МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Существует ли самоуправление в районах, городах и общинах?

Районы, города и общины ГДР со всей присущей им ответственностью сами решают собственпые дела.

Районам, городам и общинам ГДР отчисляется определенная доля из государственных доходов от налогов (достижение, ради которого западногерманские муниципалитеты уже много лет ведут безуспешную борьбу). Располагая этими и многими другими дополнительными средствами, они несут полную ответственность за социалистическое строительство в пределах своей территории.

Уважаемые пользователи! Не забывайте, пожалуйста, при копировании любых материалов данного сайта яруга.рф оставлять активную гиперссылку на копируемые материалы этого сайта.

Местные народные представительства осуществляют на своей территории планирование и руководство хозяйственным строительством. Они контролируют и направляют работу подчиненных им предприятий, производственных кооперативов и учреждений. Все вопросы, связанпые с предприятиями центрального и окружного подчипения и имеющие отношение к территории, на которую распространяется власть местных органов государственной власти, обсуждаются и согласуются с советами местных органов. В пределах района своей деятельности они решают все культурно-бытовые вопросы и отвечают за снабжение паселения. Местные народные представительства несут на своей территории полную ответственность также за поддержание общественного порядка и соблюдение законности.

В Германии муниципалитеты еще никогда не имели-столь широких прав и возможностей, как в ГДР. Оспо-вой такого развития органов местного самоуправления является социалистический строй, сочетающий в принципиальных вопросах самую широкую местную инициативу и чувство ответственности с центральным руководством.

Местные народные представительства регулярно проводят сессии, на которых рассматривают все важные для своей территории вопросы. Особое значение при этом приобретает проводимое ежегодно обсуждение и утверждение бюджетов и народнохозяйственных планов. Каждое народное представительство образует в помощь себе определенные отраслевые комитеты, именуемые постоянными комиссиями. Подобно комиссиям Народной палаты, эти комиссии участвуют в подготовке решений общинных, городских, районных и окружных выборных представительств. Они имеют, в частности, право вносить предложения своему народному представительству й советам и контролировать работу отраслевых отделов при советах, являющихся исполнительными и распорядительными органами народного представительства.

Местные советы избираются и отзываются соответствующими представительствами. Советы обязаны выполнять решения своего народного представительства и вышестоящих органов. Они подотчетны во всей своей деятельности выборным представительствам.

Права и обязанности депутатов местных народных представительств в принципе соответствуют правам и обязанностям депутатов Народной палаты.

Местные органы обязаны обеспечивать самое широкое вовлечение населения в государственную деятельность.

Могут ли граждане принимать участие в работе городских и общинных органов народного представительства?

Население ГДР имеет много гарантированных законам возможностей оказывать прямое или косвенное воздействие на общественную жизнь.

В первую очередь следует назвать такую форму участия в общественной жизни, как депутатская деятельность в рамках местпых народных представительств. Около 270 тысяч мужчин и женщин избраны депутатами или заместителями депутатов местных народных представительств. Это значит, что каждый пятидесятый избиратель является депутатом или заместителем депутата. Через этих выбранных представителей и в теснейшем сотрудничестве с ними население само решает, что должно быть сделано в общине, городе, районе или округе.

Для того чтобы в работе народных представительств использовать опыт и знания всех граждан, постоянные комиссии создают специальпый актив. В активе на общественных началах работают граждане, имеющие знания в специальных отраслях (например, здравоохранение, транспорт, народное образование) и способные поэтому оказать помощь соответствующим комиссиям в их работе. Активисты имеют право принимать участие в заседаниях комиссий и вносить свои предложения.

С осуществлением социалистических преобразований в сельском хозяйстве советы при сельскохозяйственных производственных кооперативах (СХПК), в работе которых на общественных началах участвуют состоящие в кооперативе крестьяне и крестьянки, стали важным инструментом улучшения работы государственных органов по руководству социалистическим сельским хозяйством.

Как и народные представительства, советы в качестве исполнительных и распорядительных органов по закону также обязаны сотрудничать с населением, учитывать его опыт, предложения и критику, используя все это для улучшепия своей работы. Так,например, при советах существуют административные комиссии (которые не надо смешивать с постоянными комиссиями народных представительств). Административные комиссии состоят из членов-общественников и помогают совету при решении отдельных вопросов. В качестве примера можно назвать жилищные комиссии при советах городов и общин, которые, в частности, отвечают за правильное распределение жилой площади.

Другую возможность оказывать влияние на управление представляет институт избираемых населением доверенных лиц от домов и улиц. Они являются связующим звеном между советами и населением. На них, в частности, возлагается обязанность доводить до сведения органов управления предложения и пожелания граждан. Советы городов и общин должны со своей стороны привлекать выбранных доверенных лиц к постоянному сотрудничеству.

Наряду с этим существуют родительские советы при школах и детских садах, советы при театрах и многие другие организации общественного контроля, дающие населению возможность принимать участие в общественной жизпи.

Наконец, в данной связи следует также упомяпуть право вносить предложения и подавать жалобы. Каждый гражданин имеет право обращаться в письменной или устной форме во все государственные инстанции и к депутатам со всякого рода предложениями, деловыми и критическими замечаниями, жалобами и просьбами. Государственные органы обязаны внимательно..рассматривать эти заявления, принимать по ним решения и в течение определенного срока давать на них ответы. Указом Государственного совета ГДР от 27 февраля 1961 года установлен точный порядок рассмотрения заявлю ний граждан в государственных органах,

Что представляют собой депутаты местных народных

представительств?

Во всех государственных органах ГДР решающее влияние принадлежит трудовым слоям населения.

Социальный состав местных народных представительств также свидетельствует о том, что ГДР является государством рабочих и крестьян. Депутатам — выходцам из среды рабочего класса принадлежит около 65 процентов всех мест в народных представительствах округов, районов, городов и общин. Представители крестьянства составляют 20 процентов. Остальные места занимают депутаты, относящиеся по своему социальному происхождению к интеллигенции, служащим, ремесленникам и другим слоям населения. 7 процентов общего числа депутатов местных народных представительств составляют юноши и девушки. В этом факте отражается особая забота о развитии и воспитании молодежи, проявляемая государством рабочих и крестьян.

Какие задачи выполняет Союз немецких городов и общин?

Союз немецких городов и общин поставил перед собой задачу устанавливать и укреплять связи между всеми немецкими городами и общинами, организуя обмен опытом в области коммунального хозяйства. Тем самым Союз немецких городов и общин стремится обеспечить городам и общинам постоянное мирное развитие.

Это стремление встречает сильное сопротивление со стороны западногерманского правительства. Официально выбранные делегации работников коммунального хозяйства ГДР, приняв приглашение западногерманских коммунальных объединений, не пропускались порой в Западную Германию или арестовывались. Западногерманские представители, участвовавшие в совещаниях работников коммунального хозяйства в ГДР, подвергались после своего возвращения в Западную Германию настоящей травле.

В Союз немецкпх городов и общин входят общины, города и районы Германской Демократической Республики. На 31 декабря 1960 года он объединял 8820 городов и общин и 184 сельских района.

Органами Союза немецких городов и общин являются общее собрание, главный комитет и президиум. Обще« собрание имеющих право решающего голоса представителей городов, общин и районов проводится раз в два года.

Главный комитет насчитывает 122 члена. Президиум состоит из 25 обербургомпстров, бургомистров, председателей районных советов, депутатов городских и районных собраний и общинных представительств, то есть из представителей всех партий, входящих в Демократический блок.

Председателем Союза неме^их городов и общин является Фридрих Эберт, обербургомистр Большого Берлина, член Политбюро ЦК СЕПГ н член Государственного совета ГДР.

Для организации обмена опытом при главном комитете Союза немецких городов и общин существуют рабочие группы по следующим вопросам: планировка городов и строительство, бюджет и финансы, коммунальное хозяйство, общественный транспорт, социальное обеспечение и здравоохранение, народное образование и вопросы воспитания молодежи,

культурно-просветительная работа (в том числе проведение соревнования под девизом «За благоустроенное социалистическое село»).

Союз немецких городов и общин развивает и поддерживает обмен опытом в области коммунального хозяйства с зарубежными странами, устанавливает и укрепляет дружественные связи с городами и общинами этих стран.

Печатным органом Союза пемецких городов и общин является журнал «Штадт унд гемейнде».

СУД И ПРОКУРАТУРА На основе каких принципов в ГДР осуществляется правосудие?

Прокуратура и судебные органы ГДР призваны охранять существующий общественный строй — социалистическое государство. Они являются органами государства, на которые возложена задача по охране конституционных прав всех граждан, демократических партий и общественных организаций. В своей работе органы суда и прокуратуры опираются на Конституцию, законы Народной палаты, решения Государственного совета и постановления Совета Министров. Эти законы, решения и постановления, прямо направленные на защиту интересов трудящихся, охраняют личную и общественную собственность от воров, мошенников и других уголовных элементов. Они направлены против врагов миролюбивого трудящегося населенпя, против агентов империализма, милитаристов и реваншистов.

Принципы деятельности судебных органов ГДР подлинно демократичны. Так, в рассмотрении всех дел в судах первой инстанции участвуют заседатели, избираемые населением или окружными собраниями депутатов. Обеспечивается право обвиняемого на защиту, а также независимость судей. Все судебные заседания проводятся с участием общественности, за исключением лишь тех случаев, когда в ходе разбирательства может быть оскорблено чувство нравственности или разглашена государственная тайна.

В ГДР нет особых судов или особых политических судебных палат, характерных для ФРГ, где тысячи граждан подвергаются судебному преследованию за демократические убеждения, за то, что выступают против атомного вооружения и за всеобщее разоружение.

Ни один гражданин, нарушающий закон, не может быть изъят из установленной законом подсудности. Все граждане также равны перед законом.

Кто может стать судьей или прокурором?

В последние годы среди судей и прокуроров ГДР постоянно возрастало число лиц, бывших до этого рабочими или крестьянами. Из тысячи профессиональных судей, осуществляющих совместно с заседателями правосудие, 75 процентов — выходцы из рабочего класса. Остальные происходят из кругов кооперированных крестьян, служащих и из средних слоев. Такой социальный состав судей гарантирует, что *суды ГДР всегда вынесут свое решение в интересах трудящихся, то есть большинства населения, а не против него. Этот факт дает также ясный ответ на вопрос, кто может работать в органах юстиции ГДР.

Одновременно с ликвидацией после 1945 года фашистского аппарата юстиции и с отстранением от занимаемых постов всех судей и прокуроров, запятнавших себя при нацизме, требовалось создать демократические су-дебно-прокурорские органы.

Сотпи рабочих и крестян (в том числе немало женщин) и в первую очередь участники движения Сопротивления получили юридическую подготовку, необходимую для работы в качестве судей или прокуроров. Судебной реформой одновременно предусматривалось предоставить детям рабочих, крестьян и представителей других слоев трудящихся возможность получения в университетах и академиях соответствующих специальных знаний, что было обеспечено проведением демократической реформы среднего и высшего образования.

Согласно статье 128 Конституции ГДР, судьей или прокурором может быть только тот, чьи личные качества и деятельность гарантируют выполнение им своих обязанностей в соответствии с принципами Конституции рабоче-крестьянского государства. Это значит, что судьи и прокуроры должны всецело посвятить себя служению целям ГДР, защищать интересы трудящихся и стоять па страже их государства. Представители крупной буржуазии, помещиков-юнкеров или бывшие члены чрезвычайных и военно-полевых судов — столпы террористической юстиции гитлеровского государства, из которых свыше тысячи ныне снова подвизаются в западногерманском аппарате юстиции, не имеют права заниматься в ГДР юридической деятельностью.

По закону о судоустройстве судья должен быть не моложе 25 лет. Далее в этом законе говорится: «Обязательным условием для выполнения судейских функций является получение юридического образования в соответствующем учебном заведении и прохождение стажировки в течение определенного времени». К прокурорам в принципе предъявляются такие же требования.

Почему судьн избираются?

До сих пор судьи назначались, как и в Западной Германии, министерством юстиции. Для того чтобы расширить демократические права населения и обеспечить; асему населению еще большее влияние на управление делами государства, теперь и профессиональные судья районных и окружных судов избираются. Заседатели, имеющие одинаковые нрава с профессиональными судьями, уже в течение многих лет избираются населением и соответствующими народными представительствами.

Закон о выборах судей в районные и окружные суды от 1 октября 1959 года составляет правовую основу для тирания судей. В преамбуле данного закона отмечается, что избрание судей означает «дальнейшее усиление влияния трудящихся на правосудие».

Закон о выборах судей, в частности, устанавливает, что судьи районпых и окружных судов избираются на три года соответственно районными и окружными собраниями депутатов.

Кандидаты в судьи должны до своего избрания встретиться с населением на собраниях избирателей Национального фронта демократической Германии. Они отчитываются о своей деятельности, приводя примеры из судебной практики.

Члены Верховного суда избираются Народной палатой на основе Конституции и закона о Верховном суде.

Избрание судей в районные и окружные суды является, следовательно, выражением дальнейшей демократизации общественной жизни ГДР. Оно является также свидетельством превосходства демократических органов юстиции ГДР над западногерманскими органами юстиции.

Независимы ли судьи?

В ГДР действует без ограничения принцип независимости судей. Ни одип государственный или какой-нибудь другой орган не вправе вмешиваться в судопроизводство и давать указания судьям. Более того, ни один судья не имеет права при судебном разбирательстве дела получать от кого-либо указания. Этот принцип зафиксирован в законодательном порядке в статье 127 Конституции ГДР: «При отправлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону».

Это положение, однако, вовсе не говорит о том, что судьи могут выносить решение, не считаясь с населением. По закону они обязаны всегда отстаивать интересы трудящихся. Судьи обязапы поддерживать тесный контакт с местными народными представительствами, которые их избирают, и регулярно публично отчитываться в своей деятельности (§ 4 Закона о выборах судей).

Это означает, что их деятельность находится под контролем народа. Судьи выступают с отчетами о своей деятельности перед соответствующими народными представительствами и перед трудящимися на предприятиях. Они рассказывают о том, как отстаивают в своей работе интересы народа, и обсуждают с ^депутатами случаи нарушения законов и меры по их пресечению.

Когда возможен арест?

В ГДР арест допустим только в том случае, если имеется приказ судьи об аресте, в котором указана причина ареста. Ознакомление с приказом об аресте должно быть письменно подтверждено обвиняемым с точным указанием даты и часа. По его желанию родственники должны быть извещены об аресте в течение 24 часов с момента первого судебного допроса. Не позднее чем на следующий день после ареста обвиняемый должен предстать перед соответствующим судьей; при этом ему должна быть предоставлена возможность привести оправдывающие его обстоятельства. Прокурор и суд, куда направлено дело, обязаны постоянно проверять, есть ли основания для дальнейшего содержания арестованного под стражей.

Предварительное задержание допускается лишь в том случае, если кто-либо был пойман па месте совершения им наказуемого действия или если есть основания подозревать, что он совершит побег.

Кто подвергается уголовному преследованию?

В соответствии с принципами законности в ГДР наказуем тот, кто совершпт действия, считающиеся по уголовным законам запретными. Как и во всем мире, суду предаются грабители, воры, мошенники и прочие уголовные элементы.

К особо строгой ответственности суды привлекают агентов, пытающихся по заданию иностранных подрывных организаций путем шпионажа или диверсий поме-гнать мирному социалистическому строительству в ГДР. И на кого бы эти агенты ни работали — на разведки ли западных держав, восточные бюро западногерманских партий и организаций или на многочисленные другие организации,— всех их ждет неминуемая и суровая кара. Не могут рассчитывать на снисходительность также проповедники милитаристской и империалистической военной политики.

То, что ГДР приходится принимать особенно энергичные меры против действий пособников «холодной войны», явствует, например, из следующего факта: в одном только Западном Берлине под покровительством западноберлинских властей и оккупационных войск западных держав орудует более 100 шпионских организаций и диверсионных групп. Они используют ненормальное положение в Западном Берлине, чтобы помешать мирному строительству в ГДР и других социалистических странах. Их военный шпионаж — это доказано на многих судебных процессах по делу агентов разведывательных центров — проводится с единственной целью: собирать разведывательные данные «на случай войны», то есть в интересах подготовки войны.

Отсюда вытекает, что судебные процессы, проводимые в ГДР против шпионов и агентов, вызваны не только необходимостью защиты ГДР, что они имеют значение и для самих жителей Западной Германии, ибо тем самым кладется конец проискам агентуры поджигателей новой войны.

Часто в западногерманской печати утверждается, будто в ГДР имеется большое число политических заключенных. Процессы, проходящие в Верховном суде и в окружных судах ГДР, показывают, что подобные утверждения от начала и до конца являются ложью. В противоположность Западной Германии, где многие коммунисты, члены профсоюзов и другие антифашисты и противники атомной войны находятся за решеткой только из-за того, что придерживаются иных политических убеждений,— следовательно, наказаны по политическим мотивам,— в ГДР так называемые политические заключенные в действительности представляют собою уголовных преступников.

На всех крупных судебных процессах по делу агентов западных разведывательных и диверсионных центров было доказано, что этй элементы всегда действуют с помощью оружия, яда, взрывчатки и других угрожающих общественной безопасности средств. В частности, империалистической агентурой в свое время были подготовлены взрывы железнодорожных мостов и фабрик, покушения на отравление людей и организованы вооруженные нападения на работников государственного аппарата. В других случаях агенты западных разведок пытались выводить из строя промышленное оборудование и разрушать фабричные вооружения, а также устраивать поджоги на сельскохозяйственных пли промышленных предприятиях. В большинстве случаев эти враждебные акты не были полностью осуществлены только по той причине, что органы безопасности ГДР благодаря помощи населения проявили бдительность и оперативность.

Суды ГДР сурово покарали этих уголовных преступников, поскольку они угрожали мирной жизни граждап

гдр.

Как отбывается наказание?

Социалистическое государство, ведя борьбу с преступностью, видит свою задачу прежде всего в воспитании правонарушителя. Это касается в особенности тех, кто совершил незначительные преступления или вина которых невелика. С этой целью в декабре 1957 года Народная палата приняла решение о двух новых видах наказания, служащих в первую очередь воспитанию оступившихся. Это — общественное порицание и условное осуждение. В этих видах наказания четко сказывается гуманный характер социалистического уголовного нрава.

При общественном порицании, которое может быть применено как самостоятельная мера наказания пли в сочетании с денежным штрафом либо лишением свободы, речь идет о публичном выражении вынесенного судом порицания за незначительное нарушение закона. С объявлением приговора считается, что наказание применено.

При условном осуждении выносится приговор о лишении свободы. Однако он приводится в исполненпе только в том случае, если осужденный в течение определенного испытательного срока совершит новое преступление. Если он ведет себя хорошо, то по истечении этого срока считается, что он не был судим, то есть снимается судимость.

Гуманный принцип уголовного права ГДР распространяется и на отбытие наказания. Оно служит воспитанию осужденных. Поэтому заключенные при желании могут во время отбытия наказания работать по своей прямой или родственной специальности. За это они, как и все другие рабочие, получают заработную плату в соответствии с действующими тарифными ставками. За счет своего заработка они могут покупать себе дополнительные продукты и оказывать материальную помощь членам своей семьи. Часть заработанных денег перечисляется на сберегательную книжку заключенного и выдается на руки при освобождении из заключения. В особых случаях за хорошую работу предусмотрены сокращение срока наказания и премирование. Общие положения об охране труда распространяются в полном объеме и на заключенных. Работа во время отбытия наказания полезна для заключенных еще и тем, что благодаря ей их знания и способности не пропадают зря. Это помогает им снова включиться в общественную жизнь после освобождения из заключения.

Является ли прокуратура только органом обвинения?

Выполняя функции органа, привлекающего к уголовной ответственности, прокуратура наряду с этим обязана осуществлять надзор за соблюдением законности.

Генеральный прокурор избирается Народной палатой. Он подчиняется непосредственно Совету Министров и независим в отношении любого государственного органа, кроме Народной палаты и Государственного совета. В своей деятельности прокуратура широко опирается на сотрудничество с населением. Каждый гражданин, обнаружив где бы то ни было нарушения законов и постановлений ГДР, может обратиться непосредственно в прокуратуру. У прокуроров есть приемные часы. Кроме того, они сами посещают предприятия, выступают на собраниях жителей и на предприятиях и т. д., стремясь таким путем привлечь население к более активному участию в осуществлении социалистической законности.

Растет ли преступность в ГДР?

В ГДР преступность столь же неуклопно снижается, сколь неуклонно она возрастает в ФРГ. Так, например, в Западной Германии с 1957 по 1960 год преступность возросла на 17 процентов, в ГДР же опа за это время снизилась на 18 процентов.

Согласно официальной статистике, данные о преступности в ГДР и ФРГ изменялись в последние годы следующим образом:

Год

Общее количество зарегистрированных преступлений

Число преступлений на 100 тысяч жителей (показатели преступности)

ГДР

Западная Германия

ГДР

Западная Германия

1957

169 577

1 685 698

967

3 140

1959

156 970

1951 290

904

3 547

1960

139 021

2 034 239

803

3 660

Приведенные цифры свидетельствуют о том, что в 1960 году в Западной Германии число преступлений, приходившихся на сто тысяч жителей, было почти в 4,5 раза выше, чем в ГДР#

Постоянное сокращение преступности в ГДР объясняется тем, что у нас в итоге последовательной борьбы покончено с империалистическим и милитаристским прошлым и создан социалистический общественный строй, который обеспечивает каждому человеку жизнь в достатке, высокое образование и воспитание в духе любви к труду. Уважение к человеку, его жизни, здоровью и его законным путем приобретенной личной собственности составляет один из коренных принципов глубоко гуманного по своей природе социалистического строя. Таковы некоторые основные причины систематического снижения преступности в ГДР. При этом громадное значение имеет также участие населения в раскрытии, пресечении и предотвращении правонарушений.

Непрерывное укрепление социалистического правопорядка нашло свое выражение в указе об амнистии, принятом Государственным советом ГДР 1 октября 1960 года. К настоящему времени в результате осуществления этого акта досрочно освобождены пз мест заключения 10 тысяч человек.

В решении Государственного совета ГДР о дальнейшем развитии правосудия от 30 января 1961 года в этой связи отмечается:

«Осужденные вернулись благодаря амнистии к общественной жизни и ныне заняты полезным трудом. Их приняли на новом месте работы как равноправных граждан. Теперь, при нашем социалистическом общественном строе, не существует такого ярлыка, как «имеется судимость».

РАБОЧИЕ И КРЕСТЬЯНЕ СТОЯТ НА СТРАЖЕ СВОЕГО ГОСУДАРСТВА

Почему была создана Национальная народная армия?

Восемнадцатого января 1956 года Народная палата приняла Закон о создании Национальной народной армии и образовании министерства национальной обороны. В мотивирующей части закона отмечается, что возрождение агрессивного милитаризма и формирование армии наемников в Западной Германии представляют собой угрозу для немецкого народа и для всех народов Европы, а потому вызывают необходимость создания национальных вооруженных сил Германской Демократической Республики.

В Потсдамском соглашении, подписанном в августе 1945 года, были определены основные принципы совместной четырехсторонней политики союзников в германском вопросе. Они предусматривали, в частности, проведение демилитаризации во всех четырех зонах оккупации. Однако западные державы грубо нарушили эти обязательства, основанные на международном праве: вскоре после подписания Потсдамского соглашения в западных зонах было начато создание новой армии. Еще задолго до ратификации парижских военных соглашений в 1955 году в Западной Германии под видом мобильной полиции, федеральной пограничной охраны и так называемых «немецких подразделений обслуживания при оккупационных войсках» готовились кадры для западногерманского контингента в НАТО. С помощью боннского государства было возрождено более тысячи милитаристских организаций, именуемых «традиционными и солдатскими союзами». В нпх снова насаждается старый дух прусско-германского милитаризма и шовинизма и таким образом проводится идеологическая обработка населения в целях подготовки его к новой войне.

Стремясь достичь взаимопонимания по германскому вопросу, правительство ГДР в своем меморандуме о разоружении двух германских государств, направленном 15 сентября 1960 года в ООН, снова предложило правительству Западной Германии совместно обсудить численность, вооружение и дислокацию вооруженных сил и договориться о всеобщем разоружении и роспуске вооруженных сил тремя этапами. С января 1951 года ГДР представила более двадцати предложений по вопросу о вооруженных силах двух германских государств, однако ни на одно из них правительство ФРГ не ответило.

Зато реваншистские силы Западной Германии, в том числе представители федерального правительства, все чаще заявляют, что германскую проблему можно решить только путем «присоединения» ГДР к Федеративной республике и путем ликвидации социалистических завоеваний. С этой целью западногерманские милитаристы стремятся увеличить численность своих войск в составе НАТО до 350 тысяч человек и вынашивают планы подготовки к атомной войне.

Чтобы перед лицом подобных агрессивных замыслов защитить население ГДР от нападения и обеспечить условия для мирного созидательного труда, была создана Национальная народная армия. Ее оружие предназначается исключительно для защиты ГДР.

Из кого состоят командные кадры Национальной народной армии?

Командные кадры Национальной народной армии состоят из старых, испытанных деятелей рабочего движения, воспитывающих солдат в духе преданности делу мира и дружбы народов, в Духе сознательной социалистической дисциплины и постоянной боевой готовности. По своему социальному происхождению 85 процентов офицеров Национальной народной армии являются рабочими и крестьянами, 12 процентов — служащими и 3 процента — представителями других слоев населения. Среди унтер-офицеров рабочие и крестьяне составляют 93 процента, учащиеся и студенты — 3 процента и представители других слоев населения — 4 процента.

Четырнадцать генералов Национальной народной армии принимали до второй мировой войны и в ходе ее активное участие в движении Сопротивления против гитлеровского режима в различных странах Европы. Восемь генералов служили в интернациональных бригадах в Испании, где они сражались против фашистского режима Франко. Семь генералов в годы гитлеровского режима были подвергнуты за свое активное участие в антифашистском движении Сопротивления многолетнему лишению свободы в каторжных тюрьмах и концлагерях нацистского рейха.

Какова численность Национальной народной армии?

Желая внести вклад в разрядку международной напряженности и в решение вопроса о разоружении, правительство ГДР 30 июня 1956 года постановило ограничить численность Национальной народной армии 90 тысячами человек. Национальная народная армия — боеспособная армия. Она состоит из сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил, оснащенных современной боевой техникой. Организация соединений и частей сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил и войск ПВО отвечает требованиям ведения современных операций и современного боя.

На боеспособность армии, естественно, влияют не только ее численпый состав, вооружение и оснащение. Сила Национальной народной армии коренится в классовом сознании ее солдат, унтер-офицеров и офицеров, воспитываемых в духе социалистического мировоззрения, в духе преданности Германской Демократической Республике и крепкого боевого содружества с армиями социалистического лагеря. Воины Национальной народной армии знают, что они отстаивают самое справедливое дело в мире. На основе общности интересов они тесно связа-пы с трудящимся населением ГДР. Между солдатами и офицерами Национальной народной армии не существует классовых противоречий. Все они—сыны трудового народа, а потому у них одинаковые интересы.

Руководящей политической силой в Национальной народной армии является Социалистическая единая партия Германии. Она воспитывает всех военнослужащих на идеях рабочего класса, разъясняя им научное мировоззрение марксизма-ленинизма. СЕПГ осуществляет свою руководящую роль в Национальной народной армии с помощью партийных организаций и политорганов, с помощью членов и кандидатов в члены СЕПГ, образцово выполняющих свой служебный долг.

Какие задачи возглагаются на Национальную народную армию?

Являясь армией рабоче-крестьянского государства, создающего социалистический общественный строй и чуждого каким-либо агрессивным замыслам, Национальная народная армия служит для защиты этого государства. Германская Демократическая Республика, суверенитет которой нашел свое яркое воплощение в Договоре об отношениях между СССР и ГДР, подписанном 20 сентября 1955 года, имеет право и обязана взять в собственные руки дело защиты социалистического строительства, охраны территории и границ от посягательств империалистических врагов.

Опыт истории учит, что любое государство, строящее социализм, должно сломить не только сопротивление бывших эксплуататоров, но и защитить себя от внешних врагов. Поэтому главная задача Национальной народной армии состоит в том, чтобы охранять мирный и свободный труд народа и социалистическую собственность.

Национальная народная армия теснейшим образом связана с населением и органами государственной власти. Поэтому воины Национальной народной армии, выполняя главную задачу, заключающуюся в постоянном повышении своей боеготовности, принимают активное участие в политической и общественной жизни. Они оказывают действенную помощь в уборке урожая, трудятся на объектах, воздвигаемых в порядке добровольной помощи по линии Национального фронта демократической Германии, участвуют в борьбе со стихийными бедствиями и т. д. Четверо военнослужащих Национальной народной армии являются депутатами Народной палаты и свыше 170 — депутатами местных органов государственной власти.

Существует ли в ГДР воинская повинность?

Двадцать четвертого января 1962 года Народная палата приняла Закон о всеобщей воинской повинности. Согласно новому закону каждый гражданин ГДР в возрасте от 18 до 50 лет (во время защиты отечества — до 60 лет) является военнообязанным. Продолжительность срока обязательной службы составляет 18 месяцев. Каждый воепноообязанный может добровольно поступить на службу в Национальную народную армию (в этом случае срок службы составляет минимум три года). Национальная народная армия и впредь будет примерно наполовину состоять из добровольцев.

Почему в Германской Демократической Республике оказалась необходимой всеобщая воинская повинность?

Хотя в Западной Германии всеобщая воинская повинность была введена еще в 1956 году, ГДР все эти годы неизменно отказывалась от такой меры. Народная палата и правительство ГДР вместо этого неоднократно предлагали боннскому правительству приступить к сокращению вооружений обоих германских государств и сверх того договориться о всеобщем и полном разоружении. Чтобы облегчить достижение соглашения между обоими германскими государствами об ограничении численности их вооруженных сил и создании демилитаризованной зоны в центре Европы, ГДР и после введения воинской повинности ограничивает численность своей Национальной народной армии 90 тысячами человек.

А как отвечает на это Бонн? Западногерманские милитаристы все это время вооружались еще интенсивнее, чем Гитлер накануне 1939 года, и замышляли осенью 1961 года военное нападение на ГДР. Только решительными действиями ГДР и союзных с нею по оборонительному Варшавскому договору государств, предпринятыми 13 августа 1961 года, эта агрессия была своевременно предотвращена и мир спасен. Несмотря на столь решительный отпор боннские ультра не отказываются от своих авантюристических планов. Они требуют пойти на «последний риск» — то есть на развязывание войны! — форсируют атомное вооружение, они увеличили срок военной службы до 18 месяцев и довели численность личного состава бундесвера к началу 1962 года до 500 тысяч человек.

Перед лицом этих тревожных фактов ГДР вынуждена была принять решительные меры по укреплению своей обороноспособности. Защита социалистического строительства в ГДР, обеспечение мира в Европе настоятельно требовали введения всеобщей воинской повинности в Германской Демократической Республике.

Тем самым Германская Демократическая Республика одновременно осуществляет само собой разумеющиеся права и обязанности каждого государства по защите своего суверенитета и своей территории от любых покушений извне. Введение всеобщей воинскцр повинности в ГДР целиком и полностью соответствует Потсдамскому соглашению, основная идея которого, как известно, состоит в том, чтобы предотвратить любую новую агрессию германских милитаристов.

Какие обязательства вытекают для Национальной народной армии из Варшавского договора?

Четырнадцатого мая 1955 года в Варшаве был заключен Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Народной Республикой Албанией, Народной Республикой Болгарией, Венгерской Народной Республикой, Германской Демократической Республикой, Польской Народной Республикой, Румынской Народной Республикой, Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Социалистической Республикой. По Варшавскому договору все государства — участники договора обязуются в случае вооруженного нападения на одно или несколько государств — участников Варшавского договора оказать немедленную помощь всеми имеющимися средствами.

На совещании Политического Консультативного Комитета государств—участников Варшавского договора, состоявшемся в Москве 24 мая 1958 года, было подтверждено включение Национальной народной армии в Объединенное Командование госуддрств, входящих в организацию Варшавского договора. Таким образом, Национальная народная армия стала неотъемлемой составной частью вооруженных сил социалистического лагеря, во главе которых стоит славная Советская Армия. Национальная народная армия несет в рамках Варшавского договора совместно с Советской Армией и другими армиями социалистических стран большую ответственность аа охрану грапнц ГДР, а тем самым и западной границы всего социалистического лагеря. Социалистический лагерь располагает самым современным ракетно-ядерным оружием, чтобы в случае нападения империалистов на одно или несколько социалистических государств нанести сокрушительный удар по агрессору на его территории.

Значение Варшавского договора не исчерпывается непреклонной волей государств—участников договора решительно выступить против любого агрессора. Из текста договора явствует, что его участники готовы будут считать дальнейшее существование договора необязательным условием, если будет создана общеевропейская система коллективной безопасности.

Оснащена ли Национальная народная армия атомным оружием?

Нет. На территории ГДР не размещается атомное оружие. Правительство ГДР неоднократно предлагало боннскому правительству заключить соглашение о полном запрещепии размещения и производства атомного оружия на территории Германии и о создании безатомной зоны с включением в нее обоих германских государств (см. стр. 66 и след.).

Несмотря на эти предложения правительства ГДР, реакционное болыпипство западногерманского бундестага приняло 25 марта 1958 года роковое решение об оснащении бундесвера атомным оружием. Так, уже в середине 1960 года на территории западной зоны размещалось 894 атомных боевых единицы НАТО, из них бундесверу было подчинено 126 атомных пушек и пусковых установок. В настоящее время западногерманские милитаристы развертывают лихорадочную деятельность, с тем чтобы получить от США ракеты стратегического назначения типа «Поларис».

Какие задачи выполняет Народная полиция?

На вооруженные органы министерства внутренних дел возложена охрана внутреннего порядка п безопасности, охрана социалистических завоеваний и грайиц народно-демократического государства. Помимо того, они охраняют жизнь, здоровье, личную собственность и жилище всех граждан Германской Демократической Республики. В соответствии с характером рабоче-крестьянского государства Народная полиция решает свои задачи вместе с трудящимися и в их интересах. В борьбе с преступниками и врагами республики, пытающимися помешать мирному строительству, она действует решительно и беспощадно. К вооруженным органам министерства внутренних дел относятся Немецкая народная полиция, Немецкая пограничная полиция, дежурные отряды полиции (полиция готовности) и органы, на которые возлагается исполнение приговоров (администрация мест заключения и т. д.). 90 процентов всех генералов, офицеров, вахмистров и рядовых пограничников ГДР —сыновья рабочих и крестьян.

Высшим принципом деятельности вооруженных органов министерства внутренних дел является тесное сотрудничество с трудящимся населением. Принимая участие в работе добровольных групп содействия Народной и Пограничной полиции, давая многочисленные сведения и оказывая активную помощь в борьбе с преступностью, трудящиеся демонстрируют тем самым свою готовность к сотрудничеству с вооруженными органами министерства внутренних дел и свою тесную связь с ними.

Какое значение имеют боевые рабочие дружины?

Боевые рабочие дружины не всегда существовали в ГДР. Они были созданы в марте 1954 года по инициативе рабочих после путча, инсценированного с территории Западного Берлина в июне 1953 года. Необходимость такого мероприятия объяснялась тем, что враги рабоче-крестьянской власти не отказались от попыток засылать в ГДР из Западного Берлина агентов и диверсантов. Однако рабочие и крестьяне ГДР не намерены допускать в какой бы то ни было форме их подрывную деятельность. Поэтому задача боевых дружин заключается в том, чтобы охранять народные предприятия и учреждения от всех посягательств врагов и защищать социалистические завоевания ГДР.

Почему в ГДР организована противовоздушная оборона?

Политика Германской Демократической Республики всегда направлена на сохранение мира. Она зиждется на 1юм, что силы мира во всем мире под руководством Советского Союза в состоянии сохранить мир. Это не исключает — ввиду подготовки империалистов к атомнвй войне и проведения западногерманским империализмом агрессивной полптнки — принятия необходимых мер по защите населения ГДР от возможного нападения агрессора. К таким мерам относится и создание ПВО.

При организации ПВО в ГДР широко используются научно-исследовательские достижения Советского Союза и других социалистических стран в области противоатомной защиты, с тем чтобы в случае, если империалисты осмелятся применить атомное или другое оружие массового уничтожения, наилучшим образом защитить от него население.

Те граждане, которые желают на добровольных началах участвовать в мероприятиях по противовоздушной обороне и приобрести необходимые для этого знания и навыки, могут вступить в добровольную организацию содействия ПВО.

Добровольная организация содействия ПВО ведет разъяснительную работу среди населения по вопросам противовоздушной обороны и обучает граждан мерам личной защиты в целях сохранения своей жизни и свЬего имущества.

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО Каково положение церкви в ГДР?

В ГДР свобода совести и вероисповедания гарантируется Конституцией. Религиозные общины и их члены обязаны, как и все граждане и организации, соблюдать существующие в ГДР законы н постановления.

В рамках действующих законов религиозные общины управляют своими делами самостоятельно.

Церковь имеет право вести преподавание богословия. Участие в занятиях сугубо добровольное. Учреждение религиозных общин, отправление религиозных обрядов и преподавание богословия не должны использоваться в целях, противоречащих Конституции, или в целях партийной политики. Собственность религиозных общин гарантируется законом. Религиозно настроенные граждане принимают активное участие в социалистическом строительстве. Они не одобряют действий той части церковных руководителей, которая оправдывает и поддерживает атомное вооружение Западной Германии, так как считают это несовместимым с духовным сапом п вероисповеданием. Руководствуясь религиозной ответственностью, они направляют все свои силы на сохранение мира. Многие священнослужителп и церковные руководители в ГДР (в особенности это касается евангелической церкви) оказывают поддержку и содействие политике мира, проводимой рабоче-крестьянским правительством, и общественным преобразованиям, поЪ'кольку видят в них осуществление и своих христианских взглядов.

Получает ли церковь от государства финансовую помощь?

Несмотря на то что в ГДР не существует государственной религии, религиозные общины получают значительные государственные субсидии. Так, за период с 1949 по 1960 год евангелическая церковь получила в свое распоряжение 155 миллионов марок. На территории ГДР в результате воздушных налетов англо-американской авиации были разрушены и повреждены мпогие церкви. К 1957 году было восстановлено 1400 евангелических церквей и построено 75 новых церквей. Для содействия восстановлению представляющих художествеп-пую ценность церковных зданий п церковных произведений искусства, а также сохранению такого рода памятников старины правительство создало специальный фонд, из которого за период с 1949 по 1960 год было выделено 20 миллионов марок. Церковь получает государственные субсидии за свою деятельность в области социального обслуживания. Только христианским детским домам ежегодно предоставляется субсидия в размере 5,5 миллиона марок.

Религиозные общины имеют собственные издательства и редакции, позволяющие выпускать и распространять книги и газеты. Только одно евангелическое издательство «Евангелише ферлагсанштальт» в Берлине — а в ГДР имеются еще и другие евангелические издательства — выпустило с 1953 по 1959 год 2082 названия общим тиражом 31 миллион экземпляров; католическое издательство «Санкт-Бенно-ферлаг» в Лейпциге за тот же период издало 806 названий общим тиражом 8}2 миллиона экземпляров,

Государство финансирует также подготовку будущих евапгелических и католических священников в университетах. Студенты богословских факультетов получают стипепдии наравне со студентами всех остальных факультетов. На содержание шести богословских факультетов в ГДР ежегодно выделяется из государственного бюджета 4 миллиона марок. Это означает, что при наличии примерно тысячи студентов-богословов государство тратит на обучение каждого из них около 20 тысяч марок.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЦ, ПЕРЕСЕЛЯЮЩИХСЯ В ГДР Можно ли переселиться в ГДР?

Число западных немцев, переселяющихся в ГДР, непрерывно растет. Только за первые два месяца 1961 года более 7700 западногерманских граждан обратились с просьбой предоставить им право жительства в ГДР. Среди них имеются представители почти всех слоев населения. Их хорошо принимают, помогают им словом и делом, и помощь эта носит бескорыстный характер. Среди переселенцев встречается также много людей, подвергавшихся в Западной Германии репрессиям за свое социалистическое мировоззрение или за активное участие в борьбе за мир, демократию и взаимопонимание.

Приняв решение переселиться в ГДР, западногерманский переселенец обращается в пограничный контрольно-пропускной пункт или в приемный пункт в демократическом Берлине (Берлин, Ц-2, Нейе Кёнигсштрассе, 65), являющийся одновременно консультационно-справочным бюро по всем вопросам, связанным с переселением.

В связи с увеличением потока переселенцев в начале 1960 года пришлось увеличить число домов для приема переселенцев с 5 до 25. Дома для приема переселенцев никоим образом нельзя сравнивать с пресловутыми западногерманскими «лагерями для беженцев». Пребывание в таком доме в ГДР, где предоставляется кров и питание, длится лишь несколько дней, пока разрешаются все формальности, после чего переселенцам предоставляются жилплощадь и работа.

Какая помощь оказывается переселенцам?

Переселенцу в кратчайший срок предоставляется работа в соответствии с его запросами и профессией. Гарантируется также предоставление жилой площади.

Согласно постановлению от 28 апреля 1958 года, лицам, впервые переезжающим из ФРГ или Западного Берлина на жительство в ГДР, может быть выдано единовременное пособие. Оно составляет 50 марок на заявителя, 40 марок на каждого находящегося на иждивении совершеннолетнего члена семьи и4* при общем ведении домашнего хозяйства 25 марок на каждого ребенка и подростка до 18-летпего возраста. Кроме того, переселенцам могут быть возмещены подтвержденные документами расходы, связанные с наймом жилой площади на срок до двух недель, путевые расходы, вызванные необходимостью устройства на новом месте работы и жительства, и, наконец, расходы, связанные с окончательным переездом туда всей семьи. Все эти пособия предоставляются, как правило, безвозмездно.

Для того чтобы помочь гражданам, переселяющимся в ГДР, быстрее обзавестись своим домашним хозяйством, им — при условии, что они впервые переезжают в ГДР и имеют постоянное место работы, — предоставляется кредит. Размер кредита отдельному лицу может составлять в зависимости от нуждаемости до 1000 марок, а семьям, имеющим в своем составе нескольких детей,— до 3 тысяч марок. Ссуда погашается путем ежемесячного удержания определенной суммы в течение четырех, а у многодетных семей — пяти лет.

Уважаемые пользователи! Не забывайте, пожалуйста, при копировании любых материалов данного сайта яруга.рф оставлять активную гиперссылку на копируемые материалы этого сайта.

Могут ли граждане, покинувшие ГДР, вернуться на родную землю?

Да, эти граждане могут вернуться. Более того, правительство ГДР неоднократно выступало с такими призывами, зная, что многие из этих введенных в заблуждение людей живут сегодня в Западной Германии в крайне тяжелых условиях и давно раскаиваются в совершении необдуманного шага.

Западногерманские государственные органы и подстрекательские организации пытаются удержать этих лиц, покинувших в свое время ГДР, от возвращения на родину, утверждая, будто они на основе принятого в ГДР закона о пропусках, запрещающего под страхом наказания оставлять республику без разрешения, будут привлечены к судебной ответственности. Такое утверждение — явная ложь. В гуманном уголовном праве ГДР есть положение, которое гласит, что «наказание не применяется, если после содеянного проступка во всем поведении виновного наступила коренная перемена, дающая основание ожидать, что он будет уважать социалистическую законность». Лица, понявшие, что оставление ГДР было неправильным решением, разочарованные жизнью в Западной Германии, являющейся базой НАТО, а потому отворачивающиеся от нее и возвращающиеся в государство рабочих и крестьян, показывают, что в их поведении произошла такая «коренная перемена». Поэтому такие лица, если они не совершили уголовных преступлений, не будут подвергнуты наказанию.

__________________________