Народное хозяйство

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Соответствовало ли образование народных предприятий принципам Подстдамского соглашения?

После разгрома фашизма именно рабочие первыми начали налаживать производство на предприятиях, брошенных монополистами и военными преступниками на произвол судьбы. Практически уже в 1945 году рабочие были хозяевами этих предприятий.

В народном опросе о передаче предприятий военных и нацистских преступников в собственность народа, проведенном 30 июня 1946 года в Саксонии, приняло участие 94 процента всех лиц, имевших право голоса, 77,7 процента из них проголосовали за конфискацию. На основе народного опроса экспроприация военных и нацистских преступников и передача их предприятий в собственность народа были закреплены в законодательном порядке.

Уважаемые пользователи! Не забывайте, пожалуйста, при копировании любых материалов данного сайта яруга.рф оставлять активную гиперссылку на копируемые материалы этого сайта.

В деревне также была осуществлена конфискация крупного реакционного землевладения и проведена демократическая земельная реформа. В соответствии с постановлением о демократической земельной реформе во всех общинах, а также районах и землях были созданы специальные комиссии, которые определяли и решали, какие крупные хозяйства (свыше 100 гектаров) и угодья нацистских и военных преступников подлежат конфискации и распределению среди безземельных и малоземельных крестьян, батраков и переселенцев. Тем самым была создана широкая основа для демократического развития в деревне.

Эти факты полностью опровергают клеветнические утверждения врагов ГДР и социализма о том, что соз-

Данйе народной собственности в ГДР якобы явилось актом насилия и беззакония под защитой советского оружия.

Следует напомнить о том, что коренная перестройка общественной жизни и ее экономических основ происходила на основе и в полном соответствии с Потсдамским соглашением. В результате передачи промышленных предприятий и имений, страховых обществ и банков в собственность народа юнкеры и монополисты были лишены основы своей экономический и политической власти. Народная собственность на основные средства производства стала фундаментом нового общественного строя — рабоче-крестьянского государства.

На* западе Германии подавляющее большинство населения также требовало лишения военных концернов политической и экономической власти. 1 декабря 1946 года во время народного опроса в Гессене 67 процентов населения высказалось за передачу основных остраслей тяжелой промышленности в общественную собственность. В земле Северный Рейн — Вестфалпя уже был внесен соответствующий параграф в конституцию. Но это решение народа противоречило намерению американских империалистов восстановить господство монополистического капитала в Германии. Поэтому генерал Клей, тогдашний командующий американскими оккупационными войсками в Германии, не раздумывая, запретил осуществление решения народа о конфискации концернов.

Каковы темпы развития социалистической промышленности?

Народные предприятия стали важнейшей составной частью народного хозяйства ГДР. Быстрый рост долн народных предприятий в общем промышленном производстве ГДР объясняется выдающимися достижениями трудящихся, занятых на этих предприятиях, и социалистической по характеру экономической политикой рабоче-крестьянского государства. Значительные средства выделялись на строительство новых заводов и комбинатов и расширение существующих предприятий. Изменение удельного веса различных секторов в общей структуре промышленного производства ГДР за период с 1950 года характеризуется следующими показателями (в процентах) :



Годы


Секторы





1950

1958

1959

1960

Социалистический (социалистические





предприятия)

76,5

88,8

88,9

88,9

Государственно капиталистический





(полугосударственные, смешанные





предприятия)

3,2

6,1

7,3

Капиталистический (капиталистиче





ские предприятия)

23,5

8,0

5,0

3,8

Куда идут прибыли народных предприятий?

Социалистические предприятия в ГДР работают не для обогащения кучки монополистов за счет прибылей. Прибыли народных предприятий идут поэтому на пользу всему населению. Они расходуются в первую очередь на расширение и модернизацию производства, на повышение жизненного уровня трудящихся, а также на финансирование и совершенствование социальных и культурных учреждений.

Прибыли социалистических предприятий дают возможность организовать образцовую охрану труда и создавать такие разнообразные социальные учреждения, как детские ясли, детские сады, санатории, дома отдыха и туристские базы, в масштабе, немыслимом в условиях капиталистического хозяйства ФРГ.

Какое значение имеет национальный доход для материального положения населения?

Социально-экономическая структура в Германской Демократической Республике показывает, что благодаря инициативе рабочего класса, крестьян и других слоев трудящихся созданы основы социализма. В результате повышения производительности труда национальный доход возрос в 1959 году по сравнению с 1950 годом более чем в 2,3 раза.

В социалистическом народном хозяйстве почти весь

Национальный доход (часть совокупного общественного продукта, остающаяся после вычета стоимости использованных средств производства) идет на удовлетворение растущих материальных и культурных потребностей населения и увеличение общественного производства.

В 1960 году население купило товаров на 45 миллиардов марок. Товарооборот по сравнению с 1959 годом возрос на 2,9 миллиарда марок, то есть па 7 процентов. Это означает увеличение оборота на душу населения на 170 марок. ^

На дальнейшее развитие науки и культуры, образования и воспитапия, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта ассигнования по государственному бюджету возросли в 1960 году на 8 процентов по сравнению с предыдущим годом. Общая сумма ассигнованных средств составила свыше 18,9 миллиарда марок, что составляет 1100 марок на душу населения.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА

Год

Фонд накопления*

Фонд общественного н личного потребления


Доля в национальном доходе (%)

1950

8,4

91,6

1955

12,2

87,8

1959

20,0

80,0

1960

20,0

80,0


В сравнении с 195

0 годом (%)

1955

244,6

161,0

1959

564,6

206,8

1960**

595,3

218,5

• Расширение производства, резервы, запасы.

•• Предварительные данные.

Количество студентов в университетах и других высших учебных заведениях на каждые 10 тысяч жителей составляло в 1960 году в Германской Демократической Республике 59 человек, а в Западной Германии в 1959/60 учебном году — 36 человек.

Все эти цифры являются выражением больших успехов паселения ГДР в строительстве новой жизни — жизни в условиях благосостояния и счастья. Они свидетельствуют о том, что только в государстве, в котором нет милитаристов и монополий, трудящиеся — творцы общественного богатства — могут пожинать плоды собственного труда.

Препятствует ли экономическая политика ГДР мирному воссоединению?

Нет, поскольку экономическая политика, содержанием которой является планомерное и последовательное создание — в полном соответствии с интересами большинства всего немецкого народа — высокоразвитой мирной экопомики, — отнюдь не препятствие для мирного воссоединения, а фактор, содействующий ему.

То обстоятельство, что ГДР ныне занимает уже пятое место среди промышленных государств Европы, служит убедительным доказательством огромных возможностей и преимуществ социалистической системы хозяйства ГДР.

В ходе дальнейшего выполнения семилетнего плана промышленное и сельскохозяйственное производство возрастет в невидапных размерах. Невиданное ранее в условиях Германии улучшение дела образования молодежи наравне с обеспечением всех людей предметами первой необходимости в постоянно возрастающем объеме стало законом и в семилетнем плане.

Все это успехи социалистической экономической политики в ГДР, направленной на привлечение всего населения к решению больших задач и гарантирующей всем гражданам обеспеченное существование и растущее благосостояние.

В этом смысле для экономической политики. ГДР характерно то, что каждый достигнутый показатель плана наряду с экономическим значением имеет и важное политическое значение. Каждая тонна стали, каждое морское судно, каждая машина, каждый новый жилой дом, каждый телевизор и каждая новая мера по улучшению бытовых условий граждан свидетельствуют о неуклонном и быстром движении вперед во всех областях жизни первого социалистического германского государства.

Многие из западногерманских граждан, еще вчера скептически смотропшне на новое, необычное в другой Германии, сегодня с уважением относятся к достижениям в социалистической части Германии. Они видят, что рост национального дохода и его распределение здесь в отличие от Западной Германии служат исключительно благу трудящегося человека.

Осуществляя семилетний план, население ГДР доказывает, что немецкий народ мож^т жить без атомного вооружения, без милитаристов, монополистов и крупных землевладельцев, в условиях мира, благосостояния и счастья. И здесь бессильны любые обструкционистские контрмеры, предпринимаемые из Бонна. Успешное выполнение семилетнего плана трудящимися ГДР окажет глубокое влияние на мирное решение национального вопроса.

Не господство агрессивных монополий, не атомное вооружение, неоколониализм и политика НАТО, а только политика мирного строительства, добрососедских отношений и создания мирной экономики может б&ть господствующей политикой в воссоединенной миролюбивой демократической Германии. Это подтверждается всем ходом развития международной жизни на современном этапе.

ПЛАНИРОВАНИЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА Лучше ли идут дела при плановом хозяйстве?

Более десятилетия в ГДР работа ведется на основе принципов планового хозяйства. За этот период силам, объединившимся для экономического восстановления, удалось создать промышленное государство мирового значения. Успешно были преодолены специфические трудности, которые возникли в результате раскола Германии, осуществленного империалистическими державами.

Ныне ГДР обладает собственной высокоразвитой тяжелой промышленностью. Была создана также собственная металлургия. Все больше и больше преодолевались основные трудности в энергоснабжении.

Объем промышленной продукции на территории ГДР до сравнению с 1936 годом утроился. Среднегодовой прирост промышленной продукции в 1956—1960 годах был в два раза выше, чем в Западной Германии. Только с 1958 по 1960 год продукция возросла на 21 процент — с 59 миллиардов марок до 71,3 миллиарда марок.

Столь серьезные успехи были достигнуты благодаря тому, что в ГДР нет больше концернов и во всех отраслях хозяйства решающую роль играют народные и кооперативные предприятия. А это делает возможным точное планирование народного хозяйства в соответствии с последними достижениями современной экономической науки.

Только в условиях планового хозяйства экономика в целом и отдельные ее отрасли могут развиваться гармонично и согласованно. Поэтому плановое начало гарантирует развитие народного хозяйства без кризисов, безработицы и неуверенности в завтрашнем дне.

Решающим здесь является то, что с планомерным ростом производства и производительности труда связано также планомерное улучшение материального положения всего населения. Поэтому трудящиеся ГДР знают, что их реальная заработная плата в 1965 году будет на 60—65 процентов выше, чем в 1958 году. Пенсионеры знают, что к 1965 году средняя пенсия по старости возрастет на 50—55 процентов.

Уже в первые два года семилетнего плана (1959— 1960) количество товаров, выделенных для продажи населению, увеличилось на 18 процентов при одновременном снижении цен в среднем на 2 процента.

Граждане Западной Германии не знают даже, каково будет их положение в самом ближайшем будущем, не говоря уже о возможности предугадать его на годы вперед. Попытка заглянуть в будущее перед лицом проводимой боннским правительством политики атомного вооружения может внушить им лишь чувство глубокого беспокойства и озабоченности.

В Западной Германии — государстве, в котором все подчинено воле 17 крупных монополистических групп, жаждущих лишь сверхприбылей, не может быть и речи об обеспеченном будущем рабочих, крестьян, ремесленников, мелких торговцев, представителей интеллигенции.

По одному этому факту можно судить о превосходстве социалистического планового хозяйства.

Поэтому только социалистическое плановое хозяйство в ГДР отвечает осповным требованиям самых широких масс всего немецкого народа, требованиям обеспеченного будущего, прогресса и мира.

Как осуществляется планирование народного хозяйства?

Семилетний план ГДР определяет развитие народного хозяйства на семилетний период, в то время как народнохозяйственный план устанавливает соответствующие плановые задания на терций год. Эти планы имеют силу закона. Для выполнения плановых заданий каждая отрасль народного хозяйства, каждый район и округ, каждое предприятие, как звенья социалистического народнохозяйственного целого, должны решить определенную часть экономических задач. С этой целью упомянутые звенья (отрасли хозяйства, предприятия и т. д.) на основе государственных планов составляют собственные перспективные и текущие планы.

Планирование народного хозяйства охватывает задачи общегосударственного и местного значения. В соответствии с этим и задачи распределяются между центральными и местными государственными органами. Разумеется, социалистическое планирование не является самоцелью или ведомственным делом «плаповиков». Составление плана и его выполнение — дело всего народа. Речь идет о том, чтобы путем постоянного увеличения продукции удовлетворять во все более полпом размере потребности и спрос населения. Из этой задачи вытекает основпой принцип социалистического планирования. Всё — людские и материальные ресурсы, а также все имеющиеся и создающиеся производственные мощности — должно использоваться настолько рационально, чтобы в результате достигался максимальный народнохозяйственный эффект.

С другой стороны, все социалистическое планирование в своих основных посылках, методах и целях с необходимостью вытекает из социалистической государственной собственности, охватывающей основные промышленные предприятия, транспорт, банки и другие финансовые учреждения, а также систему внутренней и внешней торговли.

Именно это коренное отличие от капиталистических условий открывает перед социалистическим государством возможность планирования всего народного хозяйства. При этом речь идет о решении народнохозяйственных задач во всех отраслях экономики. От лиц и учреждений, ответственных за планирование, это требует строжайшего порядка, точного учета всех факторов и тесного сотрудничества со всеми местными плановыми органами в округах, районах и общинах. По этой причине народнохозяйственные и перспективные планы утверждаются Народной палатой и приобретают тем самым силу законов, обязательных для всех.

Каковы задачи Государственной плановой комиссии и Совета народного хозяйства?

Дальнейшее развитие основных отраслей тяжелой промышленности, прежде всего путем социалистической реконструкции, модернизация имеющегося оборудования и достижение наивысшего научно-технического уровня производства, организация обеспечения населения продуктами питания, промышленными товарами, жильем и услугами в соответствии с планом — таковы первостепенной важности задачи, стоящие перед социалистической экономикой ГДР. Их решение требует постоянного улучшения государственного руководства народным хозяйством.

Шестого июля 1961 года Народная палата приняла постановления об образовании Государственной плановой комиссии и об образовании Совета народного хозяйства. Оба вновь созданных органа подчиняются Совету Министров и подотчетны ему.

Государственная плановая комиссия является центральным органом Совета Министров по вопросам планирования, координирования и пропорционального развития всех отраслей экономики, народного образования и многих других областей общественной жизни в округах и по решению важнейших народнохозяйственных задач. Основная часть работы плановой комиссии связана с рассмотрением и решением принципиальных вопросов, касающихся перспектив развития в области экономики и техники. Для этого необходимо тесное и постоянное сотрудничество с Научно-исследовательским советом и всеми научными учреждениями,

Совет народного хозяйства, являясь центральным органом Совета Министров по руководству промышленностью центрального подчинения и основными вопросами промышленности местного подчинения и ремесла, имеет право по поручению Совета Министров давать указания Объединениям народных предприятий (ОНП) и экономическим советам. В Совете народного хозяйства разрабатываются планы для отраслей промышленности, ремесла и т. д. в целом, а также годовые программы по решению специальных зада1!, мат£]Лнальному снабжению и т. д. в соответствии с утвержденными Советом Министров контрольными цифрами и проектами планов ОНП и экономических советов. Совет народного хозяйства утверждает планы и анализирует их выполнение. Он является государственным органом, обеспечивающим выполнение годовых планов промышленности. В его задачу входит решение принципиальных вопросов и обеспечение выполнения народнохозяйственных планов.

Участвуют ли рабочие в составлении плана?

Как и предыдущие экономические планы, семилетний план был утвержден Народной палатой лишь после многомесячного обсуждения его основных показателей, пропорций и целей самыми широкими слоями населения — рабочими и служащими, инженерами и техниками, крестьянами и агрономами, деятелями искусства и научными работниками.

Миллионы трудящихся активно участвуют в составлении плана, но и выполнение его является результатом труда миллионов людей.

При обсуждении плана на предприятии дирекция совместно с рабочими и служащими уточняет и конкретизирует плановые задания в соответствии с производственными и сбытовыми возможностями предприятия, внося в случае необходимости соответствующие коррективы.

После глубокого анализа всех предложений устанавливаются окончательные цифры народнохозяйственного плана, утверждаемые Народной палатой. На основе утвержденных плановых заданий в масштабе государства соответствующие органы на местах и предприятия разрабатывают и принимают собственные планы.

Сознавая, что они трудятся на себя на предприятиях, принадлежащих им самим, люди выполняют свою работу в условиях товарищеской взаимопомощи, принимая все более активное творческое участие в улучшении производства.

Здесь находит свое выражение также дух коллективизма, уже характерный для большой части трудящихся в ГДР. Одно из проявлений нового отношения к труду — движение за звание бригад социалистического труда, возникшее в первый год семилетнего плана. На призыв производственной бригады электрохимического комбината в Биттерфельде начать соревнование за звание бригад социалистического труда откликнулись к началу 1961 года 128 500 бригад, насчитывающие свыше 1,6 миллиона человек.

Так растет новый человек, человек социалистического общества, освобожденный от капиталистического рабства и имеющий возможность полностью развивать свои творческие силы.

Как работают местные плановые органы?

Для планирования на местах были созданы экономические советы при советах округов и плановые комиссии при советах районов. Они отвечают прежде всего за обеспечение планомерного развития экономики своих округов и районов, за разработку с этой цельЯо перспективных и годовых планов, руководство подчиненными им предприятиями и оказание им помощи.

С расширением прав местных органов власти значительно расширились также права местных плановых органов. Так, например, советам округов дается только общая сумма стоимости промышленной продукции, а также показатели по отдельным наиболее важным видам продукции. Одновременно государство указывает им только общее количество занятых рабочих и служащих и общий фонд заработной платы.

Кроме того, Совет народного хозяйства сообщает им также лишь общий объем государственных капиталовложений, причем централизованно устанавливаются только суммы, выделяемые на жилищное строительство и сельское хозяйство, в то время как распределение прочих средств находится в ведении местных органов народной власти.

Что такое Совет экономической взаимопомощи (СЭВ)?

Образование СЭВ в 1949 году было знаменательным событием в жизни социалистических стран. Совет был создан с целью самого широкого развития и укрепления экономических отношений между государствами — членами СЭВ. Странами-участницами являются социалистические государства Европы. В качестве наблюдателей в СЭВ представлены Китай, Корея, Вьетнам и Монгольская Народная Республика. ^

Братская взаимопомощь и совместное решение комплексных, прежде всего научпо-технических задач определяют содержание этого международного сотрудничества, прочно покоящегося на принципах международной солидарности стран социализма.

Отсюда вытекает, что СЭВ как содружество суверенных социалистических государств способен и предназначен ликвидировать все попытки капиталистических стран помешать социалистическому строительству. Практика последних двенадцати лет показала, какое важное значение имела эта защита. Никакие бойкоты или другие дискриминационные мероприятия — от плана Маршалла с принудительными кредитами до расторжения торгового соглашения между обоими германскими государствами, а также другие попытки экономической диверсии боннского правительства — не могли задержать развития экопомпки социалистических стран. Как раз наоборот: образовалась мировая социалистическая система.

Первые двенадцать лет. сотрудничества стран социалистического лагеря, простирающегося от Эльбы до Желтого моря, ознаменовались прежде всего огромным увеличением товарооборота между государствами-участниками. С 1950 по 1958 год он возрос в 2,5 раза. Некоторое время назад начала складываться новая форма сотрудничества, возможная только в социалистических условиях: международное согласование отдельных народнохозяйственных планов. Каждая страна получает благодаря этому четкую перспективу, которая ориентирует ее на наиболее рациональное использование собственных ресурсов в интересах всех социалистических стран.

Это согласование осуществляют СЭВ и его отрасле-рые комиссии. На сессии СЭВ в марте 1961 года, например, обсуждались перспективные плапы стран-участниц до 1980 года.

Общая для всех социалистических стран цель при этом — добиться прежде все^о, чтобы в ходе быстрого развития народного хозяйства и культуры экономически отсталые еще страны догнали развитые промышленные страны и чтобы таким образом постепенно сравнялся общий уровень экономического развития всех социалистических государств.

По сравнению с довоенным периодом промышленная продукция в 1958 году выросла в Болгарии примерно в 9 раз, в Венгрии более чем в 4 раза, в ГДР более чем в 2,5 раза, в Польше более чем 5,5 раза, в Румынии почтп в 4 раза, в СССР более чем в 4 раза, в Чехословацкой Социалистической Республике в 3 раза.

Среднегодовой прирост промышленной продукции в течение 1950—1957 годов составлял в мировой социалистической системе 13,1 процента, а в капиталистических странах лишь 5,8 процента. В 1958 году промышленная продукция социалистических стран в целом возросла по сравнению с 1937 годом в 5 раз, в то время как в капиталистических государствах за тот же период она лишь удвоилась.

Такие высокие темпы являются серьезной гарантией решения великой задачи, которую поставили перед собой социалистические страны,— в 1965 году производить более половины мировой промышленной продукции.

Поэтому в настоящее время основными задачами СЭВ являются:

согласование народнохозяйственных планов, семилетних планов и долгосрочных перспективных планов;

углубление международного сотрудничества в отдельных отраслях производства, особенно по линии специализации и кооперирования;

содействие взаимному товарообмену, тесному сотрудничеству во внешней торговле и транспорте;

решение финансовых проблем (валюта и международные расчеты);

содействие экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Благодаря столь обширным задачам Совет в решающей мере способствует решению главной экономической задачи мировой экономической системы социализма.

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

Каковы задачи государственного бюджета?

Задачи народнохозяйственных планов отражаются в государственном бюджете в виде денежных доходов и расходов. Тем самым государственный бюджет является главным финансовым планом ГДР и важной составной частью народнохозяйственного плана.

Составление государственного^бюджета и контроль за его исполнением являются важным орудием постоянного контроля за развитием всего народного хозяйства и регулирования этого развития. Здесь всему ведется счет в марках и пфеннигах. Оперативное финансовое планирование дает возможность распознать и устранить нежелательные отклонения в развитии отдельных отраслей экономики. Оно является средством эффективного использования имеющихся резервов в народном хозяйстве в соответствии с теми целями, которые сформулированы в народнохозяйственном плане. Кроме того, оно дает возможность показывать размеры и значение увеличения промышленного производства и прибылей народного хозяйства.

Все финансовые средства в условиях социалистического хозяйства поступают в распоряжение государства. Это одна из материальных основ силы государственной власти. И одновременно это гарантия неуклонного увеличения и правильного распределения национального дохода в соответствии с требованиями планового хозяйства.

Каковы основные источники поступлений в государственный бюджет?

Основным источником поступлений в государственный бюджет ГДР является социалистическая экономика. Это прежде всего поступления от народных предприятий. В 1901 году запланированные доходы от социалистической экономики составляли 60,3 процента всех поступлений в государственный бюджет. Запланированные поступления от налогообложения частного хозяйства составляют только 3 процента.

Подоходный налог составляет в ГДР только 4,7 процента государственных доходов, а в ФРГ в том же самом бюджетном году (1901)—около 18 процентов государственных доходов.

На какие цели государство расходует деньги?

Наиболее важной задачей государственного бюджета является ассигнование средств на развитие отдельных отраслей экономики: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли и т. д. Так, на финансирование капиталовложений, предусмотренных народнохозяйственным планом 1961 года, выделено 18,3 процента, а на развитие сельского хозяйства — 15,7 процента общих ассигнований по государственному бюджету. Затраты на капиталовложения служат расширению существующих и строительству новых предприятий, образуя тем самым важную основу для повышения жизненного уровня населения. Капиталовложения в ГДР направляются в первую очередь на увеличение производственных мощностей в химической, угольной и энергетической промышленности, а также на расширение жилищного строительства.

Столь же значительны ассигнования по государственному бюджету ГДР на народное образование, на развитие культуры и здравоохранение. В 1961 году они составили 41,4 процента всех расходов. В общей сложности на развитие народного хозяйства и культуры в 1961 году государство выделило 86,3 процента всей суммы расходов. В отличие от этого расходы на содержание органов государственного управления составляют лишь 5,5 процента общих расходов.

Государственные бюджеты капиталистических стран таких задач, как развитие мирной экономики, не выполняют. Главными статьями расходов там являются ассигнования на вооружение и содержание вооруженных сил.

Сколько расходуется на оборону?

В государственном бюджете 1961 года сумма средств на национальную оборону уменьшилась до 2 процентов (против 2,2 процента в 1960 году). Это составляет примерно 1,1 миллиарда марок. После неоднократного сокращения суммы расходов, связанных с пребыванием советских войск в ГДР, Советский Союз с 1959 года вообще отказался от получения какой-либо компенсации за расходы по содержанию войск.

В противоположность этому в бюджете ФРГ на 1901 год даже по официальным данным на прямые военные расходы было предусмотрено 11,7 миллиарда марок. Это составляет более 20 процентов всех бюджетных расходов. На практике эта сумма значительно выше, поскольку, в частности, к ней следует добавить еще расходы на содержание иностранных оккупационных войск. Поэтому прямые и косвенные расходы Бопна на вооружение составляют около 50 процентов западногер-мапского бюджета.

Изменились ли задачи банков?

Да, коренным образом. В ГДР нет больше частных банков. При конфискации концернов военных преступников в тогдашней советской зоне оккупации крупные банки, осуществлявшие финансирование гитлеровской войны, также были переданы в собственность народа, поскольку они принимали активное участие в подготовке и организации фашистского нападения на соседние народы. Так была создана основа народной системы денежного обращения и кредита, выполняющей большие задачи в строительстве социализма.

Важнейшим банком является Немецкий эмиссионный банк. Он является единственным кредитным учреждением, имеющим право выпускать в обращение банкноты. Он регулирует денежное обращение и организует расчетные операции в народном хозяйстве. Его обязанностью является предоставление краткосрочных кредитов народным предприятиям в промышленности, торговле и транспорте, предприятиям с государственным участием и частным промышленным предприятиям. Немецкий эмиссионный банк выполняет казначейские функции по государственному бюджету и вместе с Банком внешней торговли ГДР и акционерным обществом «Немецкий торговый банк» организует платежные и расчетные операции с заграницей.

В ГДР есть также несколько государственных и кооперативных специальных банков — таких, как Немецкий инвестиционный банк, Ремесленный банк и Немецкий крестьянский банк. Эти банки выполняют важную задачу обеспечения постоянного развития социалистических ' производственных отпошенин в городе и деревне.

Кроме того, иочти во всех населенных пунктах ГДР имеются отделения государственных сберегательных касс. Они созданы с целью принятия вкладов от населения, а также предоставления кредитов отдельным лицам (например, кредита при покупке в рассрочку) и облегчения платежей населения.

Имеется ли система личного и имущественного страхования?

Да. Система личного и имущественного страхования предоставляет населению, всем предприятиям, учреждениям и т. д. разнообразные возможности застраховать свое имущество от случайного ущерба, а также позаботиться о личном обеспечении на случай каких-либо непредвиденных обстоятельств и в старости. С этой целью было создано народное Немецкое страховое общество (НСО, а для Берлина — Объединенное НСО Большого Берлина) и в качестве специального учреждения — Немецкое акционерное общество заграничного страхования и перестрахования. НСО имеет свои отделения во всех районах и сеть представителей для пропаганды страхования, сбора страховых премий * и обслуживания застрахованных.

При страховании домашпего имущества и обязательном страховании населению за небольшие взносы предоставляется хорошее страховое обеспечение. Однако больше всего населепие интересуется страхованием жизни, страхованием от несчастных случаев и страхованием пенсий. Особенно широкое распространение получило сберегательно-пенсионное страхование **, благодаря которому трудящиеся могут обеспечить себе дополнительную пенсию по старости.

Особое внимание уделяется также страхованию в сельском хозяйстве. В сельском хозяйстве наряду со страхованием от огня, града и других случайностей широко применяется страхование скота. Благодаря широкой децентрализации управления Страхового общества возмещение ущерба производится быстро и без бюрократизма. НСО создает резервный фонд в размере, достигающем суммы годовых поступлений от страхования имущества, страхования от несчастных случаев и добровольного страхования на случай болезни. Остальные временно свободные средства надежно помещены в государственных банках.

Каковы размеры подоходного налога?^.-

Для исчисления налога существуют три класса обложения. 1-й класс обложения:

не состоящие в браке (холостые и незамужние, разведенные, овдовевшие) мужчины и женщины, если их нельзя отнести ко 2-му или 3-му классу.

2-й класс обложения:

а) состоящие в браке мужчины и женщины;

б) неженатые мужчины, достигшие 60-летнего возраста, и

в) незамужние женщины, достигшие 40-летнего возраста, если их нельзя отнести к 3-му классу.

Налоговая скидка-по 2-му классу обложения по сравнению с первым составляет в среднем 10 марок.

3-й класс обложения:

мужчины и женщины, которым полагается или предоставлена по их заявлению льгота на детей.

На первого ребенка льгота составляет около 20 марок и на каждого следующего приблизительно но 10 марок.

Вот, к примеру, каков размер подоходного налога по 1-му классу обложения (необлагаемый минимум — 181,99 марки) в зависимости от общей суммы заработка (в марках):

Общая сумма месячного заработка

Размер подоходного налога

300

18

400

38

500

62

600

92

700

126

При 1260 марках и выше подоходный налог составляет 20 процентов общей суммы заработной платы.

Инвалидам при предъявлении официального свидетельства об инвалидности ежемесячная сумма трудового дохода, подлежащая обложению, уменьшается перед исчислением налога на следующую необлагаемую налогами сумму:

инвалидности

инвалидности (50—

инвалидности (80—

(25-

— на 70 марок в месяц,

— на 140 марок в месяц,

—на 200 марок в месяц,

— 400 марок в месяц.

слепые и лица, получающие пособие на уход за больными и престарелыми,

Лица, официально признанные жертвами нацистского режима, приравниваются в отношении льгот по налого-облажению к инвалидам 3-й группы. Если они одновременно являются инвалидами, то скидка по налогообложению равна лишь одной, наивысшей для данного случая сумме.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Каковы были исходные условия восстановления промышленности?

Обследование последствий преступной гитлеровской войны, произведенное в 1945 году в промышленности на территории нынешней ГДР, дало поистине ужасающие результазы. Открылась картина беспримерной в истории катастрофы. Ни одна война никогда не оставляла после себя таких разрушений в Германии. Большая часть промышленных предприятий в тогдашней советской зоне оккупации была полностью уничтожена, не хватало также всех основных видов сырья и вспомогательных материалов.

В противоположность этому исходное экономическое положение западных зон было значительно лучше.

1-я группа 45 процентов)

2-я группа 75 процентов)

3-я группа 100 процентов)

В Рурской области, центре тяжелой промышленности Германии, в основном сохранилось большинство промышленных предприятий. В то время как на нынешней территории ГДР тогда было 5 устаревших доменных печей, в западных зонах имелось 120 в большинстве своем весьма современных доменных печей. Узкой и совершенно недостаточной была металлургическая база на востоке Германии. До войны на территории ГДР добывалось только 6 процентов железных руд и 2 процента каменного угля и выплавлялось только 1 процент чугуна и 7 п^Ьцентов стали. Поэтому единственными видами сырья, имевшимися после раскола Германии в достаточном количестве в тогдашней советской зоне оккупации, были бурый уголь и калийные соли.

Однако при всех этих чрезвычайно тяжелых исходных предпосылках народное хозяйство имело здесь одно большое преимущество — творческую инициативу трудящихся, освобожденных от эксплуатации монополистического капитала.

В 1948 году был составлен первый план, рассчитанный на длительный срок,—двухлетний план восстановления народного хозяйства па 1949—1950 годы. 1951 год ознаменовался принятием первого пятилетнего плана, который был успешно выполнен благодаря самоотверженной работе трудящихся.

В 1950 году выпуск промышленной продукции достиг довоенного уровня. В 1960 году он составил 300 процентов по сравнению с уровнем 1950 года. Быстрое развитие народного хозяйства, характерное и для настоящего времени, является гарантией того, что решение V съезда СЕПГ о завершении строительства социализма будет выполнено. По сравнению с 1958 годом промышленная продукция в 1965 году почти удвоится (188 процентов) и превысит тем самым довоенный уровень в пять раз.

Как развивались основные отрасли промышленности?

Бурый уголь

В 1936 году на территории нынешней ГДР был добыт 101 миллион тонн бурого угля. Уже тогда это был высший показатель добычи бурого угля среди всех стран мира. В 1960 году было добыто 225,4 миллиона тонн бурого угля.

Такое огромное увеличение стало возможным только благодаря применению современных механизмов, которые производятся на машиностроительных предприятиях ГДР. Многие страны, добывающие бурый уголь, изучают эти установки и дают заказы цредприятиям ГДР на изготовление их для своих открытых разработок.

К 1965 году добыча бурого угля на территории ГДР должна возрасти до 278 миллионов тонн.

Одной из самых больших трудностей в развитии промышленности являлось отсутствие металлургического кокса. Ученые ГДР сделали в этой области замечательное открытие. Им удалось разработать метод получения металлургического кокса из бурого угЛя. Он производится теперь в промышленных масштабах на вновь построенном коксовом комбинате в Лауххаммере.

Электроэнергия

В 1960 году в ГДР было произведено 40,3 миллиарда киловатт-часов электроэнергии. Это примерно столько, сколько производят Бельгия, Голландия, Дания и Финляндия, вместе взятые. По семилетнему плану производство электроэнергии предусмотрено увеличить к 1965 году до 63 миллиардов киловатт-часов. С этой целью, в частности, строятся две самые современные крупные электростанции в Люббенау и в Вечау, которые уже частично введены в эксплуатацию. Это будут крупнейшие электростанции мира, работающие на буром, угле. Только эти две электростанции будут производить около 15 миллиардов киловатт-часов электроэнергии, что составит половину всего производства элекроэнергии в ГДР в 1957 году и ровно столько, сколько производили Голландия и Люксембург в 1958 году.

Химия

Как и по общему развитию промышленности, по уровню химического производства ГДР входит в число ведущих стран мира. В 1959 году продукция химической промышленности, созданной исключительно на базе бурого угля, составила 273 процента по сравнению с 1950 годом. В 1961 году она увеличится на 6,3 процента по сравнению с 1960 годом, а к 1965 году достигнет 206 процентов по сравнению с 1958 годом, то есть возрастет в стоимостном выражении с 8,7 миллиарда марок до 18 миллиардов марок. Центр тяжести дальнейшего развития химической промышленности будет находиться в области пластмасс и искусственного волокна, чтобы таким образом значительно расширить сырьевую и материальную базу перерабатывающей промышленности, особенно машиностроения и легкой промышленности. Так, производство синтетического волокна (дедерон, волькрилон, ланон и прелана) увеличится с 6700 тонн в 1958 году до 38 900 тонн в 1965 году — следовательно, почти в 6 раз.

В сырьевой базе химической промышленности в будущем произойдут большие изменения. Наряду с бурым углем, являющимся основным сырьем химической промышленности, все большую роль будет играть нефть. В течение ближайших лет начнется производство собственных нефтепродуктов, а импорт нефти из Советского Союза возрастет с 2 миллионов тонн в настоящее время до 4,8 миллиона тонн в 1965 году. Транспортировка такого большого количества нефти наиболее рационально может быть осуществлена по нефтепроводу. С этой целью Советским Союзом и другими заинтересованными социалистическими странами ведется строительство совместного объекта — нефтепровода длиной в несколько тысяч километров для снабжения советской нефтью ГДР, Польши, ЧССР и Венгрии.

В Шведте-на-Одере в настоящее время сооружается большой нефтеперерабатывающий завод, являющийся крупнейшим объектом капитального строительства химической промышленности ГДР в семилетнем плане.

Металлургия

В связи с расколом Германии, осуществленным Западной Германией, ГДР пришлось создавать собственную металлургическую базу. Эта трудная задача также была решена. Металлургическая промышленность добилась огромного увеличения выпуска продукции. Если в 1947 году производство стали составляло около 200 тысяч тонн, то в 1960 году оно возросло до 3,3 миллиона тонн. Производство железа в 1958 году увеличилось цо сравнению с 1950 годом более чем в пять раз. К 1965 году производство стали возрастет до 4,63 миллиона тонн.

В качестве предпосылки для решения больших задач металлообрабатывающей промышленности по выпуску высококачественных изделий и снижению расхода металла в первую очередь осуществляется усовершенствование прокатного производства в черной металлургии и повышение качества продукции из цветных металлов. В частности, производство проката второй стадии обработки, то есть калиброванной стали и холоднокатаного железа, составит в 1965 году 311 процентов по сравнепию с 1958 годом.

Металлообрабатывающая промышленность

Металлообрабатывающие отрасли промышленности, имеющие исключительно важное значение для технического уровня промышленности в целом, развивались в истекшем десятилетии особенно быстро. В 1959 году продукция этих отраслей промышленности составила 345 процентов по сравнению с 1950 годом, в том числе электропромышленности — 445 процентов. Электропромышленность ГДР дает сегодня больше продукции, чем вся электропромышленность довоенной Германии.

Машиностроение ГДР выпускает сотни типов новых машин. Многие из них, например в ряде отраслей текстильного и полиграфического машиностроения, по качеству и конструктивным данным являются лучшими в мире.

Центр тяжести развития металлообрабатывающей промышленности в соответствии с семилетним планом перенесен на те ее отрасли, которые имеют решающее значение для всесторонней механизации и автоматизации всей промышленности, обеспечивают высокое качество своей продукции и таким образом играют решающую роль в повышении производительности труда, экономии рабочей силы, производстве товаров широкого потребления. Это в первую очередь транспортное оборудование, оборудование для строительной промышленности, краны, экскаваторы, сельскохозяйственные машины, оптические приборы, полиграфические и текстильные машины, а также телевизоры, холодильники, стиральные машины и т. д. По указанной причине народнохозяйственным планом 1961 года предусматривалось увеличение выпуска продукции общего машиностроения на 13 процентов по сравнению с 1960 годом. При этом продукция электропромышленности должна была возрасти на 15 процентов. В общей сложности металлообрабатывающая промышленность в конце семилетнего плана (в 1965 году) произведет продукции на 40 миллиардов марок против 18,3 миллиарда марок в 1958 году.

Судостроение

До войны судостроение на территории нынешней ГДР почти совсем не было развито: его доля во всем германском судостроении составляла примерно 2 процента. В конце войны имелась одна-единственная морская верфь «Нептун-верфт» в Ростоке. За прошедшие годы судостроение в ГДР развивалось так быстро, что количество рабочих, занятых в этой отрасли промышленности, возросло с 5 тысяч перед войной до 45 тысяч в настоящее время. Сегодня, например, на верфи «Варнов-верфт» в Варнемюнде, имеющей крупнейший в Европе судооборочный цех и прославившейся особенно благодаря серийному строительству известных грузовых теплоходов водоизмещением 10 тысяч топн, могут строиться суда до 15 тысяч брутто-регистровых тонн. Свои большие производственные возможности судостроение ГДР доказало строительством самого современного пассажирского парома «Засниц», курсирующего между ГДР и Швецией.

Меньше ли внимания уделяется легкой промышленности?

Нет, не меньше. Наоборот, ее продукция из года в год возрастает. В первом пятилетнем плапе после ликвидации диспропорций, существовавших еще как следствие несуразностей фашистской военной экономики и раскола Германии, перед промышленностью была поставлена задача увеличить валовую продукцию более чем вдвое по сравнению с довоенным уровнем.

Для этого нужно было прежде всего быстро развивать тяжелую промышленность и тяжелое машиностроение. Требовались миллиардпые суммы для создания металлургической базы, увеличения добычи бурого угля, строительства крупных верфей. Значительную часть средств, полученных в результате развития промышленного производства, приходилось снова предназначать на капиталовложения в промышленность.

С 1953 года появилась возможность на основе вновь созданной тяжелой промышленности перейти также к быстрому увеличению производства предметов потребления. Так, производство шерстяных и хлопчатобумажных тканей увеличилось более чем вдвое. Производство бытовых электроприборов выросло в стоимостном выражении с 87,6 миллиона марок в 1955 году до 226,5 миллиона марок в 1959 году. Если в 1955 году было выпущено только 38 610 телевизоров, то в 1959 году их количество составило уже 289 700 штук, а в 1961 году— 567 тысяч (щган).

Производство других основных видов промышленных товаров для населения возрастало следующим образом:

Наименование

Единица измерения

Годы

1950 | 1960

Стиральные машины

шт.

769

132 461

Холодильники

»

658

138 549

Мотоциклы

»

9 607

88 000

Радиоприемники

»

277 000

809 582

Фотоаппараты

»

143 000

530 002

Мебель

млн. марок

260

1084

В целом продукция легкой промышленности возрастет в 1965 году на 80 процептов по сравнению с 1958 годом, так что в ближайшие годы население ГДР будет пожинать плоды своего труда во все большем объеме.

Как проводится в ГДР социалистическая реконструкция промышленности?

Цели семилетнего плана в области промышленного и сельскохозяйственного производства могут быть достигнуты только при помощи социалистической реконструкции промышленности. Содержание этого понятия охватывает наиболее рациональные формы организации нро-изводства, применение новейших знаний и методов науки и техники и полное использование творческой инициативы масс.

В принципе задача состоит в том, чтобы максимальпо использовать все преимущества социалистической экономики, основой которой является народная собственность. Социалистическое плановое хозяйство предоставляет наилучшие возможности для максимального и неуклонного подъема производительности труда. Важным моментом всей социалистической реконструкции промышленности в ГДР в отличие от капиталистических государств является то, что любая рационализация в принципе не ведет ни к увеличению физического напряжения рабочих, ни к безработице и неуверенности в завтрашнем дне.

Благодаря ряду важнейших мероприятий по реконструкции, проведенных в 1960 году, были механизированы и автоматизированы производственные процессы, а также внедрены в производство новые высокопроизводительные машины и эффективная технология.

Основными принципами социалистической реконструкции являются:

высший технический уровень в отношении производительности и качества,

наименьшие затраты труда и материалов при наибольшем повышении производительности труда,

использование и развитие всех форм социалистического трудового содружества.

Коллективы социалистического трудового содружества, число которых выражается уже в тысячах, приобретают большое значение в деле успешной социалистической реконструкции в ГДР. Ученые, инженеры, техники и рабочие, имеющие практический производственный опыт, объединяются в этих коллективах с целью совместного решения определенной технической задачи, достижения в этой области высшего научно-технического уровня, а также оказания своего влияния на формирование этого уровня. Коллективы социалистического трудового содружества являются залогом успешного решения самой крупной и самой сложной до сих пор задачи — социалистической реконструкции промышленности.

Неоднократные угрозы боннских «ультра» ответить экономической блокадой ГДР на заключение мирного договора между ГДР и заинтересованными в этом странами наглядно показывают большое политическое значение социалистической реконструкции, планомерного и ускоренного осуществления научно-технического прогресса.

В процессе совершенствования производства трудящиеся проявляют большую инициативу. Постоянно растет количество внесенных ими рационализаторских предложений и изобретений. В 1959 году было внедрено 227 500 рационализаторских предложений и изобретений, что дало свыше 600 миллионов марок годовой экономии. В 1960 году количество рационализаторских предложений возросло до 363 тысяч, а сумма годовой экономии составила свыше 930 миллионов марок.

Эти успехи также укрепляют уверенность в том, что цели семилетнего плана, предусматривающего, в частности, повышение производительности труда до 185 процентов по сравнению с 1958 годом, будут достигнуты.

Как обстоит дело со стандартизацией, механизацией и автоматизацией?

Конкретными путями осуществления предусмотренного увеличения производства во всех основных отраслях промышленности являются стандартизация, механизация и автоматизация, которые превращаются тем самым в решающие участки социалистической реконструкции в народном хозяйстве. Поэтому в 1961 году й народнохозяйственный план впервые был включен план «Новая техника» с затратами на сумму 1224 миллиона марок.

Речь идет при этом об интенсивном внедрении в производство новых технологических процессов и новой техники, от которых зависят как предусмотренное повышение производительности труда (на 6,6 процента в 1961 году), так и связанные с этим темпы развития и рост объема производства во всем народном хозяйстве.

Для металлообрабатывающей промышленности, являющейся основой механизации и автоматизации в большинстве других отраслей промышленности, семилетним планом предусмотрен наивысший рост (218 процентов). В целом к 1965 году будет построено, в частности, 200 автоматических производственных участков в самых различных отраслях промышленности, в том числе автоматический прокатный стан для круглых профилей. В энергетическом хозяйстве к 1965 году 138 трансформаторных подстанций и гидроэлектростанций будут переведены на автоматическое управление.

Производство полуавтоматических и автоматических станков возрастет на 202 процента, точных станков — на 275 процедтов и специальных станков—на 370 процентов.

Эти станки в широких масштабах будут иметь автоматическое программное управление, копировальные устройства и контрольно-измерительную аппаратуру. Успехи машиностроения нашли свое яркое отражение в большом количестве экспонатов, выставленных народными предприятиями на весенней Лейпцигской ярмарке 1961 года в качестве продукции, предлагаемой для продажи. Значительная часть продукции машиностроения относится к лучшим образцам в мире.

Наряду с решением задач модернизации всей промышленности ГДР металлообрабатывающие предприятия должны также значительно увеличить выпуск высококачественных товаров широкого потребления: в 1961 году — на 63 процента, а в 1965 году — па 132 процента по сравнению с 1958 годом.

Увеличение выпуска товаров всех видов в течение ближайших лет будет достигнуто не только за счет сооружения новых заводов и применения новых, самых современных машин и технологических процессов. Важную роль в увеличении выпуска продукции будет играть широкая типизация и стандартизация изделий.

В социалистических государствах нет конкурентной борьбы между отдельными предприятиями. Поэтому стандартизация и типизация могут осуществляться в ГДР в самых широких масштабах.

Это подтверждают следующие примеры.

В электропромышленности в 1958 году существовало 13500 основных типов кабеля и провода в 52 тысячах видов. В 1965 году будет производиться только 4500 основных типов в 10 тысячах видов.

Вместо 5 тысяч различных типов лаков и красок, производившихся в 1958 году на 136 предприятиях, в 1965 году будет выпускаться только 1500 типов на 40 предприятиях.

Эти меропрпятня позволяют без больших Материальных затрат значительно увеличить выпуск продукции и снизить ее стоимость. Они дают возможность перейти от крупно- или мелкосерийного производства на многих предприятиях к более рациональному массовому производству на нескольких предприятиях. Возрастающая специализация предприятий и упорядочение их производственных программ будут сопровождаться усилением кооперирования между ними.

Производится ли в ГДР атомная энергия?

В ГДР атомная энергия производится и используется только в мирных целях.

В 1956 году в Россендорфе под Дрезденом был основан Центральный институт ядерной физики, в котором ведется научно-исследовательская работа в области основ ядерной физики и ядерной химии. 16 декабря 1957 года там начал действовать экспериментальный реактор термической мощностью 2 тысячи киловатт, поставленный Советским Союзом. Полгода спустя в этом же институте начал работать циклотрон, также поставленный Советским Союзом. Экспериментальный реактор в Россендорфе с 1958 года производит самые различные виды радиоактивных изотопов, которые с большим эффектом применяются в промышленности, сельском хозяйстве, медицине и биологии (более ста предприятий и научных учреждений используют их в своей работе). Специальные приборы, необходимые для этого, производятся основанным в 1956 году народным предприятием «Вакут-роник», которое уже в 1958 году выпускало около 70 типов специальной аппаратуры, а сейчас даже экспортирует часть своей продукции.

Особо важное место в использовании атомпой энергии для мирных целей в ГДР занимает производство электроэнергии на атомных электростанциях. Уже в 1956 году в сотрудничестве с советскими специалистами было начато проектирование первой атомной электростанции ГДР мощностью 70 тысяч киловатт, строящейся около Рейнсберга. Семилетним планом ГДР предусмотрено, что в 1962 году эта электростанция даст первый ток.

Входит лп ГДР в число европейских промышленных держав?

Несмотря на значительные экономические трудности, ГДР превратилась в одно из крупнейших промышленных государств мира. Промышленность ГДР производит теперь продукции в три раза больше, чем до войны. Сегодня ГДР по уровню промышленного производства занимает пятое место в Европе после Советского Союза, Англии, ФРГ и Франции.

Этот непрерывный рост экономики ГДР еще больше ускорится за годы семилетнего плана. Если до начала семилетки, в 1958 году, капиталовложения составляли 12,3 миллиарда марок, то в 1965 году капиталовложения составят, согласно семилетнему плану, 25 миллиардов марок. В целом в ходе выполнения семилетнего плана капиталовложения в народное хозяйство составят 142 миллиарда марок. Из них 60 миллиардов марок будут вложены только в промышленность и строительство. За семь лет (к концу 1965 года) стоимость промышленной продукции должна увеличиться с 59 миллиардов марок до более чем 110 миллиардов марок.

СРЕДНИЕ СЛОИ

РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Достаточно ли заказов у ремесленников?

Ремесленное производство представляет значительную силу в экономике ГДР. На 173 243 частных ремесленных предприятиях работает 450 тысяч человек, а в 3878 ремесленных производственных кооперативах (РПК) насчитывается около 163 тысяч членов и запятых. Изготовление высококачественных предметов обихода и отдельных доброкачественных изделий по индивидуальным заказам клиентов, а также выполнение различных работ (ремонт и т. д.) и оказание прочих услуг имеют особое значение для развития всей экономики и для удовлетворения личных потребностей всех граждан.

Задачи ремесленных предприятий в семилетнем плане концентрируются главным образом в области работ по ремопту п консервации. В области услуг и изготовления товаров широкого потребления стоит задача максимального увеличепия производительности.

Общий объем работ в ремесленном производстве увеличится за период с 1959 но 1905 год более чем па 25 процентов. По отдельным направлениям это увеличение выразится в следующих цифрах:

ремонтные работы — 164 % услуги — 134 »

строительные работы%г- 134 »

Даже человеку, слабо разбирающемуся в экономических вопросах, эти цифры говорят, что ни у одного ре-месленпика в ГДР нет основапия сетовать на отсутствие заказов. Скорее наоборот, для ремесленного производства возникает вопрос о том, как выполнить эти повышенные плановые задания, то есть какими средствами и путями можно увеличить производительность труда, а тем самым и свой вклад в достижения всего народного хозяйства.

Закон о поощрении ремесел, принятый в 1950 году, и дополнительный закоп 1958 года свидетельствуют о широкой помощи ремесленникам в ГДР. Эта помощь является примером для всей Германии.

Ремесленники не только успешно преодолели последствия войны, но п непрерывно повышают производительность своих предприятий и мастерских. Они не знают трудностей ни в сбыте продукции, ни в обеспечении себя клиентурой. Столь широкий размах мероприятий по развитию ремесла привел к значительному увеличению объема ремесленпого производства, который возрос с 4,42 миллиарда марок в 1950 году до 9,26 миллиарда марок в 1959 году, то есть на 108 процентов.

Политика правительства ГДР по отношению к среднему сословию заключалась в оказании широкой помощи ремесленникам. Так будет и в дальнейшем. Ремесленники в ГДР должны в рамках народнохозяйственного плана выполнять важную задачу в деле постоянного улучшения снабжения населения. Они способствуют мирному строительству, строительству социализма, и их будущее обеспечено.

На этом фоне еще более беспросветным выглядпт положение ремеслепников в ФРГ. Достаточно привести такой пример: «путь» беспощадной конкурентной борьбы, на который в Западной Германии встали монополии и экономически более сильные и крупные предприятия, ос-пащепные более современными машинами и насчитывающие десятки занятых, а также промышленные предприятия, лишь называющиеся ремесленными, привел за 10 лет (1949—1959) к ликвидации 171 тысячи мелких ремесленных предприятий.

Принуждают ли ремесленников вступать в ремесленные производственные кооперативы?

Нет, ни в коем случае. Тот факт, что с 1953 года многие ремесленники объединились в ремесленные производственные кооперативы (РПК), не имеет ничего общего с принуждением. Это объединение произошло на основе полной добровольности и по собственной инициативе самих ремесленников.

Содействие развитию как индивидуального ремесленного производства, так и ремесленных производственных кооперативов соответствует принципам социалистической хозяйственной политики. Ремесленники, объединившиеся в РПК, могут еще интенсивнее и успешнее содействовать серьезному улучшению условий жизни всех трудящихся.

Благодаря кооперативной форме производства ремесленники имеют возможность в гораздо большем объеме, чем при индивидуальном производстве, применять современные машины и агрегаты, использовать научно-технические достижения и проявлять свое мастерство. Тем самым ремесленники могут добиться быстрого повышения производительности труда и внести еще больший вклад в повышение жизненного уровня в ГДР.

После консультаций с представителями государственных органов и представителями Национального фронта демократической Германии многие ремесленники решили поэтому образовать ремесленные производственные кооперативы и работать совместно. Количество РПК увеличилось с 47 в 1953 году до 3878 в конце 1960 года с количеством членов 143958 человек. Объем их продукции возрос с 8,9 миллиона марок в 1953 году до 2,7 миллиарда марок в 1960 году.

В производственном кооперативе инструмент, машины и прочее оборудование могут применяться и использоваться значительно лучше и эффективнее. Приобретение нового машинного обрудования значительно облегчается, а труд может быть организован значительно рациональнее, чем на отдельном ремесленном предприятии. В результате повышается также доход членов кооператива.

Ремесленники, подмастерья и рабочие являются равноправными членами кооператива, в рамках которого они могут лучше применять свои способности и опыт. Их рабочая неделя составляет 48 часов. В конце года они получают свою долю при распределении прибыли. Вместе с тем благодаря совместной работе в кооперативе рациональнее используется новая производственная техника и увеличивается производительность труда. В целом положение членов кооператива заметно улучшается.

Имеются производственные кооперативы одинакового и различного профессионального профиля. Количество членов производственного кооператива не ограничивается.

Работа кооператива может производиться как в нескольких мастерских, так и в одной общей мастерской. Часто работа на кооперативных началах ведется на первых порах в нескольких мастерских (в рабочих помещениях отдельных членов кооператива). Средства производства могут оставаться собственностью мастеров-ремесленников. В этом случае кооператив выплачивает владельцам средств производства амортизационную плату.

Если работа должна начаться сразу же в общей мастерской, то задача учредительного комитета— найти в сотрудничестве с местными органами подходящее производственное помещение. В этом случае мастер-ремесленник может свои средства производства сдать в аренду кооперативу или передать в кооперативную собственность. Тогда он получает амортизационную плату или возмещение по продажной цене.

Каковы налоги в ремесленном производстве?

По закону о налоговом обложении ремесленного производства от 12 марта 1958 года ремесленные предприятия с числом занятых не более трех человек платят нормативный налог. Это означает, что для каждой профессиональной группы устанавливается определенная основная ставка (норматив) на основе средних результатов производственной деятельности. Кроме того, существует надбавка, зависящая от годового фонда заработной платы, потребления материалов пли валового дохода. Подоходный налог, промысловый налог и производственно-имущественный налог больше не взимаются. Эти положения действуют без изменения с 1950 года применительно примерно к 80 процентам всех ремесленных предприятий ГДР.

Ремесленники, нанимающие более трех человек, по положению от 12 марта 1958 года облагаются налогом на более выгодных условиях, чем владельцы частных промышленных предприятий. За основу налогообложения этих ремесленников берутся оборот и прибыль. Государство предоставляет ремесленным производственным кооперативам значительные льготы при налогообложении. Так, кооперативы на два года освобождаются от корпо-рационного налога, а также не платят ни промыслового, ни производственно-имущественного налога. Это дает кооперативу возможность укрепить свое предприятие и одновременно улучшает положение отдельных членов кооператива. Члены коперативов платят подоходный налог в таком же размере, как и рабочие народных предприятий. Доходы, получаемые от распределения чистой прибыли, облагаются налогом в размере 10 процентов. Доходы членов кооператива от продажи средств производства кооперативу налогом не облагаются. Амортизационная плата за пользование средствами производства, выплачиваемая кооперативом, также не облагается налогом, если арендный договор заключен не менее чем на пять лет. Ремесленные производственные кооперативы получают долгосрочные кредиты на финансирование основных средств производства (машины, инструмент и другое оборудование) из расчета 4,5 процента годовых. Необходимым условием предоставления кредита является рентабельность кооператива и его участие в капиталовложениях собственными средствами по меньшей мере на 20 процентов. Исключение делается для кооперативов, только что начавших свою деятельность: им кредит предоставляется также и в том случае, когда, например, возникают убытки, связанные с первоначальным периодом работы.

Процентная ставка при краткосрочных кредитах составляет 2 процента. Наряду с этими плановыми кредитами предоставляются специальные кредиты, например прй уменьшении основных средств против нормы и й других аналогичных случаях.

Охвачены ли ремесленники социальным страхованием?

Все .самостоятельные ремесленники и полноправные члены их семей охвачены социальным страхованием. Члены ремесленных производственных кооперативов пользуются услугами социального страхования на равных правах с рабочими других Тфедпрнятий.

Они имеют право на материальное обслуживание, денежные субсидии и пенсии. Материальным обслуживанием ремесленники и полноправные члены их семей пользуются в равном объеме. Сюда входит: медицинское обслуживание и зубоврачебная помощь, обеспечение медикаментами, лечебными и вспомогательными средствами, зубное и прочее протезирование, уход в больницах и родильных домах, санаториях и домах отдыха для выздоравливающих, уход за больными на дому и акушерская помощь, перевозка больных и связанные с этим транспортные расходы.

Материальное обслуживание осуществляется, как правило, бесплатно, вне зависимости от размера взносов по социальному страхованию.

К числу денежных субсидий, получаемых застрахованными ремесленниками, относятся: пособие по больничному листу, пособие на семью и, в случае пребывания в больнице, деньги на личные расходы, пособие по беременности и на послеродовой период, надбавки на детей и государственные пособия на детей.

При наличии соответствующих предпосылок ремесленники получают пенсию по старости или пенсию по инвалидности, пенсию по нетрудоспособности в результате несчастного случая и пособие по уходу за больными или престарелыми.

В случае смерти ремесленника или полноправного члена семьи выплачивается пособие на погребение. Размеры денежных субсидий зависят от размеров взносов по социальному страхованию. Если выполнены все предварительные условия, то в случае смерти ремесленника, пользовавшегося социальным страхованием, близким родственникам покойного (вдове и сиротам) выплачивается пенсия.

Существуют ли ремесленные палаты?

Согласно закону о поощрении ремесел от 9 августа 1950 года и дополнительному закону от 12 марта 1958 года ремесленные палаты округов и районов являются представителями интересов ремесленников и ремесленных производственных кооперативов.

Ремесленные палаты обсуждают с ремесленниками — членами палат вопросы оказания помощи в выполнении задач, поставленных перед ремесленниками народнохозяйственными планами.

В круг задач ремесленных палат входит: предоставление кооперативам и частным ремесленникам консультаций по вопросам производства, финансового хозяйства, организации счетоводства, повышения деловой и технической квалификации, по юридическим вопросам, содействие повышению роли ремесленного и кустарного производства, участие в переговорах о тарифных ставках, а также прием и организация экзаменов на звание мастера.

При полной поддержке со стороны местных органов государственной власти ремесленники и члены ремесленных производственных кооперативов, объединенные в ремесленных палатах округов, вносят свой вклад в строительство новой жизни, обеспеченной и свободной от забот.

Только в местных органах народной власти (советы общин, городов, районов и округов) работает 8 тысяч ремесленников. 32 депутата и заместителя депутатов Народной палаты являются представителями ремесленного сословия.

ЧАСТНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Планируется ли производство также в частной промышленности?

Само собой разумеется, что частные предприятия и предприятия с государственным участием — в целом около 67 процентов всех промышленных предприятий—учитываются при планировании всего народного хозяйства.

Семилетний план ставит исключительно серьезные и поистине грандиозные задачи перед всей промышленностью. Он основан на тех же самых принципах, на которых производственные мощности полугосударственных и частных промышленных предприятий охватывались всеми прежними народнохозяйственными и перспективными планами. Это обеспечивает одновременно их загруженность заказами и их экономическое существование.

Доля полугосударственных и частных предприятий в общем промышленном производстве составляла в 1959 году соответственно 5,0 и 0,1 процента.

Наряду с пх важной ролью в^качестве предприятий-поставщиков для объектов капитального строительства и для экспорта, а также договорных партнеров народной промышленности народнохозяйственное значение полугосударственной и частной промышленности проявляется в секторе производства товаров широкого потребления, ремонта, гарантийных и других услуг.

Общая стоимость произведенных промышленных товаров, предназначенных для населения, составляла в 1958 году 10,5 миллиарда марок. К концу семилетки она возрастет до 34,2 миллиарда марок. В соответствии с ролью полугосударственных и частных промышленных предприятий их продукция — в 1958 году она составила в стоимостном выражении 6,3 миллиарда марок — увеличится более чем на 50 процентов.

Особое внимание в семилетнем плане уделяется развитию и поощрению предприятий с государственным участием.

Принуждают ли предпринимателей соглашаться ■

на государственное участие?

Государственное участие в частных предприятиях является формой добровольного вовлечения предпринимателей в процесс строительства социализма.

Один только тот факт, что в конце 1960 года было уже 5232 таких предприятия, подтверждает правильность определения, что здесь речь идет о приемлемом и выгодном для общества и для отдельных владельцев предприятий сотрудничестве, которое может быть установлено только на основе добровольности. Одновременно приведенная цифра является объективным выражением растущей готовности мелких и средних предпринимателей в ГДР идти по этому новому пути.

В 1959 году уже 21 процент всех частных промышленных предприятий ГДР — их доля в валовой продукции равнялась 6,1 процента — составляли предприятия с государственным участием.

Вступив в сотрудничество с государством, частные предприятия принимают полугосударственный характер. Эти предприятия начинают развиваться в тесной связи с народными предприятиями при применении социалистических принципов хозяйства, что открывает перед ними широкие перспективы. Одновременно с этим возрастают влияние и инициатива рабочих на этих предприятиях, благодаря чему увеличиваются производительность труда и оборот.

Избранная для государственного участия юридическая форма коммандитного товарищества соответствует нормам торгового права.

Государство вступает в предприятие как коммандитист (вкладчик). Оно представлено в лице Германского инвестиционного банка или непосредственно народных предприятий. Частный предприниматель является пайщиком. Одновременно он несет обязанности руководителя делами предприятия. Обе стороны делят между собой прибыль в соответствии с долей капиталовложения. Таким путем частный предприниматель собственным трудом и постоянным сотрудничеством с государством сам создает себе прочную социальную основу и, будучи на стороне рабочего класса, постепенно срастается с социалистическим обществом, поскольку одновременно с заключением договора о сотрудничестве начинает распоряжаться государственными средствами. За это он получает от государства денежное вознаграждение в виде платы за руководство делами предприятия. Размеры этого вознаграждения зависят от объема работы предпринимателя, его технических и коммерческих знаний и способностей, а также доли его ответственности и в каждом отдельном случае устанавливаются по соглашению.

Как облагается налогом частная промышленность?

Налоговая политика правительства ГДР по отношению к частной промышленности имеет своей целью максимально использовать производственные мощности Частных предприятий для увеличения ассортимента товаров. В то же время она является выражением социален стической хозяйственной политики, при которой нет места для монополий и монополистических стремлений.

Размеры подоходного налога устанавливаются прогрессивной шкалой и предопределяются также производственной мощностью предприятия. Кроме того, налоговое законодательство учитывает такие производственные результаты, которые имеют особое значение для строительства народного хозяйства. Правительством ГДР определены случаи, когда производите^, освобождение от уплаты налогов или предоставляются определенные льготы. Так, например, не облагается налогом вновь приобретенное оборудование, предоставляются льготы при выпуске продукции на экспорт и для внутригерманской торговли, при давальческих сделках * с заграницей и ФРГ, при производстве кирпича, черепицы, добыче строительного камня и т. д.

Выдающиеся достижения отдельных предпринимателей поощряются в финансовом отношении. Так, например, доходы изобретателя от передачи патентов и образцов готовой продукции другим предприятиям освобождаются от налога или облагаются налогом на льготных условиях, а владельцам патентов за использование изобретений на собственном предприятии предоставляются льготы по налогообложению.

Предприниматели, которые выполняют государственные экспериментальные заказы, также пользуются льготами по налогообложению. Вознаграждения предпринимателям за изготовление рабочих проектов для народного хозяйства облагаются налогом на особо благоприятных условиях.

Какие задачи выполняют промышленно-торговые палаты?

Все частные предприятия, за исключением предприятий с государственным участием, являются членами промышленно-торговых палат округов. Промышленно-торговые палаты обслуживают частные предприятия, стремясь как можно лучше сочетать потребительские нужды населения с интересами предпринимателей. В сотрудничестве с компетентными органами местного хозяйства они создают для частного хозяйства возможности еще более активного участия частных предприятий в строительстве социализма и вносят соответствующие предложения в правительство.

ЧАСТНАЯ РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ

Трудно ли существовать частной розничной торговле?

В начале 1960 года в ГДР насчитывалось около 136 тысяч торговых точек частной розничной торговли. Среди них было около 20 тысяч кафе и ресторанов. Их доля в общем обороте частной торговли составляла в 1959 году 24,7 процента. Чтобы правильно оценить эту цифру, выраженную в процентах, следует взглянуть на развитие всего производства товаров. Необходимо отметить, что в 1958 году товаров было произведено на 39 миллиардов марок, в 1960 году —уже на 45 миллиардов марок, в 1961 году — на 51 миллиард марок (предварительные данные), а в 1965 году эта цифра возрастет примерно до 66 миллиардов марок. Столь огромное планомерное увеличение товарного фонда требует от всей розничной торговли, включая частную, серьезнейших усилий для того, чтобы обеспечить в интересах населения правильное распределение увеличивающегося количества товаров и высокую культуру торговли.

Товарооборот, планомерно возрастающий с развитием народного хозяйства, гарантирует существование частных розничных торговцев, поскольку наше государство не может и не хочет отказаться от их многолетнего опыта и их знаний.

Это выражается, например, и в том, что в ходе комплексной социалистической реконструкции торговой сети частный розничный торговец непосредственно приглашается на совещания и, так сказать, сам определяет свое будущее место в торговой сети. Он участвует также в принятии решений о специализации местной торговли и по другим вопросам. Этот факт также может служить доказательством того, что частная розничная торговля занимает прочное место в развивающейся торговой сети, гарантирующее ей постоянное увеличение оборота.

Многие частные розничные торговцы поняли, что большие задачи, которые ставит перед ними семилетний план, они смогут решить только в том случае, если модернизируют свои магазины и будут применять новые методы торговли. Поэтому в нашей республике мы можем найти большое количество частных розничных торговцев, которые ввели в своих магазинах самообслуживание, обновили торговые помещения, их внутреннее и наружное оформление.

С другой стороны, ход развити%, торговли в ГДР показал, что частные розничные торговцы также и в прошлом участвовали в постоянном расширении товарооборота. Так, оборот частной розничной торговли увеличился с 1950 по 1958 год на 56,2 процента.

Все это опровергает преднамеренную ложь боннского правительства, будто в ГДР имеется стремление разорить частную розничную торговлю. Дело обстоит как раз наоборот. В Западной Германии разоряется все большее количество мелких торговых предприятий, потому что они не могут противостоять усиливающемуся конкурентному нажиму торговых концернов. В ГДР перед частным розничным торговцем открыты широкие перспективы. Он может полностью проявить свои знания и способности и в сотрудничестве с государственной и кооперативной торговлей содействовать наилучшему снабжению населения.

Как частные розничные торговцы могут еще активнее содействовать улучшению снабжения?

Снабжение населения значительно улучшится в ходе семилетнего плана. За этот период продажа товаров должна увеличиться на 70 процентов. Для социалистической и частной торговли это означает значительное увеличение оборота. Перед лицом этих повышенных требований и задач в розничной торговле, как и в других сферах деятельности средних слоев, в последние четыре года возникли новые формы сотрудничества между социалистическими и частными предприятиями розничной торговли (договоры о комиссионной торговле и государственное участие на добровольной основе).

В 1956 году были заключены первые договоры о комиссионной торговле с частными розничными торговцами. В качестве договаривающейся стороны выступали тогда конторы оптовой торговли. Время показало, что конторы оптовой торговли не могли удовлетворять все желания частных розничных торговцев, в частности из-за своей организации труда. Так, например, частные розничные торговцы требовали постоянного непосредственного контакта и обмена опытом со своими коллегами в государственной и кооперативной торговле. Эти и другие требования стали удовлетворяться значительно лучше, когда государственным торговым предприятиям и потребительским обществам было предоставлено право заключения договоров о комиссионной торговле с частными розничными торговцами. Это дало частным розничным торговцам и другие выгоды, например непосредственное социальное обслуживание и т. д.

В конце 1960 года насчитывалось уже 20 178 частных розничных торговцев, заключивших договоры о комиссионной торговле. Доля оборота комиссионной торговли в общем обороте частной розничной торговли составляла в 1960 году 40,4 процента; 32 процента всех частных розничных торговцев заключили договоры о комиссионной торговле с предприятиями социалистической розничной торговли.

Из 5631 розничного торговца и владельца кафе и ресторанов в округе Галле, например, на 31 июля 1960 года 2061 (37,1 процента всех предприятий этой отрасли) заключил договоры о комиссионной торговле или работал с участием государства. На названные предприятия приходится около 21 процента общего оборота розничной торговли округа. Одновременно на рассмотрении совета округа находилось еще более 200 заявок на комиссионную торговлю.

Уважаемые пользователи! Не забывайте, пожалуйста, при копировании любых материалов данного сайта яруга.рф оставлять активную гиперссылку на копируемые материалы этого сайта.

Гельмут Краузе, розничный торговец продовольственными товарами в Галле, был одним из первых торговцев-комиссионеров в своем городе. В 1957 году в его гастрономическом магазине месячный оборот составлял 10 тысяч марок. Используя все преимущества комиссионной торговли, он добился повышения месячного оборота до 30 тысяч марок. Теперь его партнером по договору является государственная торговая организация. Преимущества для Гельмута Краузе: арендную плату и плату за свет, отопление и средства уборки вносит его партнер. Промысловый налог и налог с оборота отпадают. На основании постановления от 24 декабря 1959 года об обложении налогом торговцев-комиссионеров («Вестник законов» I, стр. 19, от 19 января 1960 года) и инструкции № 1 от 19 января 1960 года («Вестник законов» I, стр. 74, от 13 февраля 1960 года) Краузе пользуется очень благоприятными условиями налогообложения, распространяющимися и на работающую вместе с ним жену.

За доверенный ему товар он должен вносить лишь одну треть стоимости в качестве залога. За счет полагающихся ему комиссионных он оплачивает двух работников на полставке, свои взносы по социальному страхованию и расходы на рекламу. Увеличение оборота означает для него, конечно, повышение дохода.

__________________________