ВЛИЯНИЕ РЕЛЬЕФА НА БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВОЙСК

Морфометрические характеристики рельефа

Рельеф является одним из основных элементов местности, определяющих ее тактические свойства. Он оказывает большое влияние на проходимость местности войсками, на условия наблюдения, маскировки, построение боевых порядков, характер инженерного оборудования местности, защиту войск от действия обычного и ядерного оружия. Тактические свойства рельефа в первую очередь зависят от его основных морфометрических показателей: абсолютной высоты, вертикального и горизонтального расчленения и крутизны скатов. Эти характеристики лежат в основе известного деления местности по рельефу на равнинную, холмистую и горную.

Влияние абсолютной высоты на боевые действия войск. Высота местности над уровнем моря (абсолютная высота) наряду с географической широтой является одним из факторов, определяющих климатические условия района. С увеличением высоты на каждые 100 м температура воздуха понижается в среднем на 0,6° С, атмосферное давление снижается на 8—10 мм (приложение 2), плотность воздуха — на 1,2%. С высотой заметно возрастает количество осадков и скорость ветров. Все эти изменения метеорологических элементов создают в горах, на высоте 2—3 тыс. м и более, суровые климатические условия, затрудняющие действия войск.

Понижение температуры с высотой приводит к возрастанию продолжительности неблагоприятного для боевых действий зимнего сезона в горах с сильными морозами и глубоким снежным покровом. Так, в южных горных районах СССР на каждые 100 м подъема продолжительность залегания снежного покрова увеличивается в среднем на 8—10 дней, а в полярных районах она составляет 16—20 дней. Зависимость продолжительности зимних условий от высоты местности приведена в табл. 6.

Таблица 6

Длительность залегания снежного покрова на разных высотах северного склона Большого Кавказа

Показатели

Высота, м

500

1000

1500

20Э0

-■500

3000

Л5ии

Дата установления

снежного покрова

23.12

11.12

29.11

17 11

5.11

25.10

15.10

Дата схода снежного

покрова .....

5.4

27.4

21). 5

15.5

8.6

1.7

25.7

Число дней со снеж

ным покровом . .

103

137

111

179

215

249

282

Таким образом, в горных районах на высотах 1500— 2000 м над уровнем моря до полугода наблюдаются зимние условия, затрудняющие или вообще исключающие боевые действия войск.

Наблюдаемое в горах понижение атмосферного давления и низкие температуры воздуха ухудшают режим работы двигателей машин, снижают их мощность и увеличивают расход горючего. Так, по мере подъема в горы заметно снижается мощность двигателей боевых и транспортных машин, уменьшается грузоподъемность автомобилей и увеличивается расход горючего.

Низкие температуры, разреженность воздуха и плохое состояние горных дорог в значительной степени снижают скорость движения па марше и маневренность боевой техники, в связи с чем сокращается величина суточного перехода и повышается физическая нагрузка. Так, на высотах более 2000 м при крутизне подъемов и спусков на дорогах 5—10° скорость автомобильных колонн не превышает 15 20 км/ч, а норма суточного перехода сокращается в полтора — два раза но сравнению с движением на равнине.

Снижение атмосферного давления в горах ведет к понижению температуры кипения воды. При подъеме на каждые 1000 л температура кипения воды снижается в среднем на 3,23 (приложение 2), что ведет к повышению испаряемости воды в моторах с водяным охлаждением, увеличению продолжительности варки пищи и расходу топлива для этой цели. На высотах более 2500 м овощи н мясо развариваются очень медленно, капуста, например, вместо 30 мин варится 1,5—2 ч, а мясо не менее 3 ч.

Низкие температура н давление в высокогорных районах затрудняют боевые действия, снижают работоспособность личного состава, вызывают общую вялость организма, сердцебиение и головные боли. На высотах более 3000 м наблюдаются массовые случаи заболевания горной болезнью. Срок пребывания людей в противогазах в таких районах снижается в 1,5—2 раза по сравнению с низменностью.

В горах значительно усложняется боевое применение авиации. Уменьшение плотности воздуха с высотой отражается на устойчивости полетов и грузоподъемности вертолетов. Резкое чередование скалистых горных хребтов и глубоких узких ущелий делает опасными полеты самолетов на малых высотах.

По той же причине в горных районах импульс светового излучения на одинаковых расстояниях от центра ядерного взрыва по сравнению с низменной местностью возрастает в 1.5—2 раза. Наконец, в горах по мере увеличения высоты занижаются показания дозиметрических приборов. Поэтому при определении уровней радиации в горах в отсчеты приборов надо вводить поправочные коэффициенты: на высоте 1000 м—1,1, на 2000 м—1,3 и на 3000 м— 1,5.

В горах выпадает осадков в 1,5—2 раза больше, чем па прилегающих равнинах. Сильные ливни летом вызывают в горах резкие колебания уровня воды в реках, образование селен, оползней н обвалов, а зимой обильные снегопады приводят к образованию снежных лавин. Все это снижает доступность горной местности для боевых действий войск.

С высотой изменяются процессы, формирующие рельеф, а также типичные формы рельефа и их тактические свойства.

В высоких горах (более 2000 м, рис. 8) господствуют альпийские формы рельефа: остроконечные вершины, угловатые гребни хребтов, крутые скалистые скаты, множество каменистых осыпей, а также вечные снега и ледники, заполняющие углубления и верховья горных долин. По характеру рельефа и суровым климатическим условиям высокогорные районы практически не пригодны дтя ведения боевых действий. Они доступны лишь для специально обученных подразделений, оснащенных легким вооружением п альпийским снаряжением.

Для среднсвысотных гор (1000—2000 м, рис. 9) п низких гор (500—1000 м, рис. 10) характерны более плавные и пологие формы рельефа: прямолинейные хребты, четко выраженные горные долины с менее крутыми склонами, поросшими травой или лесом Боевые действия в средневысотных горах затруднительны. Движение войск возможно только по отдельным направлениям— горным проходам, долинам рек и вдоль широких хребтов и плоскогорий. Значительная крутизна скатов и редкая сеть дорог ограничивают применение танков и крупногабаритной техники. В низких горах возможны боевые действия всех родов войск, как и на равнинной местности.

Поверхность равнин, расположенных ниже 500 м над уровнем моря, представлена крупными пологими формами рельефа, расчлененными сетью речных долин, балок и оврагов. Этот рельеф оказывает минимальное отрицательное влияние на боевые действия войск.

Наиболее удобной для ведения боевых действий считается равнинно-холмистая местность. Холмистый рельеф не затрудняет движение войск и в то же время обеспечивает скрытное от наземного наблюдения противника передвижение и развертывание больших масс войск, оснащенных разнообразной боевой техникой, а также облегчает выбор позиционных районов для ракетных войск и артиллерии и защиту войск от ядерного оружия

Таким образом, доступность территории для боевых действий войск уменьшается с увеличением ее высоты над уровнем моря: чем выше местность, тем больше ее расчлененность и крутизна скатов, тем суровее климат и тем меньше она пригодна для боевых действий войск

Вертикальное и горизонтальное расчленение рельефа

Второй важной характеристикой рельефа является степень вертикального расчленения, или относительные превышения одних точек местности над другими, которые создаются чередованием положительных и отрицательных форм рельефа. Вертикальное расчленение зависит от абсолютной высоты, геологического строения и климата района Чем выше территория над уровнем моря, тем больше степень расчленения. В качестве ее показателя обычно принимаются наибольшие или средние относительные превышения на единицу длины по определенному направлению (например, на 2, 5, 10 км) или на единицу площади (например, для листа топографической карты), а также относительные высоты (глубины) типичных форм рельефа (хребтов, долин, гряд, балок, холмов и т. д.).

От степени вертикального расчленения рельефа зависят многие тактические свойства местности: условия проходимости, радиосвязи, наблюдения, ориентирования, маскировки и защиты войск от ядерного оружия. Так, например, даже незначительное расчленение равнинной территории долинами рек, балками и оврагами ведет к снижению скорости движения машин вне дорог п услож-пяет оборудование колонных путей. Территории с мелким и средним расчленением обладают ограниченной проходимостью, а среднегорные и высокогорные районы вообще недоступны для механизированного транспорта.

С увеличением расчленения рельефа ухудшаются условия наблюдения и радиосвязи. Дальность радиолокации и радиосвязи на ультракоротких (от 1 мм до 10 м) и наиболее коротких волнах (от 10 до 50 м), распространяющихся почти прямолинейно, в горных районах намного меньше, чем на равнине. Энергия радиоволн поглощается или отражается скатами высоких гор. Более длинные радиоволны обладают способностью огибать неровности рельефа, если его относительные превышения меньше длины волны, но и при этом происходят потери электромагнитной энергии волн, что ведет к сокращению дальности связи.

С увеличением вертикального расчленения возрастают защитные возможности рельефа от обычного и ядерного оружия. Так, если мелкие углубления (промоины, овраги, балки) лишь частично снижают силу ударной волны и могут служить укрытием для мелких подразделений, то горные долины глубиной 500—1000 м в определенных условиях могут служить надежным укрытием для крупных группировок войск (при условии, если взрыв произойдет в стороне от долины). На территории с большим перепадом высот всегда имеется много скрытных подступов и мертвых пространств. Такая местность обычно более благоприятна для организации обороны и менее благоприятна для наступления.

Горизонтальное расчленение рельефа. Степень расчленения земной поверхности сетью отрицательных форм рельефа (речных долин, балок и оврагов) прежде всего оказывает влияние на характер дорожной сети и проходимость местности вне дорог. На территории с большой густотой расчленения рельефа трассы железных н автомобильных дорог, как правило, извилистые, с большим количеством уклонов, насыпей и выемок, мостов, труб и других сооружений. Такие дороги легко вывести из строя, но восстанавливать их или оборудовать объезды разрушенных участков дорог и колонные пути трудно. Движение транспорта вне дорог в этих условиях ограничено, так как сопряжено с преодолением многочисленных понижений с крутыми скатами.

В качестве показателя степени горизонтального расчленения поверхности равнинной местности обычно принимается количество отрицательных форм, приходящихся на единицу длины маршрута того или иного направления, или среднее расстояние между ними. Частоту расчленения поверхности можно легко оценить по топографической карте путем подсчета числа долин рек, балок, оврагов и глубоких лощин, которые могут затруднить движение данного типа машин вне дорог по тому или иному маршруту (направлению).

Как показывают исследования, на всхолмленных равнинах лесной зоны частота расчленения поверхности отрицательными формами рельефа колеблется в среднем от 3 до 7 км. В лесостепной зоне с более густой сетью балок и оврагов частота расчленения составляет 1,5—3 км. В степных же районах с редкой сетью рек минимальная степень расчленения территории от 7 до 20 км, а в отдельных случаях расстояние между смежными долинами рек или балками достигает 30 км и более.

В горной местности горизонтальное расчленение в сочетании с вертикальным в первую очередь характеризует защитные свойства рельефа. Поэтому степень горизонтального расчленения гор обычно выражают не частотой чередования положительных и отрицательных форм на том или ином направлении, а средней длиной скатов горных хребтов и их отрогов. Исследования показывают, что горный рельеф по степени горизонтального расчленения (длине скатов) можно разделить на три группы (табл. 7).

Таблица 7

Деление горной местности по степени горизонтального расчленения

Характер поверхности

Средняя длина

(формы рельефа)

скатов долин, м

Слаборасчлененная (крупные) . Среднерасчлененная (средине) Сильно расчлененная (мелкие)

Более 2000 От 200 до 2000 Менее 200

Хорошими защитными свойствами от обычного и ядерного оружия обладают горные долины, длина скатов

5* 67

которых от подножья до гребней хребтов, измеренная по карте, равна или меньше их глубины.

Влияние крутизны скатов

на проходимость и защитные свойства местности

Одной из важных характеристик рельефа, определяющих его проходимость и защитные свойства, является крутизна скатов. В пределах равнин широкие поверхности водоразделов имеют пологие уклоны, не превышающие 3—5°, а узкие эрозионные формы рельефа (овраги, долины рек) отличаются более крутыми склонами (10—15° и более). Наибольшую крутизну скатов на равнинах имеют овраги. В песчаных и супесчаных грунтах крутизна незадернованных скатов оврагов достигает 28—32°, в суглинистых грунтах — 35—37°, а в плотных глинах верховья оврагов нередко образованы отвесными стенками до 10 м и более. Степные балки обычно имеют крутизну скатов 10—12°.

При небольшой крутизне скатов рельеф равнин оказывает минимальное влияние на проходимость местности и почти не обладает защитными свойствами. Только глубокие долины рек, балки и овраги могут служить укрытиями от светового излучения, проникающей радиации и частично ослаблять силу ударной волны ядерного взрыва. Наилучшими защитными свойствами обладают узкие глубокие овраги. Принято считать, что овраг может значительно ослабить поражающее действие ударной волны, если его глубина больше ширины поверху и если глубина оврага в десять раз больше высоты укрываемого в нем объекта.

Тактические свойства скатов (доступность для движения машин и защитные свойства) зависят не только от их крутизны, но и от характера грунта, увлажненности и растительности на скатах. По крутизне, характеру грунта и устойчивости к воздействию сейсмических толчков от землетрясений и ядерных взрывов все скаты можно разделить на две группы: скаты, крутизна которых больше угла естественного откоса, и скаты, имеющие крутизну меньше угла естественного откоса.

Скаты, крутизна которых равна или больше угла естественного откоса (приложение 3), чаще всего встречаются в горах. Такие скаты находятся в неуравновешенном состоянии; их поверхность, как правило, сложена каменистыми грунтами и не имеет растительного покрова. На них много обрывистых участков различной протяженности и высоты, а также осыпей и каменных рек (курумов). В летнее время на таких скатах наблюдаются массовые осовы осыпей, обвалы и камнепады, а зимой — снежные лавины. Причиной этого могут быть землетрясения, взрывы ядерных и обычных боеприпасов. Горные обвалы, камнепады, осовы осыпей и снежные лавины заваливают или разрушают полотно дорог, нарушают линии связи, повреждают оборонительные сооружения, запруживают реки и т. д. Все это, естественно, ограничивает маневр и замедляет темпы наступления войск.

Широко распространенные на склонах гор действующие осыпи (не поросшие травой или лесом) имеют предельные углы наклона: песчаные — 32—33°, щебенистые — 35—36°, каменистые — 36—40°.

Снежные лавины возникают на скатах крутизной 15—60° при снежном покрове более 30—40 см. Вероятность лавин зависит от состояния снега и крутизны ската. Например, старый снег устойчиво лежит на скатах в 30°, а лавины мокрого снега сходят иногда со скатов всего в 15°.

Скаты, крутизна которых меньше угла естественного откоса, более стабильны. Поверхность таких скатов сложена мелкозернистыми грунтами, задернована и покрыта растительностью. На них почти не бывает обвалов, мало осыпей и оползней.

В целом в горных районах скаты имеют большую крутизну по сравнению с равнинами; чем выше горы, тем больше преобладающая крутизна скатов. О преобладающей крутизне скатов и других характеристиках гор различной высоты можно судить по данным табл. 8.

Таблица 8 Морфометрическая характеристика гор

Тип гор

Абсолютная высота, и

Вертикальное расчленение,

м

Преобладающая крутизна скатов в градусах

Низкие..... ...

500—1000

200-500

5-15

Средневысотныс . .

1000—2000

500—1000

10—25

Высокие .........

Более 2000

Более 1000

20-45

Наиболее пологими в горах являются тальвеги лощин, русла рек и поверхности фирновых полей и ледников. Продольные уклоны тальвегов горных долин и русел рек в 3—5 раз меньше крутизны примыкающих к ним скатов. Уклоны поверхности фирновых полей не превышают 5—10°, а крупных долинных ледников 5—20°. Поэтому крупные ледники 11) обычно являются

наиболее удобными направлениями для движения пешеходов и вьючного транспорта.

Доступность скатов различной крутизны для боевых и транспортных машин характеризуется следующими данными.

Очень пологие скаты (до 5°) при сухом грунте легко преодолеваются всеми видами машин по дорогам и вне дорог. Это допустимый продольный уклон полотна автомобильных дорог высших классов.

Пологие скаты (5—10°) затрудняют движение автотранспорта. Скорость движения машин на таких скатах значительно снижается.

Скаты средней крутости (10—20°) с трудом преодолеваются (только на гЯалой скорости) колесными машинами; движение гусеничных машин по таким скатам также затруднено, но в меньшей степени

Крутые скаты (20—30°) являются предельными для всех видов автомобилей и с трудом преодолеваются танками и тракторами.

Скаты крутизной более 30—40°, учитывая состояние грунта, практически являются недоступными для всех видов колесной и гусеничной техники. Крутизна скатов, доступных для подъема при рыхлом или влажном грунте, значительно меньше. Для танков, например, на сухом песчаном грунте предельная крутизна скатов 25°, а на мокром грунте всего 20°.

От крутизны скатов зависит возможная и допустимая скорость движения пешеходов и транспорта.

Так, например, средняя скорость движения пешеходов по маршрутам с крутизной подъемов и спусков до 10 составляет 4—5 км/ч, до 20° — 2,5—3 км/ч и до 30° — 1,5—2 км/ч.

Средняя скорость движения автомобилей составляет:

— на равнинных участках местности — 30—35 км/ч\

— на спусках крутизной более 10° — не свыше 15 км/ч;

— на подъемах крутизной от 10 до 15° — 7—8 км/ч;

— на влажных скользких участках — не свыше 10— 15 км/ч.

Для колесных и гусеничных машин не менее серьезным препятствием, чем подъемы в гору, являются крутые спуски. Спуск по скатам крутизной до 25° осуществляется при торможении двигателем, а по более крутым скатам (от 25 до 45°) —с одновременным торможением двигателем и тормозами. На крутых спусках надо избегать движения с креном и с поворотами машины во избежание сползания по склону или опрокидывания.

Передвигаться по скатам можно в различных направлениях, в зависимости от этого будет изменяться и крутизна подъема и спуска. Это свойство широко используется при подъеме в гору, когда стараются передвигаться по крутым скатам зигзагообразно. Таким же путем поступают при прокладке колонных путей в горах серпантинами.

Защитные свойства скатов от ударной волны ядерных взрывов обратно пропорциональны их проходимости, т. е. чем круче и длиннее скат, тем в большей степени он может снизить силу ударной волны. Практически проходимыми для автотранспорта являются скаты крутизной менее 20°, а защитными свойствами обладают скаты крутизной более 20°.

Как известно, ударная волна ядерного взрыва обладает свойством обтекать возвышенности. Но при этом давление в ней постепенно падает н на обратных скатах значительных возвышенностей она может быть в 2— 2,5 раза меньше, чем на таком же расстоянии от центра взрыва на равнинной местности. Давление и скоростной напор воздушной ударной волны понижаются на обратных скатах с возрастанием их крутизны. Некоторое понижение избыточного давления наблюдается также за холмами с крутыми скатами. Значительно понижается давление ударной волны в узких глубоких и извилистых балках, оврагах, рвах и т. п., расположенных перпендикулярно направлению распространения волны.

Поражающее действие ударной волны ядерного взрыва возрастает на передних скатах значительной крутизны, а также в оврагах, балках и узких долинах, вытянутых в направлении распространения волны.

При наземном взрыве влияние неровностей местности на защиту от ударной волны сказывается при любых расстояниях от центра взрыва, а при воздушном взрыве— только в дальней зоне.

Складки местности при достаточной высоте (глубине) экранируют световое излучение и создают зоны полного или частичного затенения. Световой импульс значительно ослабляется в зонах полного затенения, куда проникают только отраженные лучи. В зонах частичного затенения световой импульс также несколько ослабляется, так как складки рельефа экранируют часть лучей светящейся области (сферы или полусферы) ядерного взрыва.

Необходимо отметить, что рельеф является наиболее стабильным элементом местности, формы его претерпевают заметные изменения лишь в течение десятков и даже сотен лет. Он не подвержен сезонным изменениям. Крупные формы рельефа, а также их тактические свойства остаются неизменными и после ядерных взрывов. Поэтому ориентирование войск на местности, подвергшейся воздействию ядерного оружия, будет проводиться главным образом по характерным элементам и формам рельефа, которые изображены на топографических картах и сохранились на местности.

Основными источниками сведений о рельефе при его изучении и оценке тактических свойств являются топографические карты, аэроснимки и описания территории боевых действий.

Топографические карты содержат исчерпывающие данные о рельефе, необходимые всем родам сухопутных войск. При изучении рельефа общие сведения о строении поверхности территории боевых действий целесообразно получать по картам мелких масштабов (1:500 000—1:1000 000), на которых дается обобщенное и поэтому более наглядное изображение крупных форм рельефа. Условия защиты, маскировки, ведения огня и связи можно изучать по картам средних масштабов (1 : 100 000—1 : 200000). Условия проходимости, наблюдения и инженерного оборудования местности, обусловленные рельефом, лучше изучать по крупномасштабным картам (1 : 25 000 или 1 : 50 000).

Для детального изучения условий проходимости по отдельным маршрутам, мест расположения наблюдательных пунктов и построения боевых порядков, изучения участков, опасных в отношении обвалов, камнепадов и снежных лавин, а также с целью изучения характера обороны противника наряду с топографическими картами широко используются аэроснимки различных масштабов.

При оценке тактических свойств рельефа районов, недоступных для воздушного наблюдения, а также при составлении справки о местности обширных по площади районов целесообразно использовать их геолого-географические и геоморфологические описания. В этих документах имеются количественные характеристики отдельных форм рельефа, которые отсутствуют на обычных топографических картах.

Данные о рельефе района предстоящих боевых действий, полученные в результате изучения карт, аэроснимков и описаний, дополняются данными разведки местности и противника, организуемой перед началом боя или операции

П.А. Иваньков и Г.В. Захаров

__________________________