду лесные грунтовые дороги сильно размокают и становятся труднопроходимыми, а местность вне дорог — вообще непроходима из-за переувлажнения рыхлых грунтов. Весной и осенью грунты в лесу переувлажнены, дороги труднопроходимы, а болота непроходимы. Летом в сухую погоду проходимость дорог улучшается, но увеличивается опасность возникновения пожаров. Летом леса обладают хорошими маскирующими свойствами, зимой же, наоборот, лиственные леса почти не укрывают войска от воздушного наблюдения и фотографирования. Проходимость леса зимой ограничивается глубоким снежным покровом. Проходимость же лесных болот и заболоченных участков леса зимой в морозную погоду лучше, чем летом.

Наиболее благоприятным временем года для боевых действий войск в северных районах лесной зоны является конец зимы, когда увеличивается продолжительность дня, надежно промерзают болота и реки и снежный покров приобретает наибольшую прочность. В южной части лесной зоны, где меньше болотных массивов, наиболее благоприятным для действий войск сезоном является вторая половина лета, когда хорошо просыхают грунтовые дороги и улучшается проходимость местности вне дорог.

Изучение и оценка тактических свойств лесисто-болотистой местности обычно производятся по топографическим картам средних масштабов, аэроснимкам и данным разведки. Особенно велика роль аэроснимков для оценки такой местности зимой; в это время резко снижается соответствие топографической карты состоянию местности, коренным образом изменяется проходимость территории, через лесные и болотные массивы прокладывается сеть зимних дорог, не совпадающих с дорогами, изображенными на карте.

По книге П.А Иванькова и Г.В. Захарова

__________________________