ВЛИЯНИЕ РЕК НА БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВОЙСК

Реки как водные преграды

Водные объекты — реки, каналы, озера, водохранилища — оказывают большое влияние на боевые действия войск. Особенно большую роль в этом играют реки, имеющие широкое распространение на всех театрах военных действий. Как в прошлом, так и в настоящее время тактика и оперативное искусство рассматривают реки в качестве естественных препятствий или преград на пути движения войск; природных рубежей, удобных для организации устойчивой обороны; путей сообщения, пригодных для транспортировки войск и грузов; источников водоснабжения войск; ориентиров для авиации и т. д.

Различные водные объекты, чаще всего реки, принято называть водными преградами. В сочетании с заранее подготовленными искусственными заграждениями и разрушениями на путях движения войск водные преграды в значительной мере осложняют их наступательные действия. На ряде театров военных действий форсирование водных преград наступающими войсками будет являться часто повторяющимся явлением. Так, например, на территории Европы реки шириной до 100 м встречаются примерно через каждые 35—60 км, реки шириной 100—300 м — через 100—150 км и шириной свыше 300 м — через 250—300 км. Это значит, что в современных условиях наступающим войскам каждый день придется преодолевать несколько водных преград различной ширины. Это подтверждается также многими примерами Великой Отечественной войны. Так, в Висло-Одерской операции в январе 1945 г. (при глубине ее 600 км) нашим войскам пришлось преодолевать 20 водных преград средней ширины, т. е. в среднем одну реку через 30 км, не считая мелких рек и каналов.

В период Великой Отечественной войны перед советскими наступающими войсками со всей остротой встала проблема стремительного форсирования водных преград по возможности без резкого снижения общего темпа наступления. В решении этой задачи наши войска достигли немалых успехов. Так, в небывало короткие сроки были форсированы с ходу такие крупные реки, как Днепр, Днестр, Неман, Буг, Висла, Одер и др.

Применение ядерного оружия обеспечивает стремительный выход войск к водному рубежу, мощное подавление организованной на его берегу обороны и форсирование этого рубежа на широком фронте без существенного снижения темпов наступления. Такой вид форсирования снижает опасность ядерных ударов противника по скоплениям войск у переправ. Таким образом, в условиях применения современных средств поражения для обеспечения успешного развития наступления основным способом форсирования водных преград является форсирование их с ходу, на широком фронте.

Тактические свойства рек

Характер и степень влияния рек на боевые действия войск зависят от их количества (густоты) в данном районе, расположения (направления относительно друг друга) и свойств каждой отдельной реки как преграды. Оперативно-тактическое значение реки как водного рубежа определяется особенностями ее долины и поймы, шириной и глубиной русла, скоростью течения, характером обороны противника на реке, наличием гидротехнических сооружений, а также временем года и состоянием погоды.

Важными элементами каждой реки являются ее долина и пойма. В некоторых случаях форсирование реки осложняется необходимостью преодоления глубокой речной долины или широкой заболоченной поймы. Так, например, летом 1943 г. войска 21-й армии Западного фронта, успешно развивая наступление, овладели г. Ельня и продвигались в направлении Орши. На пути встретилась р. Мерея. Судя по карте, она имела ширину всего 8—12 м. Серьезного значения ей не придали, разведку ее не организовали. Но когда войска подошли к реке, путь им преградила заболоченная пойма шириной 160—230 м. После прошедших дождей она оказалась непроходимой для танков и колесных машин. На инженерные работы для преодоления этой преграды потребовалось двое сугок.

В горных районах реки вырабатывают узкие и глубокие долины 12), которые в своих верховьях труднодоступны для войск. Форсирование таких рек очень сложно. Ниже по течению долина горной реки постепенно расширяется, ее склоны становятся положе, русло реки занимает только часть поймы. Такие долины допускают движение войск, по ним прокладываются автомобильные дороги, в долинах размещаются населенные пункты. Имея значительную глубину (500—1000 м), горные речные долины являются хорошими укрытиями от поражающих факторов ядерных взрывов, центры которых находятся в стороне от долины.

Долины равнинных рек, как правило, имеют небольшую глубину (50—80 м) и пологие склоны. Ширина же поймы крупных равнинных рек нередко достигает 10— 20 км. В сухой период года она обычно доступна для транспорта, но весной, осенью и после обильных дождей летом проходимость поймы почти каждой равнинной реки резко снижается, что, естественно, усложняет преодоление водной преграды. От характера склонов долины (крутизны, расчлененности оврагами, наличия леса) и от характера поверхности поймы (рельефа, заболоченности, наличия озер-стариц) зависят качество подходов к реке, необходимость и объем инженерного оборудования — подготовки съездов, сооружения насыпей, гатей, водоотводных каналов и т. п.

Русло и водный поток — основные элементы реки, определяющие ее как водную преграду. Русло реки характеризуется своей шириной, глубиной, характером грунта и уклоном дна, крутизной берегов, извилистостью, разветвленностью, наличием на реке плотин и других гидротехнических сооружений. Одним из основных параметров реки как преграды является ее ширина, от которой зависят: вид переправ, их количество и емкость; потребность в переправочных средствах; скорость наведения мостов и время переправы на плавучих средствах; длительность пребывания переправляющихся войск под огнем противника.

Большая ширина реки замедляет темпы переправы войск, сосредоточение сил и средств на противоположном берегу и затрудняет ведение эффективного огня с исходного берега по противнику для поддержания переправляющихся войск. На широкой реке переправляющиеся войска более продолжительное время находятся на воде и поэтому в большей степени подвержены огневому воздействию противника.

Ширина реки — величина весьма переменная: она зависит от водности реки, времени года, попуска воды из водохранилища и некоторых других факторов.

Реки по ширине русла делят на узкие (до 60 м), средние (от 60 до 300 м) и широкие (более 300 м).

Узкие реки преодолеваются частями и подразделениями мотострелковых войск обычно с использованием штатных переправочных средств. При этом используют имеющиеся на реках мосты, броды или оборудуют переправы.

Средние реки форсируют с использованием штатных и приданных переправочных средств. На таких реках, как правило, применяются мостовые и паромные переправы.

На широких реках возможны все виды переправ; они оборудуются с участием инженерных войск. Форсирование очень широких устьевых участков рек, а также проливов и заливов осуществляется, как правило, десантно-паромным способом с привлечением кораблей военно-морского флота.

Второй важной характеристикой русла реки, определяющей вид переправы, является его глубина. Глубина русла реки зависит от ее водности, ширины, скорости течения н изменяется в течение года.

По глубине реки обычно делят па мелкие, средине и глубокие.

Мелкие реки войска преодолевают вброд и с помощью простейших табельных и подручных переправочных средств. Переправа вброд организуется в том случае, если глубина реки не превышает величин, указанных в табл. 9.

Таблица 9 Предельная глубина брода для различных машин

Глубина брода, м, при скорости течения

Род войск и тип мзшнн

до 1 »[сек

до 2 м/сек

более 2 м/сек

Мотострелковые подразделения в

пешем порядке .........

1.0

0,8

0,6

Машины н бронетранспортеры-

ГАЗ-69..........

0,6

0,5

0.4

ГАЗ-бЗ, ЗИЛ-151, ЗИЛ-157,

БТР-152..........

0,8

0,7

0,6

КрЛЗ-214..........

1,0

0,9

0,8

Танки н САУ:

средние.......... .

1,2

1,1

1,0

тяжелые..........

1,5

1,4

1,3

Гусеничные тягачи- АТ-Т, АТ-С,

С-100..............

0,8

0.7

0,6

Реки второй группы танки и некоторые бронетранспортеры преодолевают по глубокому броду или под водой по дну реки, а все остальные машины и войска — на переправочных средствах. Реки третьей группы все сухопутные войска преодолевают только на переправочных средствах.

Переправа личного состава и всех «неплавающнх» машин осуществляется с применением десантных, паромных и мостовых переправ. При этом устройство паромных переправ из табельных средств возможно при глубине реки не менее 1 м. Свободное плавание, например плавающих танков 14), осуществляется на больших глубинах.

Одной из важных характеристик рек является скорость течения воды. Скорость течения оказывает влияние на выбор переправы. От нее зависит продолжительность рейса десантных паромных средств, а также глубина брода и возможность переправы танков под водой. Знание скорости течения необходимо при установке заграждений в русле реки, например мин, и при наводке наплавных мостов.

Скорость течения зависит от водности реки, продольного уклона и характера строения русла. Средняя скорость течения у спокойных относительно небольших равнинных рек, таких, как Ока, Висла, Одер, составляет 0,5—0,6 м/сек, у крупных равнинных рек типа Волги, Днепра—-до 1,0 м/сек и у горных рек —до 3—6 м/сек и даже больше.

По скорости течения реки обычно делят на группы (табл. 10).

Таблица 10 Классификация рек по скорости течения

Скорость течения, м/сек

Характер течения

равнинных рек

горных рек

Слабое.............

Менее 0,5

Менее 2,0

Среднее...........

0,5—1,0

2,0—4,0

Быстрое ..... .......

1,0—2,0

4,0—6,0

Весьма быстрое........

Свыше 2,0

Свыше 6,0

В различных частях русла реки в зависимости от его строения скорость течения неодинакова 15). Наибольшая скорость наблюдается на фарватере. Вдоль реки скорость течения также меняется: в узких местах и на перекатах она больше, чем в расширенных и глубоких участках плесов. На реках с быстрым н весьма

Рис. 15. Элементы строения русла реки

быстрым течением переправа на паромах и наплавных мостах, а также переправа танков по дну реки весьма затруднены.

При форсировании реки войсками вброд большое значение имеет характер грунта дна. Твердые каменистые и песчаные грунты являются более благоприятными в отношении проходимости, чем мягкие илистые. Грунт дна русла зависит от геологического строения района и скорости течения реки. В горных реках дно, как правило, каменистое, галечниковое, а в равнинных — песчаное, глинистое или илистое. Чем больше скорость течения, тем тверже грунт дна реки. Соотношение скорости течения и характера грунта дна реки можно выразить данными, приведенными в табл. 11.

Таблица 11

Зависимость характера грунта дна реки от скорости течения

Скорость течения, я/сек

Вероятный грунт дна

0,1—0,25 Илистый

0,25—0,5 Песчаный

0,5—1,0 Крупнозернистый песок

1,0—1,5 Плотная глниа, гравий

Более 1,5 Галька, глыбы камней

При переправе боевой и транспортной техники вброд или под водой важное значение имеет характеристика берегов русла — их крутизна, высота и плотность грунта.

Для современной транспортной техники и переправочных средств крутизна спусков и выходов из воды не должна превышать 10—12°. Крутые, обрывистые берега срезают и укрепляют их поверхность. Спуски и выходы из реки устраиваются с помощью землеройных машин, танков с бульдозерным оборудованием или взрывчатых веществ.

При оценке берегов русла уясняют степень их влияния на расположение переднего края позиций, располагаемых у реки (в обороне), а также выбор участков для форсирования (в наступлении). С этой целью устанавливают доступность берегов для спуска к воде боевой и переправочной техники, особенно в местах, удобных для организации переправы вброд, десантных переправ и переправ танков под водой.

Извилистость и расчленение русла оказывают существенное влияние на выбор мест переправы и построение обороны на берегу реки. В обороне характер извилистости и разветвленное™ реки учитывается при выборе переднего края и расположении боевых порядков. Чем больше извилин, тем благоприятнее условия для построения обороны. При наступлении наиболее выгодными для форсирования местами считаются излучины реки, обращенные выпуклостью в сторону наступающего, так как здесь можно лучше прикрыть переправу войск огнем с флангов. Действуя в полосе местности, где река имеет большие извилины, войскам иногда приходится форсировать ее по нескольку раз на разных участках.

Сильно разветвленные участки рек с большим количеством широких протоков, островов, отмелей, стариц затрудняют организацию всех видов переправы. В этих условиях войскам приходится форсировать не одну, а несколько рек, расположенных на небольшом удалении одна от другой и нередко разделенных между собой заболоченными участками поймы. При этом немало занимает времени многократное развертывание и свертывание переправочных средств, а также устройство гатей, дорожных покрытий между протоками и их форсирование. Наконец, извилистость и расчлененность русла значительно ухудшают условия судоходства и уменьшают возможность боевого применения речных судов.

Скорость течения, ширина, глубина и другие характеристики рек значительно изменяются по сезонам года (см. гл. 13), а также при перекрытии их плотинами. В настоящее время многие реки в обжитых районах перекрыты плотинами от верховьев до устья. Это приходится учитывать при оценке рек как водных препятствий.

Сооружение плотины ведет к образованию водохранилища, затоплению поймы и части долины реки и ее притоков, к повышению уровня и снижению скорости течения воды, а также к заилению дна не только у плотины, но и далеко вверх по реке. Форсирование таких искусственных водоемов намного сложнее, чем обычных рек. Наличие гидротехнических сооружений на водохранилищах увеличивает значение водных преград, так как, используя эти сооружения, противник может сравнительно быстро изменить уровень воды выше и ниже плотины и этим ликвидировать имеющиеся на реке броды, разрушить существующие переправы и вызвать искусственное заболачивание поймы.

Из истории Великой Отечественной и второй мировой войн известны случаи использования гидротехнических сооружений для понижения уровня воды в водохранилищах или создания активного затопления, что улучшало условия форсирования или приводило к его срыву. Так, например, при форсировании р. Сестра, умело используя гидротехнические сооружения, наши наступающие войска смогли резко понизить уровень воды в реке на участке между Сестрорецком и Белоостровом, в результате чего открылось несколько бродов, по которым успешно переправились пехота и танки. В августе 1944 г., открыв шлюзы Августовского канала, немецко-фашистские войска затопили пойму р. Нетта (имеющую ширину до 2 км) слоем воды в 10—30 см, что сильно затруднило ее форсирование нашими войсками. Разрушение отступающими гитлеровскими войсками в феврале 1945 г. затворов гидроузла Швамменауэль вызвало затопление поймы р Рур на глубину около метра, что превратило ее, по словам генерала армии США О. Н. Брэдли, «в болото, слишком мелкое для спуска десантных средств и слишком глубокое и топкое для перехода вброд». В результате этого наступление 1-й и 9-й американских армий было задержано на две недели.

Таким образом, на реках, имеющих крупные водохранилища, в короткие сроки можно добиться резкого подъема воды с помощью затворов или частичным разрушением плотин. В этом случае уровень воды в реке ниже плотины может подняться на 3—6 м, а волна попуска распространиться по течению на 70—80 км. На некоторых реках с крутыми склонами долины, особенно в горах, можно перекрыть русло путем взрыва и обрушения прибрежных скал, что также вызовет большой подъем воды и затопление вышележащих участков поймы.

Форсирование рек при попусках воды через плотины после прохода волны пуска (которая движется со скоростью 15—25 км/ч) почти не будут отличаться от того, как оно проводится в период паводка. Однако изменение параметров водной преграды в этом случае произойдет быстрее, чем при естественных паводках. Кроме того, если паводки можно заранее предвидеть, то время пуска воды из водохранилища противников предугадать трудно. Поэтому, чтобы предотвратить возможность внезапного затопления противником поймы реки во время форсирования, иногда разрушают плотину задолго до подхода войск к реке.

При затоплении поймы скрытые под водой неровности рельефа, пни, поваленные деревья и другие местные предметы, а также минно-взрывные заграждения и переувлажненные грунты резко затрудняют подходы к руслу. При этом из-за мелководья не могут осуществляться паромная переправа и переправа по наплавным мостам. Однако и после того, как вода сойдет с затопленных участков, переувлажненные грунты поймы в течение продолжительного времени остаются труднопроходимыми для транспорта.

Специфическими особенностями отличаются устьевые участки рек приморских низменностей. Такие участки, как правило, имеют большую ширину, глубину, разветв-ленность русла на протоки и заболоченные подходы. Уровень воды в них часто меняется под воздействием морских приливов, паводков и ветра с моря, вследствие чего реки иногда выходят из берегов и затопляют широкие поймы. Поэтому русла крупных рек на приморских равнинах часто бывают ограждены земляными или каменными дамбами, возвышающимися над ноймой на 3—4 м. Такие дамбы затрудняют форсирование рек, а их разрушение ведет к быстрому затоплению больших площадей прилегающей низменности.

Большая ширина и глубина водных преград на приморских направлениях, а также значительное колебание уровня воды и скорости течения затрудняют, а в ряде случаев исключают наводку наплавных и постройку низководных мостов. При форсировании широких устьев рек и заливов увеличивается продолжительность рейса, а высокие ветровые волны затрудняют применение переправочных средств. Через широкие затопленные поймы приходится устраивать эстакады, а через прирусловые дамбы оборудовать переходы.

Разведка реки

Успех наступательных и оборонительных действий войск на реках, особенно при форсировании их с ходу, во многом зависит от своевременности и полноты разведки водных преград.

В предвидении форсирования в задачу разведки входит: изучение подходов к реке в местах возможных переправ, защитных и маскирующих свойств местности вблизи участков форсирования; выбор мест для размещения пунктов управления и позиций огневых средств; выбор участков, наиболее пригодных для переправы войск различными способами.

Наиболее удобными для форсирования считаются участки реки, имеющие доступные склоны долины и берега русла, ровную незаболоченную пойму, скрытые подступы и хорошую маскировку. Исходный берег реки в этом месте должен господствовать над противоположным, чтобы обеспечить удобство наблюдения за переправой и организацию прикрытия переправы огнем танков и артиллерии.

На участках, избранных для форсирования, намечаются места для переправы войск вброд, танками по дну и на самоходных переправочных средствах. Для переправы вброд выбираются наиболее мелкие участки русла с равномерным течением, твердым дном и пологими берегами. Чаще всего броды встречаются на уширенных участках русел (перекатах) с очень пологими берегами. Признаками бродов, хорошо заметными на местности и на аэроснимках, являются дороги, тропы и отдельные колеи, оканчивающиеся у одного берега и продолжающиеся на другом, мелкая зыбь на поверхности воды, характерная для речных отмелей.

Все необходимые сведения о реке войска получают с топографических и специальных карт, аэроснимков и описаний, а также в результате проведенной инженерной разведки реки.

По современным советским топографическим картам крупных и средних масштабов (1:50000—1:200 000) можно определить: общий характер речной сети района и данной водной преграды; основные характеристики долины и поймы реки (ширину, глубину, расчлененность и крутизну склонов, рельеф поймы), ширину и глубину русла, скорость течения, грунт дна, характер берегов, наличие бродов, переправ и гидротехнических сооружений. При изучении реки по картам необходимо иметь в виду, что они передают состояние местности на год съемки и на самый сухой (меженный) период лета, когда уровень воды в реке минимальный. Поэтому в другое время года, например весной или осенью, некоторые характеристики реки будут отличаться от показанных на карте.

При изучении реки хорошим дополнением к топографической карте являются крупномасштабные аэроснимки (1:5000—1:10000), полученные незадолго до начала форсирования. По ним можно определить ширину реки на участках форсирования, состояние поймы, прилегающей к реке территории, и характер обороны противника.

Ряд сведений о реке, необходимых командованию, но отсутствующих на топографических картах, содержат лоцманские карты и лоции (на судоходные реки), справки о местности на листах карты масштаба 1:200 000, а также специальные географические и гидрологические описания и справочники на территорию данного театра военных действий.

В ходе разведки и развертывания переправ особое внимание уделяется защите войск и переправ от оружия массового поражения. Одним из требований защиты переправ является рассредоточение их по фронту (на расстояния, исключающие возможность одновременного поражения двух смежных переправ (паромных, мостовых) одним взрывом ядерного боеприпаса средней мощности.

Использованию рек как источников водоснабжения может воспрепятствовать их радиоактивное или химическое заражение. Радиоактивное заражение рек, как и других открытых водоемов, может произойти в результате непосредственного выброса в реку продуктов ядерного взрыва, поглощения водой радиоактивной пыли, а также через воды, стекающие в водоем с зараженной территории.

В воде всегда содержится много различных примесей, которые при облучении потоком нейтронов в момент ядерного взрыва или через другие вещества, попавшие в воду, приобретают наведенную радиацию. И чем выше мутность и минерализация воды в реке, тем будет большим ее радиоактивное заражение.

Попав в воду или образовавшись в воде, радиоактивные частицы переносятся течением и поэтому заражение может распространиться далеко вниз по течению реки. Концентрация радиоактивно зараженных частиц в воде быстро снижается за счет их рассеяния, распада и выпадения в осадок. Однако использование речной воды для нужд войск в районе боевых действий разрешается только после тщательного ее радиометрического и химического контроля.

Величину продольных уклонов на железных и автомобильных дорогах принято обозначать отвлеченным числом, выражающим отношение высоты подъема к его протяженности. Так, например, цифра 0,013 обозначает, что на каждые 1000 м дороги подъем (спуск) будет составлять 13 м. Это число может быть выражено также в процентах (1,3»/о) или промилле (130/оо)- Уклоны в 1°/0 соответствуют крутизне 0°35'; 5°/о—2°52'; 10»/о—5°43'; 15%— 8°32'; 20"/о—11°19\

П.А. Иваньков и Г.В. Захаров