Германская Демократическая Республика и воссоединение

Как относятся оба германских государства к национальному вопросу?

На территории Германии после второй мировой войны возникли два германских государства, олицетворяющие два совершенно различных общественных строя. Отношения между ними и их позиция в национальном вопросе германского народа определяются классовыми силами, осуществляющими власть в каждом из них.

В ГДР господствует класс рабочих, выступающий в союзе с крестьянством. Эти классы кровно заинтересованы в сохранении мира и в решении национального вопроса. В ГДР успешно строится социализм. В Западной Германии, напротив, реставрирована старая монополи-стическо-капиталистическая система. Там у власти находятся те же силы, которые уже дважды ввергали мир в ужасные военные катастрофы и которые ныне заняты подготовкой агрессии против ГДР и других социалистических стран, на этот раз с применением атомного оружия. Боннское правительство — единственное правительство в Европе, выдвигающее территориальные претензии к другим государствам.

Уважаемые пользователи! Не забывайте, пожалуйста, при копировании любых материалов данного сайта яруга.рф оставлять активную гиперссылку на копируемые материалы этого сайта.

Национальная задача немецкого народа состоит ныне в том, чтобы добиться заключения мирного договора с обоими германскими государствами и тем самым обуздать германский милитаризм и неонацизм п нормализовать обстановку в Западной Германии, ибо без этого невозможно мирное воссоединение Германии. Мирный договор облегчил бы образование конфедерации между ГДР и ФРГ, а это в свою очередь расчистило бы путь для восстановления государственного единства Германии.

На достижение этой цели направлена — в соответствии с Потсдамским соглашением — политика правительства ГДР- Руководствуясь интересами подавляющего большинства населения всей Германии, в особенности рабочего класса, ГДР намерена добиваться объединения двух германских государств мирными, демократическими средствами.

Боннское же правительство в соответствии с агрессивной идеологией милитаристов и империалистов понимает под объединением поглощение ГДР Федеративной республикой, то есть насильственное перенесение господствующих в Западной Германии капиталистических общественных порядков на ГДР.

Добиться, чтобы восторжествовал не путь насилия и войны и не путь углубления раскола, а путь взаимопонимания и мирного соревнования и чтобы таким образом возникла единая, демократическая, миролюбивая Германия, — такова задача всего немецкого народа, руководимого рабочим классом.

Что является самым главным в вопросе о воссоединении?

Ныне, в условиях существования двух германских государств с совершенно различными общественными системами, готовность обоих государств к сближению и взаимопониманию является важнейшей предпосылкой решения германского вопроса. Без переговоров между ГДР и ФРГ, без совместных шагов никогда не удастся прийти к воссоединению. Ни четыре великие державы, ни другие государства не могут избавить немецкий народ от необходимости самому решать свои насущные дела.

Опыт двух мировых войн, развязанных германским империализмом и милитаризмом, показывает, что в интересах немецкого народа и всех народов мира настоятельно необходимо создать новую воссоединенную ГерманиюГерманию миролюбивую и демократическую. Всякое иное решение было бы опасным и роковым. «Воссоединить» Германию так, чтобы распространить на ГДР политические и военные условия боннского государства, явилось бы нелепым с исторической точки зрения шагом, противоречащим интересам нации. Поэтому такая попытка нереальна.

Однако для того, чтобы добиться объединения на мирной основе, необходимо сохранить и обеспечить мир прежде всего в самой Германии. ГДР, в которой созданы все условия для мирного и демократического развития, не раз открывала реальную перспективу обеспечения мира и неоднократно заявляла о своей готовности поддержать население Западной Германии в его борьбе за демократию и самоопределение. Прежде всего необходимо обуздать германских милитаристов, повести решительную борьбу против атомного вооружений; против антидемократического, фашистского развития Западной Германии и выступить за всеобщее и полное разоружение обоих германских государств.

Чем скорее будет заключен германский мирный договор, тем быстрее будут созданы условия, необходимые для обеспечения мирного и демократического воссоединения. Мирный договор устранил бы не только угрозу для дела мира, но и серьезпые препятствия па пути к объединению Германии. Оба германских государства смогли бы тогда предпринять совместные шаги в направлении широкого сближения и взаимопонимания.

Что уже сделано ГДР для восстановления единства Германии?

Правительство Германской Демократической Республики не осуществило ни одного мероприятия, которое повело бы к углублению раскола Германии. Напротив, оно 150 раз обращалось к правительству ФРГ и бундестагу с предложениями смягчить обстановку в Германии, добиться заключения мирного договора с Германией и проложить путь в направлении мирного объединения нашего отечества.

Уже в 1950 году премьер-министр Отто Гротеволь направил Аденауэру первое предложение о подготовке общегерманских свободных выборов. Затем последовали многочисленные новые обращения. 2 марта 1955 года Народная палата предложила провести в обеих частях Германии народный референдум с вопросом: «Выступаете ли вы за мирное воссоединение Германии путем проведения свободных общегерманских выборов в 1955 году и за принятый во франкфуртской церкви св. Павла «Немецкий манифест» или за нарпжскне военные соглашения?»

Игнорируя волю большинства немецкого народа, правительство Аденауэра отвергло и это предложение. Бундестаг ратифицировал парижские соглашения, и вступление ФРГ в НАТО окончательно закрепило раскол Германии. Воссоединение на рснове проведения свободных общегерманских выборов в качестве первого шага стало вследствие этого невозможным.

Учитывая изменение обстановки, правительство ГДР выступило в 1957 году с предложением о создании конфедерации между ГДР и ФРГ на основе международно-правового договора как единственном еще возможном пути к воссоединению.

Систематически внося конструктивные предложения по решению германской проблемы на мирной и демократической основе, правительство и Народная палата ГДР стали выразителями интересов всех миролюбивых, готовых к взаимопониманию сил немецкого народа. В частности, на протяжении 1958—1960 годов они предложили правительству и бундестагу ФРХ:

договориться о запрещении размещения, хранения и производства атомного и ракетного оружия в ФРГ;

отказаться от оснащения бундесвера ракетно-ядерным оружием;

заключить пакт о ненападении между двумя германскими государствами, отказаться от всякого применения силы в отношении друг друга; осуществить по этапам полное разоружение двух германских государств;

заключить соглашение между двумя германскими правительствами о сохранении мира в Германии в течение 10 лет. В этот период, когда было бы запрещено всякое применение силы в отношении друг друга, могла бы установиться атмосфера доверия между ГДР и ФРГ, которая позволила бы заключить новые соглашения.

Теперь правительство ГДР предлагает федеральному правительству безотлагательно начать переговоры о германском мирном договоре. В памятной записке Советского Союза от 3 июня 1961 года обоим германским государствам рекомендуется совместно договориться об основных принципах мирного договора, которые будут признаны четырьмя державами. Руководствуясь высокой ответственностью перед немецким народом, правительство ГДР заявляет, что отвергать переговоры между двумя германскими правительствами и не использовать больших возможностей, представляющихся ныне немецкому народу, равносильно требованию увековечения раскола и отказу от единого германского мирного договора.

Необходимы ли переговоры между двумя германскими государствами? ^

Да, переговоры, не только необходимы, они представляют собой единственно возможный путь обеспечить мир в Германии и добиться воссоединения на демократической основе.

Правительство ГДР не ставит свою готовность к переговорам с западногерманским правительством в зависимость от каких-либо условий или требований. Оно готово вести со всеми гражданами Западной Германии, независимо от их партийной принадлежности и мировоззрения, переговоры о мнрном объединении нашего отечества.

Народная палата уже в 1952 году направила в Бонн делегацию во главе с заместителем председателя Народной палаты Германом Матерном, уполномоченную вести с депутатами бундестага переговоры о взаимопонимании, которого желает весь немецкий народ.

В последующие годы Совет Министров и Народная палата неоднократно выступали с инициативой относительно переговоров с правительством ФРГ и с депутатами бундестага. В частности, предлагался обмен парламентскими делегациями, которые изложили бы соответственно в Народной палате и бундестаге свои взгляды по насущным вопросам восстановления единства Германии.

Таковы лишь некоторые из 150 предложений, направленных на то, чтобы путем мирных переговоров добиться сближения двух германских государств н создания нормальных условий для сосуществования, чтобы помешать углублению раскола Германии и обеспечить мир для нашего народа.

Однако все предложения, направленные на достижение взаимопонимания и решения германского вопроса, до сих пор отвергались правительством ФРГ.

Несмотря на официальную позицию боннского правительства, и в Западной Германии усиливается понимание того, что в Германии существуют два государства с различными общественными системами и что переговоры между ними необходимы.

Вице-президент бундестага Томас Делер (СвДП) выразил в январе 1961 года точку зрения, что существуют два германских государства и что ГДР и юридически обладает всеми качествами государства. Состоящий в одной с ним партии депутат бундестага д-р Ахенбах заявил, что воссоединения Германии мирным путем можно достичь только посредством переговоров.

Депутат бундестага Мес (ХДС) также высказался за признание ГДР и за образование конфедерации двух германских государств. В том же духе выступили проф. д-р Эберхард Менцель, д-р Ахим фон Боррис, Вильгельм Эльфес, депутат бундестага Гельмут Гольвицер (СДПГ) и многие другие. Число людей, выступающих за признание ГДР и за переговоры между двумя германскими государствами, неуклонно умножается. Приведенные примеры показывают, что это движение охватывает представителей различных партий и мировоззрений.

За рубежом также все чаще высказывается требование считаться с реальным положением в Германии и вести переговоры с правительством ГДР. Так, например, 31 американский историк в открытом письме на имя президента Кеннеди потребовали установления дипломатических отношений с Германской Демократической Республикой.

Кто несет главную ответственность за решение германского вопроса?

Ответственность за решение германского вопроса несет сам немецкий народ. Никто не может лишить его этой миссии. При этом основная ответственность ложится на германский рабочий класс. Совместное выступление рабочего класса обеих частей Германии ускорит объединение широчайших слоев народа в борьбе за сохранение мира, взаимопонимание, образование конфедерации и за мирное воссоединение.

В «Народном плане по германскому вопросу» отмечается, что между рабочими Западной Германии и Германской Демократической Республики не существует препятствий, которые могли бы помешать им идти вместе. Общая глубокая заинтересованность в обеспечении мира, укреплении дружбы между народами, объединении Германии, в гарантировании социальной безопасности и постоянного роста благосостояния трудового народа делает необходимым и возможным установление единства действий рабочего класса всей Германии. Эта сила в состоянии объединить в борьбе против врагов народа другие слои населения, также заинтересованные в мирном развитии, в демократических преобразованиях и в мирном решении германского вопроса.

Западногерманское правительство отклоняет переговоры с ГДР о воссоединении, в частности, под тем предлогом, что это якобы дело четырех великих держав. К воссоединению Германии четыре великие державы имеют отношение постольку, поскольку они гарантировали право Германии на свое национальное единство, а потому обязаны путем заключения мирного договора расчистить путь к восстановлению единства Германии. Если бы великие державы достигли ослабления международной напряженности, это также положительно сказалось бы на решении германского вопроса.

Что содержит план мира немецкого народа?

План мира немецкого народа, представленный 6 июля 1961 года Народной палатой ГДР бундестагу и всему немецкому народу, указывает путь к мирному и демократическому воссоединению, которое ныне возможно лишь через образование конфедерации. План предусматривает создание на паритетных началах немецкой Мирной комиссии, состоящей из представителей парламентов и правительств обоих германских государств. Важнейшая задача Мирной комиссии—ведение переговоров и достижение взаимопонимания относительно подготовки немецких предложений для мирного договора и относительно заключения соглашения доброй воли, направленного на немедленное улучшение отношений между двумя германскими государствами.

Немецкие предложения для мирного договора, которые по предложению Советского Союза с самого начала должны быть одобрены четырьмя державами, должны обеспечить, чтобы со стороны Германии впредь никогда не исходила угроза войны. Немецкий народ должен быть уверен, что он может всегда жить в условиях мира и полного равноправия в семье народов. Поэтому предложения для мирного договора должны предусматривать создание нейтральной в военном отношении Германии.

В соглашении доброй воли, подготовленном немецкой Мирной комиссией и заключенном правительствами и парламентами двух германских государств, могли бы найти отражение следующие положения:

1. Отказ от атомного вооружения и договоренность о немедленном прекращении вооружения.

2. Определение обоими германскими государствами (до заключения соглашения о разоружении) численности, вооружения и дислокации своих вооруженных сил.

3. Запрещение пропаганды войны и реванша.

4. Отношение обоих германских государств к решению вопроса об общественном устройстве как к акту самоопределения населения ГДР и ФРГ (оба германских государства берут на себя обязательство не вмешиваться в вопросы общественного устройства другого германского государства).

5. Стремление к заключению пакта о ненападении между странами Варшавского договора и странами НАТО и создание в Центральной Европе зоны, свободной от атомного оружия.

6. Расширение торговли и развитие культурного и спортивного обмена между ГДР и Западной Германией, мероприятия по облегчению и улучшению межгерманских сообщений.

В Мирной комиссии будет действовать принцип, согласно которому одна сторона не навязывает свою волю другой, а взаимопонимание достигается по этапам. В первую очередь Мирная комиссия должна была бы разработать принципы образования конфедерации, представляющей собой путь в направлении окончательного объединения Германии в условиях существования двух германских государств с различными общественными системами.

Что следует понимать под германской конфедерацией?

Предложенная правительством ГДР 27 июля 1957 года конфедерация, то есть образование союза двух государств —. ГДР и ФРГ — на основе международно^правового договора, является ныне единственной возможностью преодоления раскола Германии. Конфедерация позволила бы осуществить постепенное сближение двух германских государств, исключающее такое положение, прн котором одно или другое государство извлекло бы для себя выгоду или одно государство смогло бы навязать свой общественной строй другому. Оба государства сохраняют свои суверенные права, они не ущемляются в вопросах своих внутренних дел. Все шаги в направлении сближения и взаимопонимания также предпринимаются имп совершенно свободно и самостоятельно.

Заключение мирного договора с двумя германскими государствами благоприятствовало бы созданию конфедерации и не только прекратило бы дальнейшее углубление раскола Германии, но и создало бы предпосылки для того, чтобы в ходе мирного соревнования подготовить окончательное воссоединение.

Органы германской конфедерации могли бы разрабатывать и давать рекомендации двум германским правительствам. В целях обеспечения безопасности в Европе, а также сближения двух германских государств и их мирного воссоединения в плапе мира немецкого народа предлагается уделить главное внимание следующим вопросам:

1. Выполнение положений мирного договора во всей Германии.

2. Выход обоих германских государств из военных союзов, вывод иностранных войск и ликвидация их баз.

3. Достижение договоренности о нейтральной в военном отношении Германии.

4. Осуществление всеобщего и полного разоружения во всей Германии.

5. Развитие внешнеполитических отношений обоих германских государств в соответствии с принципами Устава ООН; членство ГДР и ФРГ или германской конфедерации в ООН и других международных организациях.

6. Помощь слаборазвитым странам.

7. Расширение отношений между двумя германскими государствами в области экономики, торговли, культуры, науки, техники и спорта; создание условий для беспрепятственных межгерманских сообщений.

8. Подготовка демократической конституции единое го германского государства; подготовка и проведений всеобщих, свободных и тайных демократических выборов в общегерманский парламент.

9. Образование общегерманского правительства миролюбивого, нейтрального и демократического германского государства, столицей которого будет Берлин.

Может ли теперь произойти воссоединение путем свободных выборов?

Правительство ГДР принципиально выступает за свободное и демократическое волеизъявление немецкого народа. Поэтому оно сделало боннскому правительству не менее 23 предложений о проведении свободных общегерманских выборов. Правительство ГДР даже в последний момент перед подписанием парижских соглашений обращалось к Бонну с предложением провести в 1955 году общегерманскпе выборы, вместо того чтобы идти на включение Западной Германии в агрессивный Североатлантический блок. Оно предостерегало от последствий, которые будут вытекать из подписания парижских соглашений и которые сделают невозможным проведение свободных общегерманских выборов. Игнорировав все предостережения и предложения, Бонн стал в рамках НАТО продолжать политику «с позиции силы». Правительство Аденауэра отказалось от прав, связанных с восстановлением единства («Общий договор», статья 2) Решающие позиции в органах власти во все большей степени занимали милитаристы и реваншисты. КПГ и другие прогрессивные организации были запрещены, в то время как антидемократические и реваншистские союзы получают официальную поддержку. Усиливая антикоммунистическую пропаганду, Бонн всячески форсирует атомное вооружение. В официальных заявлениях правительство Аденауэра не раз подчеркивало, что отныне речь может идти не о воссоединении, а только об «освобождении восточной зоны».

И в этих условиях Бонн громогласно требует «свободных выборов». Однако всякий здравомыслящий человек видит, что в настоящее время отсутствуют предпосылки для проведения свободпых общегерманских выборов. Такие выборы ничего не имели бы общего со свободой и демократией. Требованием «свободпых выборов» Бонн стремится замаскировать свое намерение распространить власть милитаристов и на территорию ГДР.

Свободные общегерманские выборы станут возможными лишь тогда, когда будет ликвидирована угроза атомной войны, нависшая над Германией, и когда в результате удаления фашистских и милитаристских сил из государственных и экономических органов будут созда-пы условия для демократического развития и в Западной Германии.

Когда будет обеспечено право на самоопределение?

Право немецкого народа на самоопределение может быть гарантировано в полном объеме и наилучшим образом путем заключения мирного договора с двумя германскими государствами. Тем самым и Западной Германии был бы предоставлен полный суверенитет и было бы возвращено право на восстановление единства Германии, которое ФРГ уступила западным державам. Мирный договор положил бы конец оккупационному режиму, все еще существующему в Западном Берлине, и заложил бы также в ФРГ основы для мирного, демократического развития. Поэтому любое честное требование подлинного самоопределения должно приравниваться к требованию заключения мирного договора.

ГДР подразумевает под правом на самоопределение демократическое право немецкого народа самому решать коренные вопросы политики. Перед лицом угрозы развязывания германскими милитаристами атомной войны этот коренной вопрос заключается в выборе между войной и миром, между атомным вооружением и разоружением, между заключением мирного договора с двумя германскими государствами и сохранением опасных остатков второй мировой войны.

Правительство ГДР неоднократно предлагало проведение во всей Германии всенародного опроса по жизненно важным вопросам немецкого народа. Однако западногерманское правительство отвергало всякую возможность подобного демократического волеизъявления и не раз запрещало в Западной Германии проведение всенародного голосования (например, в 1951 году относительно заключения мирного договора и в 1958 году по вопросу атомного вооружения).

Заключение мирного договора составляет суть решения германской проблемы, оно гарантирует создание миролюбивой, демократической, единой Германии. Мирный договор подведет черту под второй мировой войной.

Благодаря мирному договору можно было бы выполнить во всей Германии основное требование Потсдамского соглашения, заключающееся в обуздании агрессивного германского милитаризма. В случае заключения мирного договора не было бы больше ни атомного вооружения, ни нацистского генерального штаба, ни пропаганды реванша. Оба германских государства вышли бы из системы военных договоров и смогли бы направить все свои силы на мирное воссоединение.

Заключение мирного договора устранило бы угрозу войны в Европе и привело бы к мирному, приемлемому для всех сторон решению вопроса о Западном Берлине— «фронтовом городе», представляющем собой наиболее опасный очаг кризиса в Европе.

Никто не может утверждать, что спустя 16 лет после окончания войны еще не настало время признать возникшие в результате второй мировой войны реальные факты и заключить справедливый мирный договор с обоими германскими государствами. Федеральное правительство, однако, отвергает заключение такого мирного договора под тем предлогом, что он может быть заключен якобы только с общегерманским правительством, то есть лишь после воссоединения Германии. При этом оно ничего не предпринимает, чтобы достичь воссоединения на мирной демократической основе. Напротив! Присоединившись к НАТО, возродив милитаризм и развернув атомное вооружение, оно все более и более углубляло раскол. Боннское правительство упорно противится всякому сотрудничеству и сближению с ГДР, оно захлопывает дверь между двумя германскими государствами и наглухо перекрывает тем самым единственно возможный путь воссоединения Германии. Согласиться с точкой зрения боннского правительства по вопросу о мирном договоре — значило бы снять с повестки дня мирное воссоединение и отложить до греческих календ мпрное урегулирование с Германией. Федеральное правительство отвергает путь переговоров и взаимопонимания, так как стремится сохранить для себя открытым путь к завершению атомного вооружения.

Правительство Советского Союза в своей памятной записке от 17 февраля 1961 года заявило федеральному правительству, что оно в интересах мира не намерено более откладывать в долгий ящик заключение мирного договора. Если же Бонн будет упорствовать в своей точке зрения, Советский Союз и другие заинтересованные государства подпишут мирный договор с ГДР. На этой основе решится вопрос и о Западном Берлине. Кроме того, будут окончательно зафиксированы существующие границы Германии и юридически урехчслированы все вопросы, которые подлежат решению в мирном договоре.

Какие пути ведут к мирному договору?

Несомненно, самым лучшим и благоприятным путем было бы заключение мирного договора с обоими германскими государствами, существования которых ныне не оспаривает ни один здравомыслящий политический деятель. В этой связи Советский Союз в своей памятной записке от 3 июня 1961 года предлагает следующее.

Четыре державы обратятся к обоим германским государствам с призывом договориться в любой приемлемой для них форме по вопросам, касающимся мирного урегулирования с Германией и воссоединения. Четыре державы признают любую договоренность, которая будет достигнута пемцами. Перед лицом возможностей и полномочий, предоставляемых при этом обоим германским государствам, отклонение переговоров бддло бы преступлением перед немецким народом.

Правительство ГДР вновь обращается к федеральному правительству с предложением вступить в совместные переговоры по подготовке немецких предложений для мирного договора и по установлению нормальных мир-пых взаимоотношений между двумя германскими государствами. ГДР сделает на этих переговорах все для того, чтобы они закончились в течение шести месяцев положительно.

В случае достижения соглашения между ГДР и ФРГ будет без всяких отлагательств созвана мирная конференция, на которой будет согласован и подписан единый германский мирный договор.

Если же правительство США и некоторые другие правительства не готовы подписать единый мирный договор с двумя германскими государствами, то можно было бь! осуществить мирное урегулирование с Германией на основе двух договоров. В этом случае государства — участники антигитлеровской коалиции подписали бы мирный договор с двумя или с одним германским государством по своему усмотрению. Необходимо только, чтобы эти договоры содержали одинаковые положения по важнейшим вопросам мирного урегулирования.

Если же правительства ФРГ и трех западных держав намерены и дальше откладывать не терпящее отлагательства дело мирного урегулирования с Германпей, то пришлось бы заключить мирный договор с ГДР и с теми государствами, которые готовы к этому.

Мирный договор специально зафиксирует статус Западного Берлина как вольного города. Советский Союз и другие участники договора будут строго соблюдать этот статус. Будут также приняты меры к тому, чтобы статус вольного города уважался и всеми другими странами. Одновременно такое урегулирование будет означать также ликвидацию оккупационного режима в Западном Берлине со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В частности, вопросы использования сухопутных, водных и воздушных коммуникаций, проходящих через территорию ГДР, должны будут решаться не иначе, как на основе соответствующих соглашений с ГДР. Осуществление контроля над такими коммуникациями является неотъемлемым правом каждого государства и отвечает существующему международному праву. В мирном договоре, кроме того, будут окончательно закреплены границы, установленные Потсдамским соглашением, и юридически урегулированы все подлежащие решению вопросы.

Все патриотически настроенные, миролюбивые силы обеих частей Германии выступают совместно с правительством ГДР за безотлагательное заключение мирного договора с двумя германскими государствами, поскольку такое урегулирование наилучшим образом способствует обеспечению мира в Германии и расчистке пути для решения германского вопроса.

Какие положения должен содержать мирный договор?

Правительство ГДР поддерживает проект германского мирного договора, представленный 10 января 1959 года правительством Советского Союза трем западным державам, другим государствам, которые участвовали в войие против гитлеровской Германии, и обоим германским государствам. Проект содержит такие положения, которые отвечают интересам всех слоев немецкого народа. Важнейшими из них являются:

1. Великие державы выражают свою готовность оказать обоим германским государствам всяческое содействие в достижении воссоединения ц^ основе сближения и договоренности между ГДР и ФРГ.

2. Германская Демократическая Республика и Федеративная Республика Германии торжественно принимают на себя обязательство никогда не прибегать к силе для достижения объединения Германии и будут разрешать мирными средствами любые споры, которые могут возникнуть в отношениях между ними.

3. Впредь до восстановления единства Германии Западный Берлин будет находиться на положении демилитаризованного вольного города на основании своего статута.

4. Германия (представленная до восстановления единства ГДР и ФРГ) обязуется не вступать в какие-либо военные союзы, направленные против любой державы, являющейся участником мирного договора, а также не принимать участия в военных союзах, участниками которых не являются все четыре великие державы. Со вступлением в силу мирного договора ГДР и ФРГ будут считаться свободными от обязательств, связанных с членством соответственно в организациях Варшавского договора и Североатлантического союза и Западноевропейского союза. В интересах достижения соглашения Советский Союз, однако, не настаивает на немедленном выходе из военных группировок.

5. Свободная деятельность политических партий и других организаций. Германия обязуется не допускать возрождения, существования и деятельности нациопал-социалистской партии, примыкавших к ней или находившихся под ее контролем организаций, а также всех военных и реваншистских партий и организаций.

6. На Германию не налагается никаких ограничений в развитии ее мирной экономики, в торговле с другими странами, в мореплавании и в доступе на мировые рынки.

7 Границы Германпи будут такими, как они существовали на 1 января 1959 года.

8. Германия будет иметь свои национальные вооруженные силы, необходимые для обеспечения обороны страны. Германия не должна иметь, производить, приобретать или опробовать любые виды ядерного вооружения, ракеты (включая пусковые установки), бомбардировщики и подводные лодки.

9. Все иностранные войска должны быть выведены из Германии не позднее чем через год со дня вступления в силу мирного договора, пли в крайнем случае в течение шести месяцев численность иностранных войск должна быть сокращена на одну треть.

10. Союзные п Соединенные Державы отказываются от каких-либо претензий к Германии в отношении дальнейшей уплаты репараций.

Благодаря такому мирному договору никто ничего не потерял бы, а все немцы обрели бы мир и надежную жизнь. Германия смогла бы запять почетное место в семье народов как миролюбивое, демократическое и независимое государство.

Выиграет ли дело мира в Европе, если Германия станет нейтральной в военном отношении?

Правительство ГДР стремится к созданию нейтральной в военном отношении Германии. Заявление о нейтралитете обоих германских государств, гарантированном великими державами, является важной частью представленного правительством ГДР плана всеобщего и полного разоружения всей Германии. Нейтралитет Германии освободил бы Западную Германию от членства в НАТО, а ГДР — в организации Варшавского договора, то есть Германия была бы свободна от обязательств, вытекающих из участия в каких-либо военных союзах. Поддержка боннскими милитаристами американской агрессии в Ливане и бельгийской агрессии в Конго как раз показывает, насколько велика для западногерманского населения опасность, которую таит в себе участие Западной Германии в агрессивном Североатлантическом союзе, переплетающемся со многпмп другими системами военных договоров.

Выход Западной Германии из НАТО не только привел бы к ликвидации всех атомных, ракетпых и прочих иностранных военных баз па западе Германии, но и устранил бы для Западной Германии опасность вовлечения в военные конфликты между третьими странами.

Нейтралитет обоих германских государств, гарантированный главными державами антигитлеровской коалиции или ООН, значительно разрядил бы в военном отношении обстановку на стыке двух общественных систем в Европе и укрепил бы мир и безопасность^всех народов Европы, и в особенности немецкого.

Какие предложения имеются по вопросу о разоружении Германии?

Правительство ГДР неоднократно обращалось к федеральному правительству с предложениями о разоружении. Они касались прежде всего отказа от введения воинской повинности и от атомного вооружения, достижения соглашения о численности, вооружении и дислокации войск.

В сентябре 1960 года оно внесло предложение о всеобщем и полном разоружении обеих частей Германии. Предложение предусматривает полное разоружение тремя этапами в течение четырех — пяти лет.

На первом этапе ГДР предлагает провозгласить отказ от применения силы в отношении друг друга, запретить всякую пропаганду войны и реванша, достигнуть договоренности о прекращении вооружений, отказаться от атомного вооружения и заключить мирный договор с Германией.

На втором этапе оба германских государства сокращают своп вооруженные силы, уничтожают ракетное оружие, находящееся в распоряжении немецких вооруженных сил, отказываются от воинской повинности. На этом же этапе будут выведены иностранные войска из обеих частей Германии.

На третьем этапе правительство ГДР предлагает окончательно распустить вооруженные силы, включая все военные учреждения, полностью уничтожить оружие, боеприпасы и военное снаряжение, прекратить производство для военных целей. На этом же этапе оба германских государства выходят соответственно из НАТО и из организации Варшавского договора. Оба германских государства заявляют о своем нейтралитете, который гарантируется главными державами антигитлеровской коалиции или Организацией Объединенных Наций.

Для контроля за осуществлением этих мероприятий по разоружению предусматривается образование комиссии, в состав которой на паритетных началах войдут представители Народной палаты и бундестага, а также представители демократических организаций, включая профсоюзы обоих германских государств.

Почему положение в Западном Берлине является ненормальным?

Западный Берлин расположен внутри территории Германской Демократической Республики. Доступ в Западный Берлин возможен только через территорию ГДР. В то время как ГДР является суверенным государством, в котором вся полнота власти принадлежит рабочим и крестьянам, Западный Берлин и по сей день оккупирован Соединенными Штатами Америки, Англией и Францией и на него распространяется оккупационный статут.

Это положение используется прежде всего боннским правительством для того, чтобы сознательно вести против ГДР экономическую войну. Подрывная деятельность—начиная с «торговли людьми», то есть систематической вербовки специалистов в столице ГДР и в ее предместьях, и кончая валютными махинациями, спекуляцией и диверсиями — ежегодно причиняет населению ГДР ущерб в размере более миллиарда марок. Из Западного Берлина ведется широкая шпиопско-диверсионная деятельность против ГДР, Советского Союза и других социалистических стран, при этом наши враги, не брезгуя никакими средствами, используют даже отъявленных уголовников. Западный Берлин — рассадник реваншистской и военной пропаганды.

Свыше ^та западногерманских и иностранных шпионских организаций постоянно пытаются забрасывать на территорию демократического Берлина и ГДР своих агентов, имеющих диверсионные и шпионские задания. Не раз западногерманские и западноберлинские политики называли Западный Берлин «самой дешевой атомной бомбой Запада», «фронтовым городом» и «плацдармом

НАТО», а нынешний глава западноберлинской администрации Вилли Брандт заявил о необходимости укрепления Западного Берлина в качестве базы для подрыва социалистического строительства в ГДР.

Так Западный Берлин стал опасным очагом «холодной войны» в Германии. Легко представить, что какая-нибудь из провокаций, исходящих из Западного Берлина, может зажечь пламя войны во всей Европе, а то и во всем мире.

Разумеется, ГДР, руководствующаяся интересами мира, не может вечно терпеть подобное положение. ГДР требует покончить с этой нездоровой обстановкой. Великие державы также признали на Женевском совещании министров иностранных дел в 1959 году, что положение в Западном Берлине является ненормальным.

Почему четырехсторонний статус Берлина не имеет больше силы?

Четырехсторонний статус Берлина вытекал из решения держав — победительниц во второй мировой войне избрать Берлин в качестве места пребывания верховного контрольного органа для Германии — Союзного Контрольного Совета. Поэтому была достигнута договоренность о четырехстороннем управлении городом и создана межсоюзническая комендатура «для совместного управления районом Большого Берлина». Это вовсе не означало создания пятой зоны оккупации в Германии; напротив, весь Берлин всегда оставался составной частью тогдашней советской зоны оккупации. Это подтверждается международными соглашениями и документами *. Участие западных держав в управлении Берлином и в его оккупации находилось в неразрывной связи с принятыми ими в Потсдамском соглашении обязательствами по демилитаризации и денацификации Германии и ликвидации в ней монополий.

Однако западные державы систематически срывали проведение совместной четырехсторонней политики в Бер-липе. С помощью целого ряда мероприятий, завершившихся созданием западногерманского сепаратного государства и распространением западногерманской денежной реформы на Западный Берлин, они в конечном счете парализовали деятельность Союзного Контрольного Совета, а тем самым и работу межсоюзнической комендатуры Берлина.

После этого западпые державы создали 21 декабря 1948 года сепаратную американо-англо-французскую комендатуру для Западного Берлина, а 14 мая 1949 года приняли для этой части города так называемый «малый оккупационный статут», действующий и поныне и навязывающий Западному Берлину унизительный оккупационный режим. Тем самым прежний четырехсторонний статус Берлина был полностью ликвидирован и введен противоречащий принципам Потсдамского соглашения трехсторонний статус для Западного Берлина.

Должен ли быть включен Западный Берлин в состав ГДР?

Нет, правительство ГДР не выдвигает требования включить Западный Берлин в состав ГДР, хотя Западный Берлин расположен внутри государственной территории ГДР, законно относится к ее территории и никоим образом не принадлежит к ФРГ. Такое требование еще больше усложнило бы обстановку, повело бы к значительным трудностям. Оно не способствовало бы ослаблению международной напряженности.

В соответствии со своей политикой смягчения напряженности и сохранения мира правительство ГДР готово пойти на существенный компромисс. Оно не настаивает на изменении общественного уклада в Западном Берлине, но в то же время никак не может согласиться и с тем, чтобы на суверенной территории ГДР существовал в условиях иностранного оккупационного режима опасный очаг напряженности, все больше превращающийся в центр подрывной работы и провокаций против ГДР и других социалистических стран.

Следовательно, для Западного Берлина надо найти такое решение, благодаря которому он превратился бы йЗ пороховой бочки в город мира и в результате смог бы в будущем вместе с демократическим Берлином образовать столицу объединенной демократической Германии.

Как можно было бы наилучшим образом решить вопрос о Западном Берлине?

Наилучшее решение этого вброса заключается в превращении Западного Берлина в демилитаризованный вольный город на основе мирного договора с двумя германскими государствами. Такое решение отвечает интересам разрядки международной напряженности, а следовательно, и интересам самих жителей Западного Берлина.

Соответствующие предложения Советского правительства, полностью поддерживаемые правительством ГДР, предусматривают следующий статус.

Западный Берлин будет свободным от иностранной оккупации и от унизительных положений и ограничений все еще действующего там оккупационного статута. Он управляет своими делами совершенно самостоятельно и независимо от ГДР и ФРГ. Это не исключает того, что Западный Берлин может поддерживать тесные связи как с ФРГ, так и с любым другим государством. ФРГ при таком решении вопроса, естественно, имела бы возможность соблюсти вытекающие отсюда интересы в Западном Берлине. Выбранные демократическим путем органы управления Западного Берлина смогли бы решать все вопросы внутренней жизни п связи с внешним миром без какого-либо иностранного вмешательства. Общественные и экономические порядки, установившиеся в Западном Берлине, остались бы незатронутыми; население Западного Берлина само решило бы, какая общественная система наилучшим образом отвечает его думам и чаяниям.

Западный Берлин должен был бы выполнить лишь два обязательства: не участвовать в каких-либо союзах или договорах военного или военно-политического характера и не допускать проведения со своей территории какой-либо враждебной деятельности против ГДР, Советского Союза, других социалистических государств и против всех остальных стран.

Советский Союз и ГДР предлагают установить самые надежные гарантии против вмешательства в дела вольного города со стороны какого-либо государства. В качестве гаранта нейтрализованного вольного города в Западном Берлине могли бы быть размещены символические контпнгенты войск США, Англии, Франции и Советского Союза, а также контингенты войск нейтральных стран под эгидой ООН. Помимо этого, статус вольного города мог бы быть соответствующим образом зарегистрирован в Организации Объединенных Наций и закреплен авторитетом этой международной организации. Правительство ГДР, заявившее о своей готовности присоединиться к соответствующему соглашению и уважать его, со своей стороны ожидает уважения всеми другими государствами своих суверенных прав.

Внешняя политика правительства ГДР

Какие принципы определяют внешнюю политику ГДР?

С образованием первого рабоче-крестьянского государства на немецкой земле впервые возникло германское правительство, проводящее глубоко демократическую, миролюбивую внешнюю политику.

Правительство ГДР не скрывает своей политики от населения, ибо она полностью отвечает интересам всех граждан. Поэтому правительство ГДР принципиально отвергает тайную дипломатию, характерную для капиталистических стран. Высшими принципами внешней политики ГДР являются: *

последовательное выступление за сохранение мира, неустанная борьба против вооружения и милитаризма, стремление к честному международному сотрудничеству с капиталистическими странами на основе принципов мирного сосуществования и с социалистическими странами на основе принципов социалистического интернационализма,

постоянная защита интересов миролюбивых, кратических сил во всех странах.

Каков характер внешнеполитических связей ГДР с социалистическими странами?

Основным внешнеполитическим принципом в отношениях между социалистическими странами является социалистический интернационализм. Он означает:

а) оказание взаимной помощи в строительстве социализма;

б) прочные дружественные отношения и сотрудничество социалистических государств во всех областях;

в) равноправие всех государств и полное признание их суверенитета.

Сотрудничество происходит на основе добровольности и вытекает из общности интересов и целей социалистических государств. Поэтому лагерь социализма — это не обычная коалиция государств, объединенных лишь временно общими интересами, а великая монолитная сила, противостоящая как единый, сплоченный фронт империалистическому лагерю. Особенно тесные отпошения ГДР поддерживает с Советским Союзом — руководящей силой в лагере мира. Советский Союз поддерживает немецкий народ в борьбе против западногерманского милитаризма и в решении национального вопроса, в борьбе за единую, демократическую Германию.

Какие внешнеполитические принципы определяют отношения с молодыми национальными государствами?

Правительство ГДР поддерживает все народы, борющиеся за свою национальную свободу и независимость или отстаивающие свой суверенитет от посягательств со стороны империалистов. Оно строит свои отношения с этими странами на уважении национального достоинства и политических взглядов, на экономических интересах и культурных достижениях. Правительство ГДР оказывает молодым национальным государствам обширную помощь, заключая с ними торговые соглашения на основе равноправия и взаимной выгоды. При этом оно в уплату за свои поставки принимает валюту соответствующей страны и использует ее в полном размере для закупки национальных товаров той же страны. Предметы экспорта ГДР служат быстрому созданию национальной промышленности в этих странах. Далее, ГДР предоставляет значительному числу студентов и квалифицированных рабочих из молодых национальных государств возможность учиться в ее вузах и университетах или повышать свою квалификацию на предприятиях различных отраслей промышленности. Таким путем ГДР поддерживает борьбу молодых национальных государств за обеспечение своей независимости и создание национальной экономики.

Каковы принципы внешней политики ГДР по отношению к империалистическим странам?

В отношениях со всеми капиталистическими странами Германская Демократическая Республика руководствуется принципами мирного сосуществования, принципами, отвечающими интересам всего миролюбивого человечества. Эти принципы таковы: взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета, взаимный отказ от нападения, невмешательство в^ внутренние дела других стран, торговые отношения, основанные на равноправии и соблюдении взаимной выгоды.

Эти принципы гарантируют мирное сосуществование капиталистических и социалистических государств. Они полностью соответствуют Уставу ООН и отвечают коренным интересам всех народов и всех людей, борющихся за прочный мир. Политика мирного сосуществования направлена против гонки вооружений и против политики «холодной войны».

С какими государствами ГДР поддерживает дипломатические отношения?

ГДР поддерживает со многими странами отношения по государственной и экономической линиям. Дипломатические отношения существуют с СССР, Китайской Народной Республикой, ЧССР, Польской Народной Республикой, Венгерской Народной Республикой, Румынской Народной Республикой, Народной Республикой Болгарией, Народной Республикой Албанией, Корейской Народно-Демократической Республикой, Демократической Республикой Вьетнам, Монгольской Народной Республикой и Федеративной Народной Республикой Югославией. Кроме того, имеются генеральные консульства ГДР в Бирме, Индонезии и Объединенной Арабской Республике.

Несмотря па все попытки боннского правительства помешать дипломатическому признанию ГДР и учреждению ее официальных торговых представительств, были заключены новые соглашения об учреждении официальных торговых представительств. В настоящее время тор^ говые представительства ГДР имеются, в частности, й Аргентине, Бразилии, Гане, Индии, Ираке, Йемене, Колумбия* на Кубе* в Ливане, Судане, Уругвае -в Финлян* дии. Семь из названных государств (Гана, Индия, Ирак, Йемен, Ливан, Судан, Финляндия) предоставили торговым представительствам ГДР широкие консульские права, что почти равносильно дипломатическому признанию.

В работе каких значительных международных совещаний, конференций и конгрессов участвовали представители ГДР?

В 1959 году представители ГД^, Советского Союза, западных держав и ФРГ вели переговоры на Женевском совещании министров иностранных дел по вопросам, касавшимся Германии. Делегацию ГДР возглавлял министр иностранных дел д-р Больц.

В 1960 году сотни делегаций ГДР представляли республику на международньйс конгрессах и других форумах. В частности, представители ГДР принимали участие в работе:

съезда Международного союза геодезии и геофизики в Хельсинки;

21-й сессии Геологического международного конгресса в Копенгагене;

конгресса Международного фотограмметрического общества в Лондоне;

генеральной ассамблеи Международной электротехнической комиссии в Дели;

конференции Международного железнодорожного союза в Париже.

В 1960 году состоялись важные международные совещания и конференции также в ГДР, например противораковый конгресс, в работе которого участвовали многие ученые с мировым именем, в частности из Англии, Франции, Бельгии и США.

1961 год ознаменовался сессией Совета экономической гзаимопомощи (СЭВ), проходившей в конце февраля и начале марта в столице ГДР. По просьбе Международной ассоциации по оболочковым конструкциям в мартг 1961 года в ГДР состоялся международный коллоквиум этой ассоциации, в котором участвовало более 120 ученых, преимущественно из капиталистических стран. Помимо этого, в ГДР намечено провести совещания различных отраслевых комиссий Международного союза архитекторов.

Сотрудничает ли ГДР в международных организациях?

Да. ГДР является членом более двухсот международных организаций. За последний год ГДР вошла в состав организаций, которые, согласно своим уставам, принимают в качестве членов с правом решающего голоса, как правило, лишь конкретные учреждения того или иного государства. Это свидетельствует о том, что государственный авторитет ГДР непрерывно растет. Так, представители ГДР участвуют в качестве членов в работе следующих международных организаций: Совета экономической взаимопомощи, Объединенного института ядерных исследований, Лиги обществ Красного Креста,

клуба Международной, ассоциации поэтов, драматургов, очеркистов, редакторов и романистов, Международного союза архитекторов, Союза международных ярмарок,

Международного олимпийского комитета и более чем сорока международных спортивных федераций.

В течение ряда лет ГДР поддерживает отношения со специализированными учреждениями ООН, например: Всемирной метеорологической организацией (ВМО), Международной организацией труда (МОТ), Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), штаб-квартирой ООН и

Экономической комиссией ООН для Европы (ЭКЕ). (Для отстаивания в рамках ЭКЕ своих интересов ГДР имеет в Женеве постоянное представительство.)

В двадцати с лишним международных организациях представители ГДР занимают различные посты, в частности:

постоянного вице-президента Международного железнодорожного союза,

руководителя комиссии телевидения в Международной организации радио,

члена Совета Международной ассоциации научного фильма,

вице-президента Комитета учебного фильма для средней школы и вице-президента Секции медико-хирурги-ческого фильма,

председателя консультативного комитета Международной ассоциации по вакуумной физике и технике,

вице-президента научной комиссии при Международной комиссии по изучению табака.

ГДР представляет свои интересы и в таких международных организациях, в состав которых она пока еще не принята в качестве члена. Так, например, в сентябре 1960 года правительство ГДР направило 15-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН меморандум, в котором выражается требование решить вопрос о разоружении как первоочередную задачу всех народов и правительств в современных условиях, а в отношении Германии предлагается, «чтобы оба германских государства безотлагательно начали осуществление всеобщего и полного разоружения в Германии».

В декабре 1960 года правительство ГДР обратилось с меморандумом к Организации Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры (ЮНЕСКО), в котором призывало выступить против воспитания западногерманской молодежи в милитаристском духе.

Общественные организации ГДР также пользуются международным признанием. Так, ОСНП является членом Всемирной федерации профсоюзов, ДЖСГ входит в Международную демократическую федерацию женщин, а ССНМ — во Всемирную федерацию демократической молодежи.

Какие международные соглашения подписаны ГДР?

ГДР является участницей 650 международных соглашений, включая существующие торговые договоры. К важнейшим из них относятся международные договоры, конвенции, соглашения о культурном и научно-тех-ническом сотрудничестве.

Международные договоры, заключенные ГДР с социалистическими государствами, принадлежат к важнейшим международно-правовым документам. Основанные на принципе социалистического интернациопализма, они укрепляют братские, дружественные отношения и расширяют взаимное сотрудничество договаривающихся сторон.

В качестве примера можно назвать Договор об отношениях между СССР и ГДР, подписанный 20 сентября 1955 года. Историческое значение договора состоит в том, что в нем с предельной ясностью подтвержден перед всем миром государственный суверенитет ГДР в международных делах. Согласно этому договору, ГДР не только обязалась соблюдать признанпые ею нормы международного права, но и получила возможность ссылаться—в. соответствии с существующими положениями международного права — во всех своих международных взаимоотношениях на признание своего государственного суверенитета.

Аналогичные договоры ГДР заключила с Китайской Народной Республикой и Монгольской Народной Республикой (договор о дружбе и сотрудничестве с Китайской Народной Республикой от 25 декабря 1955 года и договор о дружбе и сотрудничестве с Монгольской Народной Республикой от 22 августа 1957 года).

К важнейшим международно-правовым актам, под которыми стоит подпись ГДР, относится также Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 14 мая 1955 года. В этом документе находят свое воплощение принципы взаимоотношений восьми европейских социалистических государств. Все государства — участники Варшавского договора подтверждают и гарантируют суверенитет ГДР. На основе договора ГДР стала неотъемлемой частью лагеря мира, демократии и социализма. Как участник организации Варшавского договора ГДР вносит значительный вклад в дело сохранения мира во всем мире, являющееся высшей целью Варшавского договора.

Необходимо, далее, упомянуть консульские соглашения, подписанные ГДР со всеми социалистическими странами. В этих особых двухсторонних международно-правовых актах государства определяют круг полномочий и права своих консульских представителей.

Кроме того, ГДР является участницей более чем 'шестидесяти конвенций — соглашений, регулирующих отношения между государствами в той или иной специальной области, например в области торговли, судоходства, оказания правовой помощи по гражданским делам и т. д. К таким конвенциям относятся, например:

международная конвенция об установлении единых правил, касающихся оказания помощи и спасения на море;

бернское соглашение об охране авторских прав произведений литературы и искусства;

парижское многостороннее соглашение и дополнительные соглашения о защите промышленной собственности;

четыре женевские конвенции Красного Креста о защите жертв войны;

конвенция по унификации правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавское соглашение о воздушных перевозках).

В соглашениях о культурном сотрудничестве, заключенных ГДР, также проявляется новый характер международных договоров. Они служат укреплению дружественных отношений между народами и усилению взаимопонимания. Культурный обмен ГДР с другими странами стал составной частью внешней политики, направленной на сближение и укрепление дружбы между народами. К настоящему времени ГДР заключила около ста соглашений о культурном сотрудничестве. В них участвуют наряду с социалистическими странами многие молодые национальные государства, например Судан и Ирак. С Ираком заключено соглашение о культурном и научном сотрудничестве.

Соглашения о научно-техническом сотрудничестве ГДР заключила со всеми социалистическими странами. В этих соглашениях находит свое выражение совершенно новый принцип в отношениях между странами — принцип взаимной бескорыстной помощи. Подобные соглашения позволяют странам-участницам развивать свою экономику более быстрыми темпами, поскольку соответствующие государства делятся результатами своих научных исследований. Соглашение о научно-техническом сотрудничестве подписано также с Федеративной Народной Республикой Югославией.

Помимо этого, социалистические страны Европы в целях координации развития своего народного хозяйства создали в качестве органа расширения и углубления экономического и научно-технического сотрудничества Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Отдельные постоянные комиссии СЭВ в соответствии с принципами международного социалистического разделения труда обсуждают вопросы экономических отношений между странами — членами СЭВ, складывающихся на основе перспективных планов отдельных стран, вопросы развития важнейших отраслей народного хозяйства, Специализации производства и обмена специализированной продукцией.

Окончательна ли граница по Одеру и Нейсе?

Граница по Одеру и Нейсе была установлена в условиях полного единогласия четырьмя великими державами 2 августа 1945 года.

Решающей причиной этого изменения границы на востоке Германии явилась грабительская война, начатая 1 сентября 1939 года германско-фашистским империализмом. В результате этой войны в Польше было уничтожено почти шесть миллионов человек, не участвовавших ни в каких военных действиях; пять миллионов польских детей потеряли своих родителей. Столица страны, Варшава, оказалась разрушенной на 93 процента, было уничтожено 84 процента железнодорожных сооружений Польши. Польской промышленности был нанесен ущерб, составляющий почти 130 миллиардов марок.

Все союзные державы признали право Польши на возмещение ущерба и на обеспечение своей безопасности. Решение о новой границе и переселении немцев из областей, переданных Польше, было зафиксировано в Потсдамском соглашении, под которым стоят подписи глав правительств США, Англии и Советского Союза. Впоследствии к нему присоединилось и фрапцузское правительство.

При установлении границы играли роль и стратегические соображения, поскольку германские империалисты не раз использовали для военного нападения свои выдвинутые позиции на южной и северной границах Польши.

Содержащаяся в Потсдамском соглашении ссылка на окончательное определение границы при заключении мирного договора с Германией касается лишь точного картографическго определения прохождения границы по Одеру и Нейсе. Другое толкование полностью исключается, так как переселение миллионов людей производилось не с целью вернуть их обратно по истечении определенного времени.

ГДР сделала из прошлого единственно возможный вывод, подписав 6 июля 1950 года соглашение о демар-нации установленной и фактически существующей государственной границы между Германией и Польшей.

Уважаемые пользователи! Не забывайте, пожалуйста, при копировании любых материалов данного сайта яруга.рф оставлять активную гиперссылку на копируемые материалы этого сайта.

В ГДР граница но Одеру и Нейсе считается границей мира, и всякая пропаганда относительно ее ревизии по праву рассматривается как подстрекательство к войне. Роковой «дранг нах остен», принесший столько горя нашим соседям, и в первую очередь польскому народу, никогда не шел на пользу немецкому народу. Решающей предпосылкой установления новых отношений между Германией и Польшей была проведеппа^ в ГДР экспроприация носителей захватнических идей — помещиков и монополистов. Вследствие этого между ГДР и Польшей сложились новые взаимоотношения. Граница по Одеру и Нейсе — это барьер на пути агрессивных устремлений германского империализма. Она гарантирует развитие мирных и дружественных отношений между немецким и польским народами на вечные времена.

__________________________