Когда стальную проволоку с заводского склада доставили на линию связи, одного мотка хватило на несколько километров. Вот как растянулся тот самый слиток, из которого эта проволока была изготовлена! А ведь из нашего слитка получилось много таких мотков.
Стальной рельс, способный выдержать вес поезда, и тонкий стальной провод, и молоток слесаря, и нож хирурга!..
Все это раньше словно таилось в стальных слитках, похожих друг на друга, как близнецы.
Но заглянем в сталелитейный цех того же металлургического завода и убедимся, что сталь, становясь стальным изделием, претерпевает иной раз еще более удивительные превращения.
Литье из стали!
С той самой поры, как стало известно, что из чугуна можно отливать различные вещи, людей не оставляла заманчивая мысль — изготовить литье из стали. Ведь сталь куда прочнее чугуна!
В различных странах проделывались сотни опытов по созданию такой стали, которая превзошла бы «свиной металл» и в литейном деле. Все делалось для того, чтобы разведать об уже существующих способах литья из стали.
Предание рассказывает, как некий англичанин Уокэр похитил секрет литой стали у другого англичанина, уже получившего у себя в мастерской такой металл.
Однажды в морозную ночь Уокэр, одевшись в лохмотья и дрожа от холода, пришел в эту мастерскую, где шло литье, и попросил разрешения погреться возле огня. Литейщики пожалели старика и указали ему местечко в углу мастерской. Притворившись спящим, пришелец одним глазом успел все же подсмотреть, как рабочие ловко и быстро заполняют огромные горшки жидким металлом, идущим в переделку, и что добавляют к нему, прежде чем поставить горшки в печи.
Неизвестный нищий, поблагодарив литейщиков, скрылся, а вскоре на заводе Уокэра, находящемся далеко от этой мастерской, а затем и на других заводах Англии начали изготовлять литую сталь.
Сейчас литье из стали стало таким же распространенным, как и литье из чугуна.
Если можно было бы взвесить все машины и станки, работающие на фабриках и заводах мира, то оказалось бы, что половину их веса составляют сейчас литые детали. Эти части машин пришли на машиностроительные заводы уже в готовом виде.
Так, давно уже отливаются колеса железнодорожных и трамвайных вагонов, стальные плуги, огромные столы для станков и сотни других частей самых различных механизмов.
Из чугуна отливаются не только детали для машин, но и красивые решетки, архитектурные украшения, даже скульптуры. На весь мир прославились художественным литьем мастера Каслинского завода на Урале. А стальное литье идет главным образом на машиностроительные заводы. Ведь люди научились не только делать отливки из стали, но и сохранили у этого металла его прочность, готовность выдержать самые различные испытания. А это как раз и требуется в машиностроении.
Подготовка к приему стали для литья начинается еще в модельной мастерской литейного цеха.
Когда заходишь сюда, кажется, что попал на склад диковинных игрушек. Они такого огромного размера, словно предназначены для великана. Вот вагонное колесо, окрашенное яркой краской. А рядом — искусно сделанная из грушевого дерева или бука точная копия какой-то другой стальной вещи. Это и есть модели деталей, которые будут отлиты из металла.
Если внимательно осмотреть модель колеса, сделанную в мастерской литейного цеха, то сразу заметишь, что она разъемная. Из частей, которые можно легко отделить друг от друга, изготовлены и другие модели.
Когда потребуется, модели, похожие на игрушки гиганта, срочно доставляют в литейный цех. Здесь уже готовы для них большие короба-опоки, не имеющие дна. Опоки заполняют формовочной землей, приготовленной из хорошо перемолотого песка и глины. И в эту землю уложат одну за другой разъемные части модели.
Если нужно, чтобы деталь была внутри пустой, то место, которое должно оставаться свободным, заложат плотным стержнем, изготовленным из опилок и глины.
Теперь остается осторожно по частям удалить нашу разъемную модель — и форма для литья готова. Жидкая сталь попадает в эту форму через небольшое отверстие — литник — и быстро заполняет ее. Литейщики дадут остынуть металлу, и когда он из жидкого и горячего станет твердым и холодным, вынут отлитую деталь. А формовочная земля снова пойдет в работу.
Литейщики тщательно очистят поверхность литой детали, сгладят неровности — и стальное изделие готово.
Если завод получил заказ на литье большого количества одинаковых деталей, для отливок делают постоянные, прочные формы уже не из земли, а из чугуна или стали.
Ты можешь спросить, где же конец «Истории одного незнакомца», о которой тебе обещали рассказать.
Ты уже сам, наверно, догадался, что речь идет о куске руды, жизнь которого нам удалось проследить вплоть до его превращения в чугун и сталь.
Ну, конечно же, последняя встреча с ним произошла именно в литейном цехе.
Это случилось в ту самую минуту, когда была изготовлена большая партия литья и машина-автопогрузчик быстро укладывала на железнодорожную платформу, стоявшую здесь же, в цехе, готовые стальные отливки: огромные валы, маховики, колеса... Но вот автопогрузчик поднял еще одну отливку — тяжелую деталь, похожую на гигантскую стальную горсть.
Вспомни — как-то однажды мы с тобой уже видели ее в работе!
Это было на железном руднике. Экскаваторы, вооруженные именно такими ковшами-горстями, отлитыми из прочной стали, на наших глазах добывали руду, а затем легко кидали ее на движущуюся ленту-дорожку.
Вот, оказывается, какая замечательная судьба у нашего кусочка руды!
Из него изготовили чугун, потом — сталь, а из стали — деталь, которая будет теперь доставлена на машиностроительный завод, выпускающий экскаваторы.
Когда новый экскаватор построят, его отправят на рудники. Подчиняясь своему водителю — умелому машинисту, экскаватор станет добывать новую руду, которая пойдет затем на металлургический завод. Так круг замкнется.
Кусок руды завершит свою историю, начало которой было рассказано в этой книжке.
Источник: Мар Е.П. О простом железе 1955

__________________________