ВЛИЯНИЕ ГОРНОЙ МЕСТНОСТИ НА БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВОЙСК

Тактические свойства горной местности

Горные районы являются сложными территориями для действий сухопутных войск. Поэтому боевые действия в горах рассматриваются нашими уставами как действия в особых условиях. Горная местность оказывает большое влияние на боевые действия всех родов войск. Характер и степень этого влияния в первую очередь определяются особенностями горного рельефа: расположением и высотой горных хребтов, формой и крутизной скатов, вертикальным и горизонтальным расчленением горной системы.

Для большинства горных районов характерны:

—- суровые климатические условия, обусловленные большими высотами;

— сложные условия проходимости в связи с ограниченным числом дорог и трудностью передвижения войск вне дорог;

— особые условия защиты войск от поражения ядерным оружием;

— сложность ориентирования, наблюдения и ведения огня, а также поддержания связи и выполнения работ по инженерному оборудованию местности.

Климат горных районов характеризуется резкой континентальностью с большими колебаниями температур в течение года и суток и частыми изменениями погоды. Разность температуры дня и ночи в горах местами составляет 10—20°. В крупных горных районах с большими высотами и значительным расчленением рельефа отдельные участки местности находятся в разных климатических условиях. В горах, особенно высоких, каждый высотный пояс имеет свой режим погоды и свой собственный климат При этом чем выше горы, тем суровее климат, тем больше влияние он оказывает на боевые действия войск.

Своеобразие физико-географических условий горной местности оказывает большое влияние на организацию и способы ведения боевых действий. Хребты и отроги гор исключают возможность организации сплошного фронта. Наступательные действия планируются обычно вдоль доступных направлений (по широким горным долинам, на горных плато) с учетом необходимости движения войск через узкие горные проходы и преодоления высоких перевалов. Отдельные направления, вдоль которых возможно вести боевые действия, нередко будут изолированы одно от другого и поэтому войскам придется действовать в отрыве от соседей. Продвижение наступающих подразделений вдоль дорог и долин в горах обычно сочетается с действиями отдельных отрядов на менее доступных участках местности. Совершая глубокие обходы, эти отряды наносят внезапные удары по противнику с флангов и тыла.

Горная местность создает значительные трудности для наступающих и в то же время предоставляет много преимуществ обороняющимся войскам. Отдельные резко выраженные вершины, хребты и их отроги, горные проходы и бурные реки служат хорошими естественными рубежами, способствующими организации многоярусной системы огня и устойчивой круговой обороны. Большое количество естественных и легкость оборудования искусственных препятствий в горах повышают устойчивость обороны частей и подразделений и дают возможность малыми силами оборонять более широкий фронт, чем на равнинной местности. В целом оборона в горах не имеет сплошного фронта и носит ярко выраженный очаговый характер.

Ограниченное количество дорог в горах, их сложный профиль и плохое состояние затрудняют развертывание и маневр ракет и артиллерии. Поэтому в боях на горных направлениях они перемещаются только по доступным для них дорогам, преимущественно в крупных горных долинах.

Для отдыха войска в горах рекомендуется располагать рассредоточенно в местах, обладающих хорошими защитными свойствами и имеющих пути для быстрого выдвижения и развертывания войск при необходимости отражения внезапного нападения противника.

Условия проходимости горной местности

Большая расчлененность рельефа и повсеместное распространение каменистых грунтов крайне ограничивают проходимость горной местности вне дорог. Поэтому в горах войска особенно сильно привязаны к дорогам. Дорожные условия здесь полностью определяют доступность территории для войск, оснащенных различными машинами.

Сеть автомобильных дорог в горах более редкая, чем на прилегающих равнинах. Чем выше в горы, тем реже сеть дорог и ниже их класс, тем ниже доступность местности для колесного и гусеничного транспорта. В высокогорных районах пути сообщения представлены только пешеходными вьючными тропами. В средней и нижней части гор большинство автомобильных дорог проложено по горным долинам, а начертание (извилистость) дорог зависит от степени расчленения рельефа. Основные дорожные магистрали проходят по долинам, выводящим к доступным перевалам, а второстепенные дороги и тропы идут по менее удобным для движения направлениям — поперечным долинам, гребням хребтов, пологим скатам и т. д.

Горные дороги нередко проходят по теснинам, террасам и косогорам, поэтому они имеют неспокойный ступенчатый профиль со множеством участков с ограниченной видимостью, крутыми подъемами и малыми радиусами поворотов. Для них характерны узкая проезжая часть с неровной поверхностью, многочисленные зигзаги, уширения для разъезда машин, а также разнообразные серпантины, огибающие горные потоки и скалы и уменьшающие крутизну подъема дорог, которые ведут на перевалы.

Ширина горных дорог обычно составляет 4—6 м, а на высокогорных участках не более 3—5 м. Радиусы кривых на таких участках не превышают 10—20 м, а продольные уклоны достигают 20%- Для сравнения отметим, что на автомобильных дорогах равнин допустимый минимальный радиус поворотов равен СО м, а максимальный продольный уклон 9%. Поэтому многие горные дороги недоступны для крупногабаритной боевой и транспортной техники.

Эксплуатация автомобилей и танков на горных дорогах имеет ряд особенностей. Прежде всего грузоподъемность автотранспорта в горах снижается на 20—25% по сравнению с равнинами, а скорость движения уменьшается примерно в два раза. Так, при крутизне подъемов и спусков 5—10° скорость автомобильных колонн не превышает 15—18 км/ч. В горах возрастает скорость износа всех машин и расход горючего (на заснеженных горных дорогах, например, до 75%)- Утомляемость водителей в горах также больше, чем на равнинных дорогах. Это объясняется разреженностью воздуха, а также тем, что на горных дорогах количество операций по переключению скоростей, по сцеплению и торможению в 4—5 раз больше, чем на равнинных дорогах.

На горных дорогах очень много различных искусственных сооружений: террас, подпорных стенок, мостов, насыпей, труб и т. д. Поэтому дороги могут быть легко выведены из строя. Для восстановления же их, а также для оборудования объездов разрушенных участков дорог, мостов и колонных путей требуется много сил и времени. Сложность таких работ зависит от условий рельефа и трудоемкости разработки скальных и каменистых грунтов.

На горных дорогах встречаются участки, систематически подвергающиеся разрушению обвалами, осыпями, снежными лавинами зимой и бурными потоками воды летом. Такие участки требуют систематического ремонта.

Проходимость многих горных дорог зависит от времени года и состояния погоды. В сырое время года и после сильных дождей крутизна доступных для машин уклонов грунтовых дорог резко снижается. Сильные ливни и таяние ледников в горах вызывают летом частые паводки на реках.

Горные реки, скорость течения которых обычно очень большая, текут, как правило, в узких долинах. Берега рек крутые, Обрывистые, высокие, дно каменистое, порожистое, с нагромождением камней и валунов. Уровень воды подвержен частым и резким колебаниям, которые зависят от степени таяния снега и ледников и от количества дождей, выпавших в верховьях этих рек. Течение их становится настолько бурным, что невозможно оборудовать переправу; сносятся существующие мосты, разрушаются отдельные участки дорог, образуются завалы, все это значительно усложняет форсирование рек войсками.

Зимой перевальные участки дорог покрываются толстым слоем снега, навеянного ветром и принесенного лавинами с окружающих склонов. Из-за снежных заносов многие высокие перевалы часть года оказываются закрытыми для движения транспорта. И чем выше перевал, тем большую часть года он бывает закрыт для движения. В зимнее время и более низкие участки горных дорог систематически засыпаются или разрушаются снежными лавинами. Поэтому зимой движение на многих дорогах значительно затрудняется; на отдельных их участках оно возможно лишь после выполнения большого объема работ по очистке дорог от снега.

При планировании марша или при расчетах по транспортировке грузов учитывают, что длина пути между отдельными пунктами по горным дорогам иногда в 1,5 раза больше, чем расстояние между ними, измеренное по топографическим картам. Поэтому к сумме времени, необходимому для преодоления данного расстояния, рекомендуется прибавлять в среднем по одному часу на преодоление каждых 300—400 м подъема и каждых 400—500 м спуска.

Ограниченное количество дорог в горах, а также их низкая пропускная способность нередко приводят к необходимости перевозки войск, боеприпасов, вооружения и материальных средств вертолетами и самолетами. Однако выбор посадочных площадок для вертолетов и мест для высадки воздушных десантов в горах также затруднителен. В связи с труднодоступностью горных дорог необходимо помимо колесного и гусеничного иметь также и вьючный транспорт.

Защитные свойства горной местности

Сложный горный рельеф с большим горизонтальным и вертикальным расчленением оказывает значительное влияние на поражающие факторы ядерного оружия и защиту войск от него. Зоны поражения световым излучением, ударной волной и проникающей радиацией в горах имеют более сложное начертание и другие размеры, чем на равнинной местности. В целом эти зоны в горах меньше. При наземном или низком воздушном взрыве ядерного боеприпаса горные хребты, лежащие даже на небольшом расстоянии от эпицентра взрыва, надежно укрывают войска от поражения световым излучением и проникающей радиацией и частично от воздействия ударной волны. Но, если ядерный взрыв произведен в широкой долине или над ней, воздействие ударной волны и светового излучения на войска, расположенные в этой долине, будет в несколько раз сильнее, чем на равнинной местности.

Прямое воздействие на войска поражающих факторов ядерного взрыва в горах в значительной степени усиливается косвенными причинами. Ядерный взрыв вызывает в горах массовые обвалы, оползни, камнепады и снежные лавины, которые на большом расстоянии от места взрыва могут нарушить коммуникации и вызвать массовые человеческие жертвы. В высоких горах с крутыми неустойчивыми склонами степень поражения войск, а также разрушения коммуникаций от горных обвалов и снежных лавин может оказаться во много раз большей, чем от самого ядерного взрыва.

При организации защиты войск от ядерного оружия учитывают особенности горного рельефа и климата, т. е. возможность массовых обвалов и камнепадов, особенности циркуляции атмосферы в горах, ограниченные возможности рассредоточения и маневра войск в теснинах, сложность устройства укрытий в каменистых и скальных грунтах.

Горный рельеф способствует крайне неравномерному радиоактивному заражению местности. Наряду с небольшими уровнями радиации здесь могут быть участки, имеющие весьма опасную зараженность. На скатах, обращенных к центру ядерного взрыва, а также на подветренных скатах уровни радиации, как правило, будут выше, чем на обратных и наветренных скатах гор. След радиоактивного облака может распространяться вдоль долины, образуя высокие уровни радиации на ее скатах и дне. И, поскольку в горах войска передвигаются в основном по долинам, естественно, повышается вероятность их радиоактивного заражения. Сильные ливни после ядерных взрывов способствуют ускорению процесса естественной дезактивации крутых склонов потоками дождевых вод. Но это приводит к повышению радиоак-

тивности воды в реках (в которые выносятся радиоактивные частицы быстрым течением) в районах, расположенных далеко в стороне от места взрыва и следа радиоактивного облака.

Направление ветра в приземных слоях воздуха в горах обычно совпадает с направлением крупных долин. Днем, при сильном нагревании грунтов, воздух поднимается вверх по долине, образуя ветер со скоростью 24 м/сек. Ночью горно-долинный ветер меняет свое направление, распространяясь вдоль долины сверху к подножию гор, и приносит массы более холодного воздуха, поэтому радиоактивное облако может распространяться вдоль горных долин значительно дальше, чем на равнине.

Объем работ по ликвидации последствий ядерного нападения противника (особенно по расчистке завалов, восстановлению дорог и дезактивации местности на путях движения войск) в горах может быть значительно большим, чем на равнинной местности.

Определение зон поражения войск ядерными взрывами, а также прогнозирование изменений горной местности, которые могут произойти после ядерных взрывов, производятся обычными методами. При выполнении расчетов по специальным таблицам и графических построений обязательно учитываются описанные выше защитные свойства горного рельефа, режим горных ветров в данный период года, а также взаимное расположение эпицентров взрывов и крупных хребтов и долин.

Условия маскировки, ориентирования и связи в горах

Горный рельеф и наличие лесных массивов в горах создают благоприятные условия для маскировки войск от наземного и воздушного наблюдения противника, что в значительной степени обеспечивает внезапность действий. Горная местность позволяет скрытно сосредоточить силы и средства на направлении главного удара и обеспечивает скрытность маневра войск. Ограниченные возможности наблюдения со стороны противника позволяют наступающим войскам широко применять обходы и охваты, а также просачиваться через боевые порядки противника и наносить внезапные удары по его флангам и тылу.

В горах затруднено не только передвижение войск, но и ориентирование их на марше. Монотонное чередование однотипных отрогов горных хребтов, ущелий и боковых долин с бурлящими потоками, ограниченный обзор местности со дна долин, искажение расстояний до удаленных предметов и другие явления усложняют определение своего местоположения и правильность направления движения войск по маршруту.

В связи с большой прозрачностью воздуха, резкими перегибами скатов и преобладанием крупных форм рельефа в горах расстояния до удаленных объектов кажутся меньше действительных. Знакомые очертания горных вершин могут изменяться до неузнаваемости, если посмотреть на них с другой стороны.

Основными ориентирами при движении в горах обычно служат:

— характерные элементы и формы рельефа (ущелья, крутые скаты с осыпями, угловатые выступы скал, остро конечные и заснеженные вершины);

— характерные излучины рек, а также места слияния ручьев и рек;

— ледники, снежники, отдельные деревья, характерные контуры лесных массивов;

— дороги, тропы, мосты, выемки, насыпн на дорогах, геодезические знаки, линии электропередач, постройки, развалины древних крепостей, памятники, могилы и т д

Ориентироваться в горах удобнее всего на участках маршрута, с которых открывается широкий обзор пройденной местности, и в направлении движения. При движении по дороге с частыми и резкими поворотами рекомендуется проверять свое местоположение по ориентирам, расположенным в створе с направлением движения. Систематическое сличение топографической карты с местностью и точный учет пройденного расстояния обеспечивают правильный выбор направления движения и определение своего местоположения в горах в любое время года и суток. При движении по незнакомой горной территории в пасмурную погоду или ночью для ориентирования на марше целесообразно использовать машины, оборудованные аппаратурой наземной навигации (типа координатомера и курсопрокладчика).

Горный рельеф значительно затрудняет организацию и поддержание бесперебойной связи между частями и подразделениями, действующими на разобщенных направлениях. В горах ухудшается эффективность использования средств радиосвязи и радиолокационных станций. Скальные и каменистые грунты интенсивно поглощают и рассеивают энергию радиоволн, что приводит к уменьшению дальности действия радиостанций и радиолокаторов. Работу радиосредств, кроме того, затрудняют большие колебания высот и экранирующее действие склонов гор. В горах зоны обнаружения радиолокационных станций в несколько раз меньше, чем на равнинной территории.

Большое влияние на устойчивость радиосвязи в горах оказывает также высокий уровень атмосферных помех, вызываемых частыми грозами. Летом, со второй половины дня и до полуночи, атмосфера в горах обычно насыщена электрическими разрядами, которые сильно затрудняют радиоприем и обнаружение целей на экранах радиолокаторов Наиболее благоприятные условия радиосвязи в горах наблюдаются ири расположении станций на вершинах гор или на скатах высот, обращенных друг к другу.

В горной местности труднее, чем на равнине, прокладывать линии проводной связи. Эти линии часто повреждаются при камнепадах, обвалах и снежных лавинах. Для прокладки лнний связи в горах кабеля расходуется на 30—40% больше, чем на равнине.

Подвижные средства связи в горах не находят широкого применения из-за ограниченной проходимости местности для автомобилей и мотоциклов. В горах пеший посыльный иногда может доставить документ быстрее, чем связной на автомобиле или мотоцикле. В качестве средств связи широко используются вертолеты.

Изучение и оценка горной местности

Изучение горной местности войсками обычно производится по топографическим картам,. специальным картам, описаниям, аэроснимкам и данным разведки и рекогносцировки.

При осмотре участков горной местности командиры и разведывательные подразделения детально изучают формы рельефа, которые могут быть использованы для организации наступления или обороны, устройства командно-наблюдательных пунктов, огневых (стартовых) позиций и для целеуказания. Определяют скрытые подступы к противнику и со стороны противника, оценивают условия проходимости, маскировки и укрытия войск от ядерного оружия и других средств поражения. Данные разведки (рекогносцировки) отмечаются на топографической карте и в боевых графических документах.

Штабы частей и соединений изучают горную местность в основном по топографическим картам, аэроснимкам и различным описаниям. В горных районах наблюдается определенная зависимость масштабов топографических карт (необходимых войскам для изучения местности и ведения боя) от высоты гор и сложности рельефа. В высоких и средиевысотных горах со сложным рельефом и ограниченной проходимостью темпы наступления снижаются, войскам требуются более подробные карты, например карты масштабов 1:50000 и 1 : 100000. В низких горах и предгорных районах проходимость местности лучше, темпы движения выше; войскам здесь потребуются карты более мелких масштабов, например 1 : 100000 и 1 : 200 000.

Командиры и штабы каждого рода войск изучают горную местность с учетом своих решаемых задач, технических и организационных возможностей. При оценке положительного или отрицательного влияния местности на решение поставленных боевых задач все войска обязательно изучают:

1) защитные свойства горного рельефа и растительности; при этом выявляются участки местности, обеспе чивающие максимальное укрытие живой силы и техники от поражающего действия ядерного оружия; отмечаются участки, опасные для размещения или движения войск из-за обвалов, снежных лавин, а также участки дорог, которые могут оказаться разрушенными в ходе боя;

2) условия проходимости горной местности; при этом определяются основные магистральные дороги, их доступность для той или иной техники, пропускная способность дорог, возможная скорость движения по дорогам, их техническое состояние и т. д , выявляются направления, пригодные для оборудования объездов разрушенных участков дорог и прокладки колонных пу тей; определяются возможности движения машин вне дорог; при изучении маршрута по карте разграничивают и отмечают наиболее крутые и длинные подъемы и спуски определяют их крутизну и протяженность.

В заключение, как и в условиях всякой другой местности, по топографической карте изучают условия маскировки, наблюдения, ведения огня, инженерного оборудования местности и связи с учетом рельефа гор, растительного покрова и почво-грунтов данного района.

При оценке горной местности кроме топографических карт войскам необходимы и специальные карты, содержащие дополнительные данные о состоянии дорог; подробные характеристики перевалов и подходов к ним, горных проходов, участков долин, подвергающихся систематическим завалам снежными лавинами и камнепадами; данные о режиме рек в период проведения боевых действий, о наличии в районе источников воды, о проходимости местности вне дорог И т. д.

Для изучения состояния местности перед началом боевых действий и в ходе их, а также оборонительных сооружений противника, его огневых средств, мест сосредоточения живой силы и боевой техники используются данные воздушного фотографирования. Аэроснимки дают более свежие и подробные сведения о местности. Особенно важную роль играют аэроснимки как документ, отражающий в наглядной форме изменения местности, подвергшейся ядерным ударам. Однако при изучении местности по аэроснимкам необходимо иметь в виду, что на них горная местность изображается с большими искажениями. Поэтому по аэроснимкам можно лишь в общем виде изучать горную местность, но нельзя измерять расстояния, углы, площади и высоты.

По книге П.А Иванькова и Г.В. Захарова

__________________________