Религиозная общественная мысль

С возникновением классового общества религия надолго стала идеологией не только господ, но и трудящихся. Лишь она мировоззренчески обобщала все знания, придавала единство картине мира. Идеологические формы классовой борьбы угнетенных приобретали характер учений, ересей, которые так или иначе выражали настроения и интересы масс. Так возникло и христианство.

Уважаемые пользователи! Не забывайте, пожалуйста, при копировании любых материалов данного сайта яруга.рф оставлять активную гиперссылку на источник копирования.

Первые, глухие сведения о ересях на Руси относятся еще к началу XIV в., временам Ивана Калиты. Уже тогда эти движения были связаны с развитием городов. Ереси представляли собой рационалистическую критику церкви, поскольку она освящала то, что еретикам представлялось несправедливым. Экономический, политический и культурный подъем Москвы во времена Дмитрия Донского был ознаменован расцветом ереси стригольников. Успехи Москвы и объединение великорусских земель в конце XV в. как-то стимулировали распространение ереси "жидовствующих". Само название ее свидетельствует, о том что борьба религиозных идей приобретала международный характер. Дальнейший подъем Москвы, связанный с возникновением Московского царства, в середине XVI в. отразился в ереси Башкина и Косого, с элементами социалистической, кажется, утопии. Еретиками были горожане. Сельские массы почти до середины XVII в. в религиозно-идеологические движения не втягивались. Лишь глубочайший социально-экономический, политический и военный кризис Смуты начала XVII в. атастрофическое разорение страны интервентами, а затем усиление закрепощения крестьян и горожан, пауперизация населения - и кризис самой церкви ("новшества" реформ Никона), вызвавший церковный раскол - все это впервые втянуло и массы крестьянства в религиозно-политическую борьбу. И сельские массы стали посягать на церковь, которая освящала такую жизнь. Возник духовный протест, мало осмысленный. Было ясно лишь, что жить так нельзя. Традиционное сознание масс связывало все беды с посягательствами Никона на старую веру. Что крестьянину было ясно? Что традиционной правды нет. В религиозных же учениях он совершенно не разбирался. Больше того, даже среди вождей раскольников и никониан споры шли не столько из-за идей, сколько из-за ритуала: как креститься, как петь "аллилуйя", носить ли бороду? Своих отличали от никониан не по идеям. Авторитетнейший и талантливейший расколоучитель протопоп Аввакум, призывая "за мирскую правду" "душу свою положить", никониан проклинал не за их идеи, а за то, что они "собаки, бляди, митрополиты, архиепископы... воры... другие немцы русские". В митрополитах и архиепископах крестьянин не очень разбирался, но эти чувства Аввакума полностью разделял. Тем более, что знал - в старину все было лучше. И старая вера тоже.

В раскольничьем движении изучаемой эпохи наибольшее историческое значение имели общины, объединявшие купцов и близких к ним. Раскол формировал столь необходимую торговому капиталу организацию. Со временем купеческие накопления стали направляться и в промышленность. Возникают общины с коллективной собственностью и коллективным трудом. В них попадало немало разоренных крестьян, уходивших, бежавших в промышленность с голодухи. Такой коллективный труд порой создавал значительный промышленный капитал (в общинах федосеевцев). Созданные раскольничьим "социализмом" крупные промышленные предприятия со временем попадали в руки потомков основателей сект (Грачев, Гучковы, Морозовы).

Что же касается крестьянского раскольничьего движения в интересующее нас время, то наиболее значительным и типичным для крестьянства был "бегунский толк". Бегство крестьян от своих помещиков относилось к числу наиболее распространенных форм классового протеста. Толк бегунов возводил свое бегство в религиозное, богоугодное деяние. Бежали далеко-далеко на восток.

Бегуны бескомпромиссно отрицали господствующие порядки как царство антихриста, ненависть к ним возводили в религиозный догмат. Считали, что работать на барина грешно. Они отрицали не только помещичью феодальную, но и возникавшую капиталистическую собственность: "Глагол мое от дьявола введеся, все нам общее сотворил Господь. Разве можно сказать: мой свет! мое солнце! моя вода!".

Некоторые секты и толки лояльно относились к царской власти, но бегуны отрицали власть самодержавия как антихристову: "Града настоящего не имею, но града грядущего взыскую".

Вместе с тем решительное осуждение господствующих общественных порядков не всегда приводило раскольников к осознанию необходимости активной борьбы против них. Наоборот, иногда они сдерживали открытые выступления крестьянства. Раскольники искали решения общественных проблем не в борьбе, а на путях нравственного совершенства - жизнью по правде. На практике их протест ограничивался побегами и упорной, фанатической противоправительственной и противо церковной пропагандой. Они стремились при этом не перестроить общество, а выделиться из него. Если большинство сект чаяло счастья лишь "на том свете", то бегуны надеялись достичь его в результате бегства в сказочную страну своих мечтаний - где-то за Камнем (Алтаем) в "море-окияне", у каких-то Опоньских (Японских?) островов.

Староверие не только по названию, но и по определению исторически бесперспективно. Естественно усматривать склонность к нему "исторически бесперспективного класса" крестьянства, неизбежно исчезающего в эпоху капитализма. Иное дело ереси, рационалистические, протестантские движения. Ими, можно сказать, протоптана дорога к высшим достижениям цивилизации. "Нации глаголют", что это дорога в ад, но это уже другой вопрос. Сейчас хочется обратить внимание на то, что именно русское и украинское крестьянство к концу XVIII в. стало социальной базой, пожалуй, наиболее интересного протестантского движения эпохи - духовных христиан, как они сами себя называли. Перед несообразностью высокой гуманистической религиозности и общепризнанного имиджа "невежественного" крепостного крестьянства остановился один из известных исследователей этого движения П.Г. Рындзюнский. Он объяснил загадку, предположив, что создатели этого учения опирались на какие-то хранившиеся в народе традиции вольнодумства. А если подумать - какие традиции? Городских еретиков? Как эти традиции перенеслись в крестьянскую среду?

Обобщивший результаты исследования духовных христиан в советской литературе А.И. Клибанов в фундаментальном труде "Народная социальная утопия в России. Эпоха феодализма" (М., 1977) резонно считал, что объяснение возникновения учения духовных христиан - в эпохе разложения феодализма и развития капиталистических отношений. Крестьяне стали попадать на рынки, в города. Расширялись умственные горизонты, освобождались умы. Но при этом не следует забывать, что традиции крестьянской правды таили потенции самой высокой человечности и религиозности. А одаренных людей среди крестьян было немало: М. Ломоносов и Г. Сковорода были крестьянского происхождения.

Знакомясь с религиозно-общественным движением духовных христиан, поражаешься прежде всего огромной территории, охваченной им. В России - это Тамбовская, Нижегородская, Саратовская, Астраханская, Воронежская, Курская губернии и Белгородский край (Слободская Украина). На Украине - губернии Полтавская, Екатери-нославская и Таврическая. По социальному составу это однодворцы, казаки, казенные и помещичьи крестьяне. Как видим, это территории, на которых все заметнее созревали товарно-денежные отношения и обитали наиболее свободные слои сельского населения. Они живо чувствовали новые веяния в развитии человеческих взаимоотношений. Иначе складывалась жизнь на Правобережье. Там господствовали польские паны, и было не до поисков сокровенных истин жизни, потому что и без того все ясно: "Наче галич поле крис - ляхи, ушяти".

Истину и смысл жизни духовные христиане искали в христианском вероучении, в русле того его направления, которое было представлено еще святым Кириллом - просветителем славянских народов. Их "методология" - разумная вера, точнее рационалистический пантеизм.

Главные и взаимосвязанные элементы вселенной ог, природа и человек. Сущность Бога - любовь. Бог еловеколюбец. Любовь - высший закон человечества. Кто не любит ближнего, тот враг Божий.

Разве не примечательно, что духовные христиане проповедуют учение не только Христа, но и Л. Фейербаха, который тоже видел в братской любви спасение человечества.

А.И. Клибанов писал о близости оригинального украинского философа Г. Сковороды к духовным христианам и его попытках защитить их от преследований со стороны церкви и правительства. Это интересно для понимания до сих пор загадочного украинского философа. В настоящем контексте стоит заметить, что духовные христиане, как и Г. Сковорода, обращались к библейской истории для истолкования современности. С этим мы встречаемся при обосновании духовными христианами фундамента их религиозно-общественной программы - оценки действительности.

Современные им порядки они безоговорочно отрицали как мир зла, результат порабощения человека человеком - порабощения вещами, собственностью. Как видим, это близко к диагнозу Ж.-Ж. Руссо. Близко, но не тождественно. Преимущество духовных христиан над выдающимся просветителем - в историческом подходе к человеку как субъекту истории. Зло возникло еще при детях Адама и Евы - с убийства Каином своего брата Авеля. С тех пор жизнь насыщена борьбой рода Каина с родом Авеля. Каинов род стремился к обогащению (собственностью, которая порабощает человека). Каиновы люди злы, хитры, лицемерны, несправедливы. В отличие от "классового" подхода Руссо духовные христиане подчеркивали, что борьба каинова и авелева начала проходит через сердце каждого человека. Такое толкование истории не требует гильотины Робеспьера.

Власти нужны, чтобы предотвратить гибель людей от Каинова рода. Хотя на существующие власти духовные христиане не возлагали надежд. Можно догадаться, что, трезво учитывая опыт Пугачевщины и иных попыток угнетенных захватить власть, духовные христиане подчеркивали: хорошему человеку не нужны ни цари, ни власти, ни законы, ни судьи. Все дело в самих людях, можно сказать, в их вере. И духовные христиане излагали свою, истинную веру - духовное христианство (очевидно, в отличие от официального церковного христианства).

К. Маркс дал хлесткое и, может показаться, очевидное определение степени религиозности человека: чем более возлагает он надежд на Бога (а не на себя), тем он религиозней. Но это некорректное определение. Чтобы убедиться в этом, достаточно проверить его на духовных христианах. Они все надежды возлагали на Бога. И именно поэтому все надежды возлагали на человека. Ведь сущность Бога - любовь. И Бог еловеколюбец. Он с верующим. Вера в Бога означала для них и веру в истинного человека. Поэтому духовные христиане поклонялись один другому и при встрече целовались, поклоняясь таким образом Отцу и Сыну и Святому Духу. Все дело в том, чтобы пробудить в людях их лучшие, божественные свойства. Поэтому духовные христиане ставили перед собой в качестве главной религиозно-педагогическую одновременно и хозяйственную задачу - собрать хороших людей в производственные и потребительские кооперативы, коммуны, и в процессе ведения такого хозяйства воспитать нового человека. Как говорил один из их учителей Кирилл Петров, "Бог сотворил человека самовластным, по образу и подобию своему, и пропитание он иметь хочет своими руками". Трудолюбие у человека от Бога, и выход в создании трудовых братств хороших людей.

В таких коммунах нормы этических и вместе с тем социальных взаимоотношений были во многом близки к традициям крестьянской правды. Этим в значительной мере объясняются и хозяйственные успехи таких братств в сельских местностях. Однако время и религия вносили некоторые существенные коррективы в эти нормы.

Женщины были здесь равноправны с мужчинами, к ним относились как к сестрам. Браки были гражданскими. Имущество семьи переходило не к детям в наследство, а к общине. Прелюбодеяние пресекалось, и семьи были устойчивыми. Детей учили в школах трудиться и участвовать в жизни общины.

Современники отмечали развитие личности у духовных христиан. Самым глубоким убеждением человека здесь было право каждого на свои убеждения. Отсюда развитие чувства собственного достоинства. Даже правительственные чиновники в процессе гонений на этих протестантов констатировали их трудолюбие, честность, общественное согласие.

Коммуны духовных христиан по составу были разнонациональными. К тому же здесь считали, что когда люди по-настоящему познают себя и Бога, возникнет всемирное единство всех церквей, всего человечества, будет достигнуто всемирное братство.

Трудно представить более человечные поиски истинного Бога (если не вспомнить соучастия в них художников масштаба Л. Толстого). Наряду с такими поисками и в органической связи с ними общины духовных христиан порой достигали внушительных хозяйственных успехов (на Тамбовщине, в Слободской Украине). Казенная церковь и правительство преследовали "диссидентов", изгоняли их с обжитых мест в глушь, на окраины. Так у нас в Приазовье возникли поселения духовных христиан на Молочных Водах, недалеко от нынешнего Мариуполя. И здесь поселенцы обжились и достигли крупных успехов. О Молочных

Водах распространилась молва, к "соблазну" послушных сынов и дочерей официальной церкви. Вмешался царь. Николай I гарантировал сохранение нажитого добра тем, кто выйдет из общины. Каинов соблазн царя не сработал. Власти прибегли к репрессиям. Общину переселили в далекий чужой край - в Закавказье. Земли отвели не лучшие. Ходоки из России, навестившие единоверцев, писали, что жизнь там трудная, но праведная, уезжать от них не хочется. Печально известное Третье отделение канцелярии его Императорского величества, стоявшее выше законов и государственного аппарата, главные свои усилия направляло на борьбу против революционного движения и оппозиционных христиан.

Для понимания исторического значения подобных религиозных движений наиболее ценный материал представляет история США, где не было казенной церкви и правительство почти не вмешивалось в религиозную жизнь. США - страна эмигрантов. Туда уезжали, бежали религиозные вольнодумцы, сектанты со всего мира. Многие штаты были заселены разными конфессиями. Сопоставляя результаты и хозяйственного, и духовного развития штатов, где доминировали в течение длительного времени верующие той или иной конфессии, историк имеет возможность хоть в какой-то мере судить "чья вера лучше". Во всяком случае история и современность нескольких штатов несут на себе отпечаток тех или иных протестантских движений. Выводы М. Вебера о значении протестантизма для развития капитализма в Европе отнюдь не бесспорны, но понять историю Европы без учета протестантских движений невозможно. Крупнейшее протестантское общественное движение духовных христиан по своим религиозно-гуманистическим тенденциям в чем-то близко и к раннему христианству, и к современным протестантским движениям Запада. Оно выявило большой духовный потенциал русского и украинского крестьянства и демократических слоев города. Самодержавие и церковь раздавили его, но оно рассыпалось многими дееспособными осколками (духоборов, молокан), которые смешались с оппозиционным по отношению к самодержавию и казенной церкви движением староверов.

Выше отмечалась созидательная роль мировых религий и церквей в судьбах человечества. Вместе с тем было показано, что религия нашего крестьянства значительно отличалась от канонического христианства, и в частности православия. Подобные отличия массового сознания верующих от вероучения церкви свойственны многим народам. Это и позволило известному ученому современности И. Хейзинге заметить: "Европа никогда не была христианской". И дело не только в том, что массы не во всем следовали учению церкви. Она и сама порой поступала вопреки своему учению. Вспомним реалии Крестовых походов и костров Инквизиции. Из этого следует, что деятельность мировых церквей с их религиями должна как-то контролироваться верующими мирянами. Такой контроль с соответствующими поправками и принял в нашей истории форму протестантских и староверческих движений в виде религиозного сектантства (деятельности обычно небольших изолированных групп диссидентов, иногда со своими священниками, а порой и без таковых). Староверие незамысловато: все, что сказано в Писании, должно быть нерушимо во веки веков. Но жизнь все быстрее и значительнее изменялась, поэтому возрастало значение еретических, протестантских движений, дававших ответы на новые вопросы. С нашей современной точки зрения они уже давно создали свои многовековые традиционные церкви. Все это отчасти оправдывает необходимость и староверческого, и протестантского сектантства.

К середине XIX в. сектантов в России насчитывалось не менее 5-6 миллионов человек. Речь идет о многих тысячах разнородных групп, общин -пестром смешении самых высоких устремлений порой с чудовищными проявлениями религиозных суеверий и фанатизма.

Исторически наиболее значимыми были общины, добивавшиеся наибольших хозяйственных успехов. Они более всего и привлекали к себе неофитов. В центре таких общин обычно находились два типа деятелей озяин-организатор и учитель веры. Преемники и потомки хозяина часто во втором или третьем поколении, снедаемые "Каиновым грехом", накладывали руки на созданное общиной добро. Еще более скользкими были пути учителей веры. Они часто по своему разумению искали истинного Бога. Кто ищет, тот всегда найдет. Рассуждая о самом главном и высоком, они, естественно, ставили себя на место Всевышнего. Начинали с христианского смирения, но смирение это оказывалось паче гордыни. От осознания себя носителем Божественной истины кружилась голова. Власть портит человека. А тут такая высота "власти истины". Результаты хорошо известны. Обожествление учителя веры и соответствующие ритуалы поклонения ему овольно распространенное явление.

Уважаемые пользователи! Не забывайте, пожалуйста, при копировании любых материалов данного сайта яруга.рф оставлять активную гиперссылку на источник копирования.

Вся богатая история оппозиционных по отношению к традиционной церкви движений в поисках истинного Бога свидетельствует, что ни бытие Бога, ни его сущность человеческому познанию недоступны. Если существует творчески разумный Абсолют, то судить о нем мы можем лишь по его творениям - Вселенной и Человеку. Наиболее успешно изучением их занимается наука. У религии и искусства свои особые, не менее важные функции. Они могут эволюционировать в связи с развитием науки. Науке все подвластно, в том числе и религия. Но, кажется, они должны существовать самобытно, при взаимном уважении.

Все это помогает лучше оценить наших духовных христиан. Они были очень далеки от науки, но человеческая мудрость и высокая искренняя вера позволили им создать христианское учение, которое, думается, может выдержать критику и современной науки при всех ее огромных достижениях. А историческими источниками этого учения были крестьянская правда и крестьянская религия.

Вопросы для самопроверки

1. Бог, природа и человек в учении духовных христиан.

2. Каково значение "Каинова греха" в истории человечества?

3. Чем отличалось учение духовных христиан от раннего христианства?

Источник: П.Я. Мирошниченко. "Культура русского и украинского крестьянства конца эпохи феодализма (1760-1861 гг.)

__________________________