В общественном быте населения предреволюционной Украины сохранялись многие патриархальные традиционные черты, которые сочетались с нормами и явлениями общественной жизни, порожденными развитием капиталистических отношений. До конца XIX в. существовали остатки сельской поземельной общины ("громада", в середине века - "копа", "купа").

Внутри громады земля распределялась согласно обычному праву чаще всего по душам или по дворам. В то же время перед царскими властями за оплату податей и выполнение повинностей отвечала вся сельская община в целом, по принципу круговой поруки. В общине имели место острые социальные противоречия, неизбежно происходило классовое расслоение.

Все распорядительные функции выполнялись сельским сходом - собранием представителей от всех хозяйств, а исполнительные - выборным старостой. В громаде всей жизнью села фактически управляла зажиточная сельская верхушка (староста, сотские, десятские и др.), состоявшая, как правило, из кулаков, торговцев и ростовщиков. Кроме того, деятельность общины до реформы 1861 г. ограничивалась и контролировалась помещиками, а с 70-х годов XIX в. земством.

Уважаемые пользователи! Не забывайте, пожалуйста, при копировании любых материалов данного сайта яруга.рф оставлять активную гиперссылку на копируемые материалы этого сайта.

В общественной жизни дореволюционного украинского села, особенно в деятельности сельских судов, сохранились остатки древне-общинного, так называемого "копного" права, сформировавшегося на основе обычного права. Оно использовалось при решении вопросов, связанных с земельными спорами, переделами земли, провинностями членов общины. С развитием капиталистических отношений деятельность судов, основанных на обычном праве, повсеместно на Украине вытеснялась деятельностью волостных и других государственных судов.

Пережитки давней общинной организации у украинцев, как и у других славянских народов, длительное время сохранялись в традиционных обычаях взаимопомощи и разных формах коллективного труда (сбор урожая, обработка тяжелых почв, вырубка леса, строительство жилищ). На Украине очень распространенным обычаем взаимопомощи была так называемая "толока" (у русских - "помочь", белорусов - "талака", болгар - "тлака", поляков - "тлука") - взаимопомощь мелких единоличных хозяйств при трудоемких или срочных работах. При обработке почв имел место обычай объединения тяглового скота и необходимого сельскохозяйственного инвентаря нескольких хозяйств ("супряга"). Для вспашки тяжелых почв в ряде случаев приходилось запрягать три-четыре пары волов.

Молодежь села объединялась нередко по социальному признаку в самостоятельные общественные группы, так называемые "парубоцькі" и "дівочі" громади, которые к концу XIX в. слились воедино, образовав "молодіжні" громады. В таких громадах имелись свои обычаи. В летний период молодежь собиралась в общепринятых местах для развлечений ("вулиці"), в холодное время года - в специально нанятых хатах на так называемые "вечорниці" (досвітки, супрядки), представлявшие собой, как и русские "посиделки" своеобразную форму отдыха молодежи в сочетании с определенными хозяйственными работами: девушки приходили с пряжей, шитьем, выживанием, парни изготовляли постолы и пр.

Следует отметить, что украинский народ никогда не был фанатически религиозным и относился к служителям культа и религии с определенным недоверием. "Не треба бога про дощ просити, буде він, як почнем косити", - говорит украинская пословица.

В то же время в быту дореволюционного украинского крестьянства сохранилось множество элементов религиозного мировоззрения дохристианского или внехристианского происхождения, аналогичных верованиям русских? белорусов и других славянских народов. Это - вера в ведьм, черта, стимулирующую, защитную (апотропеическую), хозяйственную и вредоносную магию, колдунов, мавок, русалок, водяных, домовых, пережиточные представления о природных стихиях (воде, огне, земле) и т.п.

Наряду с суевериями существовало немало примет, основанных на вековых наблюдениях и положительном опыте многих поколений, сложившихся в процессе практической деятельности людей. Так, например, многие приметы, касающиеся урожая, погоды, болезней,

носили рациональный характер; весьма развитый характер имела традиционная народная медицина.

Как и у других славянских народов, у украинцев существовал своеобразный народный календарь - цикл общественных аграрных праздников и обрядов, которыми ознаменовывались начало или конец производственных процессов. Народный календарь, сложившийся в своей основе еще в дохристианский период, церковь в значительной мере приспособила к своему - церковному календарю. Из праздников и обычаев календарного цикла весьма важными считались весенние. Они сопровождались магическими обрядами и специальными песнями - "веснянками" (в западноукраинеких областях чаще "гаївки"), весенними хороводными играми, песнями и танцами ("танки"), которые исполнялись преимущественно девушками.

Одним из самых поэтических весенне-летних праздников был праздник Ивана Купалы, - своеобразное народное театрализованное представление, в котором также сохранялось множество дохристианских обрядов (разведение купального огня, плетение венков, сбор целебных трав и др.).

Особенно торжественно отмечалось на селе окончание жатвы, в честь чего устраивались "обжинки": украшали последний сноп, вязали обжиночный венок, одевали его на голову избранной девушки - "царівни", возглавлявшей праздничную процессию. Кассовы ии развлечениями сопровождались рождественские и новогодние празднества. На "свят-вечір" - сочельник, рождество готовили различные ритуальные блюда (кутью,узвар), ходили по селу колядовать, а на Новый год - щедровать - распевали специальные поздравительные песни "колядки" и "щедрівки". Ряженые разыгрывали театрализованные сценки (наиболее популярные из них— "Коза" и "Меланка").

Своеобразными проявлениями общественной жизни дореволюционной деревни были многолюдные базары и ярмарки, на которые крестьяне собирались не только с торговыми целями, не и для встреч с родственниками и приятелями из других сел, обмена новостями, устройства хозяйственных и семейных дел, оформления различных договоров и соглашений.

В конце XIX - начале XX вв. в общественном быту украинского крестьянства на почве массового отходничества, все возрастающего влияния революционного движения зарождались элементы нового и, разумеется, особенно активно ломка патриархальных традиция совершалась в рабочей среде. Здесь широко распространялись антирелигиозные настроения, идеи пролетарского интернационализма. Ярким проявлением интернационального сплочения были рабочие маевки, особенно празднование 1 Мая.

Важной формой политической борьбы в западноукраинских областях в конце XIX - начале XX вв. были так называемые "виче" - массовые собрания, как реликты демократического устройства первобытной общины, на которых трудящиеся выступали, против социального и национального гнета, за улучшение экономического положения. Вечевое движение было одним из ярких самобытных явлений в общественном быту трудящихся Галиции.

Победа пролетарской революции и установление новых производственных отношений стали основой для глубоких социальных преобразований в общественном быту украинцев, как и других народов Советского Союза.

В годы Советской власти на Украине наряду с общегосударственными революционными праздниками, праздниками боевой и трудовой славы повсеместно утверждается новая советская обрядность, возникают новые праздники (посвящение в рабочие и колхозники, проводы в армию, день первого паспорта и др.).

В праздниках, бытовавших ранее и в современных, продолжают сохраняться лучшие традиционные черты. Например, при праздновании Нового года по-прежнему распространены обычаи новогоднего поздравления - "щедровання". Однако современные щедривки наполнены новым социалистическим содержанием. В некоторых селах можно встретить веселое шествие ряженых. В одном из самых любимых народных праздников - Празднике урожая, отличающегося большой красочностью, старинные обжиночные обряды часто переплетаются с новыми игровыми обрядами и представлениями (обыгрывание последнего снопа, смотр хлебов, выпеченных из муки нового урожаями пр.). После торжественной части на таких праздниках звучат, наряду с популярными песнями, специальные обжинковые песни, как старые, так и новые.

Уважаемый гость! Не забудьте прочитать другие статьи о культуре и быте украинского народа.
А если вы захотите скопировать материал, не забудьте, пожалуйста, поставить активную гиперссылку на этот сайт.