Семейному быту населения дореволюционной Украины также были присущи многие патриархальные черты. Вплоть до начала XX в., преимущественно в районах Карпатской зоны и Полесья; встречались остатки семейной общины большой патриархальной семьи ("служба", "семья", "дворище"), состоявшей из нескольких поколений и основанной на коллективной собственности на земле и орудия труда и совместном использовании продукции общего производства. Однако бурное развитие капиталистических отношений, усиление классовой дифференциации, пролетаризация крестьянства способствовали процессу окончательного распада патронимия и больших семей. Очевидно этим можно объяснить то положение, что в относительно более экономически развитых украинских губерниях исчезновение семейных общин происходило быстрее. Однако еще в середине ХУ1 в. большие патриархальные семьи были известны, например, в Полтавской губернии.

Господствующей формой семьи повсеместно становится малая семья, численность которой в начале XX в. в среднем на Украине составляла около 6 человек.

Уважаемые пользователи! Не забывайте, пожалуйста, при копировании любых материалов данного сайта яруга.рф оставлять активную гиперссылку на копируемые материалы этого сайта.

Нередко малые семьи возникали после смерти главы большой и неразделенной семьи, бывшего распорядителем всех хозяйственных работ и представителем семьи перед общиной. Наследниками имущества были сыновья, получавшие равные доли, за исключением младшего, который получал больше, так как обычно оставался жить с родителями после раздела. Женщине принадлежало только имущество, входившее в приданое, полученное ею от своих родных. Оно передавалось в наследство по женской линии и включало иногда земельный надел - "материзну". Особенно деспотической была патриархальная власть главы семьи в зажиточных семьях. Молодые... супруги в таких семьях всецело зависели от воли родителей.

Очень тяжелым было положение зятя - "приймака", которого обычно принимали к младшей дочери, если не было сыновей, чтобы она со своим мужем заботилась о родителях. Более равноправные отношения существовали в малых семьях, состоявших преимущественно из родителей и детей.

В бедняцких семьях складывались взаимоотношения, в большей мере зависевшие от моральных качеств членов семьи и в меньшей - от экономических факторов. Здесь были сильнее развиты чувства взаимопомощи, заметнее ощущались родственные связи. Следует отметить, что в конце 19 в. нередки были браки "на веру", без церковного венчания. Украинская пословица: «Не вінець крупець, а добрая совість», - характеризует отношение народа к церковному оформлению брака.

Как в крестьянских, так и в рабочих семьях большое внимание уделялось воспитанно детей. Особенно велика была роль матери - первого наставника ребенка. Дети очень рано приобщались к труду няньчили младших, пасли скот, мальчики - боронили, девочка - пряли), воспитывались в послушании и уважении к родных и старшим. В семьях осуждались лень, нерадивое отношение к труду. Старшие постоянно заботились о том, чтобы дети восприняли веками сложившиеся традиции, обычаи, взгляды.

Вместе с тем материальная необеспеченность вынуждала родителей посылать детей-подростков на заработки, где им поручалась подчас непосильная работа.

С развитием капитализма формируются специфические особенности рабочей семьи, на раннем этапе своего развития характеризующейся еще тесной связью ее членов, которые не были постоянно заняты в промышленности, с деревней и сельскохозяйственным производством. В укладе такой семьи еще сохранялось много черт крестьянского быта. В дальнейшем среди рабочих формируется семья, обычно малая, экономической основой которой был заработок всех трудоспособных ее членов, что способствовало утверждению равноправных отношений между мужем и женой, родителями и взрослыми детьми.

В таких семьях формировались прогрессивные обычаи, они в большей мере, чем, крестьянские, испытали на себе влияние города и культуры других народов. Количество детей в рабочих семьях зависело от условий их жизни. В семьях харьковских машиностроителей в начале XX в. насчитывалось в среднем четверо-шестеро детей, у нефтяников Борислава и шахтеров Донбасса - от двух до четырех. Среди рабочих большое распространение получил новый тип брачных отношений, так называемые гражданские браки, т.е. браки, в которых принимала участие рабочая общественность и которые заключались без церковного венчания, нередки были этически смешанные браки.

С победой Октября произошли заметные изменения в семейной быте украинского народа. Созданию семьи нового типа способствовал и польем жизненного уровня трудящихся, социально-экономические преобразования, проведенные в стране.

С победой коллективизации было уничтожено единоличное хозяйство, порождавшее неравноправные отношения в семье, создан ряд общественных организаций, деятельность которых была направлена на ликвидацию неграмотности, оказание трудовой помощи школе и семье, утверждение равноправного положения женщины, внедрение в жизнь новых обычаев и обрядов.

Современная семья в УССР - малая, состоит; как правило, из двух поколений. Численность ее неодинакова в различных районах, в целом по Украине около 87% общего числа семей состоит из родителей и одного-двух детей. Средняя величина семьи в УССР по денным Всесоюзной переписи населения 1970 г. составляет 3,4, в том числе 3,3 - по городу и 3,6 - по селу.

Взаимоотношения в современной семье, как правило; основаны на общности взглядов и интересов, по-новому распределились обязанности членов семьи. Для современной семьи характерно равноправное положение женщины. Активное участие в различных сферах общественно-полезной деятельности обеспечило ей экономическую независимость и самостоятельность. Заметную помощь семье оказывают предприятия бытового обслуживания, сеть которых постоянно расширяется.

Украинский свадебный обряд возник на основе древнерусского. Яркий красочный церемониал - свадьба (весілля) начинался с обряда сватання целью которого был договор о браке. Этот церемониал осуществлялся специально избранными "старостами" или "сватами", уважаемыми, умудренными жизненным опытом людьми, хорошо знавшими свадебные обычаи и обряды и умевшими хорошо говорить. Число сватов в различных районах Украины было неодинаковым от одного до трех.

Нередко разговор о сватовстве заводился старостой в аллегорическом стиле. С развитием капиталистических отношений аллегорические приемы ("ловля" куницы, лисицы и пр.) уступают место деловым разговорам. В формах брака и семейном быте дореволюционной Украины явственно проявились социальные моменты. Нередко семья создавалась по воле родителей, стремившихся извлечь экономическую выгоду из женитьбы. По этой причине молодые иногда даже не знали друг друга до свадьбы.

В случае согласия на замужество, девушка выносила на деревянной тарелке рушники (Подолия, Надднепрянщина) или платки обычно красного цвета (Волынь, Карпаты). Прямого отказа, как правило, не было, т.к. по традиционному убеждению это приносило несчастье. До XIX в. сохранялся давний обычай отказа в сватовстве, выражавшийся в том, что невеста вручала сватам тыкву ("гарбуз"). Отсюда широко распространенное на Украине выражение: "дали гарбуза", т.е. отказали.

Вскоре после сватанья совершались смотрины и сговор ("оглядини" и "заручини", "руковини", "хустки"). Смотрины проводились в доме жениха, заручини - в торжественной обстановке в доме молодой и фактически означали публичное согласие жениха и невесты на женитьбу. На заручинах устанавливались необходимые расходы на свадьбу, договаривались о дне свадьбы.

Заручины были одним из важнейших частей предсвадебного церемониала, фактически решающим предсвадебным гражданским актом, санкционировавшим брак молодых. В различных районах он сохранял свои особенности. Например, в Закарпатье на заручинах происходил своеобразный "танец молодой", на Черниговщине невеста одаривала девушек рушниками, в некоторых других районах происходил обряд "подмены молодой", на Подолии и Волыни на заручинах существовала традиция одаривания молодых. В некоторых районах, например в Полесье, через неделю после заручин устраивались "люблини" (вінки, вітки) - последняя встреча невесты и жениха в кругу неженатой молодежи.

Собственно свадьба начиналась торжественным церемониалом изготовления каравая и "гільца" - сосновой ветки или ветки плодового дерева, украшенной" красочными лентами, колосьями и цветами, символизировавшими красоту и молодость,"дівич-вечером" в пятницу или субботу. С приготовлением каравая и гильца связано множество обрядов. В некоторых районах на свадьбу пекли два ка-фавая: в доме жениха и невесты. Очень разнообразна была обрядовость свадебного дня, которая включала поездку дружины жениха к невесте, встречу невесты, традиционное приглашение на свадьбу родственников, расплетание косы и одевание невесте бабьего головного убора, выкуп невесты, посад, прощание с родными, распределение каравая.

После раздела каравая начинали снаряжать невесту в дом 1ениха. Центральным моментом свадьбы был "посад" ("посаг") жениха и невесты,  имевший значение их обрядового соединения. Этот обряд не везде на Украине сохранялся в архаической форме и совершался различно, сочетаясь со связыванием молодых чимбаром ("крайкой"), едой из одной посуды и пр. Имелось также много символов, означавших единение жениха и невесты: два гильца, два каравая, два голубя, слепленных из теста, перевязывание ложек жениха и невесты.

В некоторых районах (Подолье, Волынь, Закарпатье) до конца XIX в. сохранялся давний обряд отсекания косы, символизировавший прощание с девичеством, переход невесты в состояние вещества. Свадьба обычно оканчивалась празднично, торжественно, радостно.

В различных районах бытовала своеобразная свадебная одежда: гугля, свадебная манта (Гуцульщцна, Закарпатье, Буковина), пышные головные уборы - повсеместно, "трава" - украшение из ковыля - признак засватанной невесты (на Вуковине). По всей Украине была распространена традиция украшать венки невесты разноцветными перьями. Своеобразную одежду имели дружки, свахи, сваты и другие свадебные чины. Например, на Волыни головной убор свахи Чокоше состоял из "платы" (род намитки) и "брижив" - шапочки, украшенной разноцветными лентами.

Важное место в украинской свадьбе играло хоровое исполнение свадебных песен. Они не только сопровождали обрядовые действия, определяли их последовательность, но и поясняли содержание многих обычаев и отрядов. Нередко исполнялись шуточные

(жартівливі), бытовые и танцевальные песни. Ни одна свадьба не обходилась без "троистой музыки" (скрипка, цимбалы, бубен). Иногда в их состав входила сопилка или басоля (народная виолончель).

В традиционной украинской свадьбе, как и в других сферах духовной культуры, прослеживается общность с духовной культурой восточнославянских и других соседних народов. Общие черты обнаруживаются в основных этапах свадьбы, ее структуре, составе свадебного поезда, количестве участников, терминологии. Так, например, в украинской свадьбе как и в русской и белорусской, со стороны жениха и невесты принимали участие примерно одни и те же свадебные чины (сваты, старосты, бояре, подружки невесты -"дружба" и др.).

Несмотря на то, что по всей Украине существовал единый в своей основе свадебный ритуал, в отдельных районах сохранились многие локальные особенности, некоторые из которых сформировались вследствие процесса этнокультурных связей украинцев с другими народами. В западных областях, например, функцию сватанья нередко выполнял сам жених. На Волыни в Полесье, очевидно, по аналогии с белорусской свадьбой, заручини назывались "запоїни" и сопровождались такими обрядами, каких в других местах Украины не существовало, в частности, обсыпания невестой всех присутствующих семенами подсолнечника.

Много общего в свадебной обрядности украинцев и неславянских народов, живущих на Украине, в частности молдаван и венгров. Общие черты проявлялись, например, в терминологии участников свадебного церемониала, названиях свадебных блюд и отдельных ритуалов.

в то же время в украинской свадебной обрядовости имелись своеобразные черти. Они проявлялись прежде всего в пышности обрядовых церемоний, а также в общем характере свадьбы, отражавшем своеобразие развития семьи и семейного быта на Украине, в котором в меньшей мере сохранились патриархальные пережитки. В украинской свадьбе по этой причине отсутствовали, например, свадебный плач и "причитания" невесты или пребывание ее на протяжении всей свадьбы с накинутым на голову платком, слезное обращение к отцу с просьбой не отдавать в чужую семью. Зато имелось много грустных песен. На Украине существовали своеобразные формы брака: давняя форма, дававшая право на освобождение от смертной казни, и браки, в которых девушка брала на себя инициативу в сватанье, что, по мнению исследователей, является пережитком матриархального брака.

Уже в период бурного развития капиталистических отношений на Украине, во второй половине XIX - начале XX вв., в традиционном свадебном ритуале происходят значительные изменения - сокращается продолжительность свадебного торжества (до трех-четырех дней), изживаются многие патриархальные обряды ("нерезва", "комора"), в свадебный ритуал зажиточных крестьянских семей проникают элементы мещанского быта (надевание невестой фаты вместо венка и пр.).

Современная украинская свадебная обрядность сохраняет некоторые традиционные черты. В то же время многие архаические элементы, особенно те, которые были связаны с магическими обрядами и суевериями, постепенно исчезают; отдельные элементы, утрачивая традиционный магический характер, приобретают игровое или эстетическое значение.

Определенное влияние на бытовую традицию оказывают типовые обряды, разработанные Комиссией по изучению и внедрению новых общественных праздников и обрядов Украинской ССР, гармонично объединяющие современные традиции, выработанные украинским и другими народами в советское время, с прогрессивными традициями прошлого.

Вместе с тем во многих областях по-разному используется традиционная свадебная символика. На Хмельниччине дружки одевают молодым символические венки из барвинка, в Полтавской я Сумской областях молодым дарят пару голубей - символ согласия и любви, на Львовщине вместе со свадебными перстнями дарят жито, а в Ивано-Франковской области - шерсть - символ тепла я счастья.

Украшением современной свадьбы является народные обычаи, связанные с определенными, во многом переосмысленными, давними обрядами (плетение венков, изготовление гильца и каравая, посыпание молодых зерном, "перейма" и др.).

В соответствии с Законом Украинской ССР о семье и браке, заключение брака производится во дворцах культуры и клубах в торжественной обстановке. Этот церемониал проводит руководитель обряда ("обрядовый старосте") - лицо, специально назначенное исполкомом Совета депутатов трудящихся из числа уважаемых людей.

Обрядовые залы украшены государственными флагами СССР и Украинской ССР, государственными гербами, распространенными в данной местности видами народного декоративного искусства резьбой по дереву, инкрустацией, чеканкой, вышивкой, ткачеством. Архитектурное и художественное оформление ритуального зала также решается с учетом местных условий и традиций. В новых свадебных обрядах особое внимание уделено их музыкальному сопровождению. Исполнение хором или музыкально-хоровым коллективом обрядовых песен придает церемонии особую праздничность и приподнятость.

Как и в других советских республиках, стало традицией в день обряда бракосочетания возложение молодыми цветов у памятника В.И.Ленину, посещение братской могилы воинов, павших в годы Отечественной войны.

Уважаемый гость! Не забудьте прочитать другие статьи о культуре и быте украинского народа.
А если вы захотите скопировать материал, не забудьте, пожалуйста, поставить активную гиперссылку на этот сайт.

__________________________