Украинская народная одежда развивалась и совершенствовалась на протяжении столетии в тесной взаимосвязи с русской я белорусской. С другой стороны, развитие национального костюма украинского и других восточнославянских народов генетически связано с одеждой населения древнерусской народности, в период существования которой сформировались основные компоненты несвитой поясной одежды восточных славян (дерга, плахта, понева), полотенчатые головные уборы типа "убруса", туникообразные сорочки и др.

Общее историческое прошлое, единство общественно-экономических условий явилось решавшим фактором, способствующим формирование общих черт в одежде украинского и других восточнославянских народов.

Уважаемые пользователи! Не забывайте, пожалуйста, при копировании любых материалов данного сайта яруга.рф оставлять активную гиперссылку на копируемые материалы этого сайта.

С усилением классовой дифференциации украинского народа в период феодализма в одежде отдельных групп находят отражение своеобразные социальные черты и особенности. Они проявились, например, в одежде украинских феодалов и крепостных, костюме казацкой старшины и рядового казачества, мещан я городской бедноты, феодальная знать отдавала предпочтение городским модам, видоизменяя их согласно своим потребностям и эстетическим воззрениям. Наиболее устойчивой была крестьянская одежда. В ней проявились многовековые традиции, целесообразность единства утилитарной функции и эстетической.

По принципу основного назначения выделяются такие компоненты женской и мужской одежды: нательная, поясная, плечевая, верхняя одежда, пояса, головные уборы, обувь, украшения. В основу классификации указанных компонентов положен важнейший признак одежды - крой.

Основной составной частью как мужского, так и женского народного костюма является рубаха - древнейший вид сбитой одежды. Материалом для изготовления рубах служило конопляное или льняное полотно. В зависимости от кроя украинские сорочки были трех типов: туникообразные, поликовые ("з уставками") и на кокетке.

Локальные особенности украинской народной одежды отчетливо проявлялись в зависимости от социально-экономических, общественно-политических и естественно-географический условий, этнокультурных взаимоотношений с другими народами. Эти особенности наиболее заметны в аспекте историко-этнографического районирования Украины.

Вышивка украинского народного костюма богата и разнообразна. Ею украшали женские и мужские рубахи, верхнюю одежду -кожухи, свиты, "юпки", головные уборы - "намітки", "очіпки", "хустки" и др. Мотивы орнаментов, композиции, цвета передавались из поколения в поколение, становились традиционными. Орнаментальные мотивы разнообразны - геометрические узоры (ромбы, розетки, звезды), растительные мотивы. Способов вышивания и их разновидностей на Украине много. Некоторые из них встречаются во всех этнографических районах Украины, а также в русской и белорусской вышивке. Древнейшими видами народной вышивки были "заволікання", "занизування" и "настилування". Разновидностью последней техники является широко распространенная на Украине вышивка гладью. Почти повсеместно была распространена техника "вирізування", обычно применяемая в комбинации с другими видами выоивки. Кроме эстетического значения, вышивка нередко отражала возраст людей, их семейное и социальное положение.

По цветовой гамме вшивки украинские сорочки делятся на одноцветные, двухцветные и полихромные. Первые характерны для Волыни, Черниговщины и Полтавщини, двухцветные - преииущеотвенно для Киевщины и большей части Подолии, полихромные - для западной Подолии и Карпат. Для вышивок северной части Украины (северные районы Черниговщины и Волыни) характерен красный цвет. Вышивка этих районов аналогична русской и белорусской. В средней полосе Украины (юг Черниговщины, Полтавщины, почти вся Харьковщина, Киевщина и северные районы Днепропетровщины и Херсонщини) красный цвет встречается наряду с синим, реже - черным. В южных районах к этим цветам присоединяется желтый. На Подолии черный цвет встречается в соединении с красным. По мере приближения к Бессарабии и Буковине вышивка обогащается бисером и металлическими украшениями, что приближает ее к молдавской и южнославянской.

При всем многообразии и богатстве локальных вариантов, уже к середине XIX в. проявляются определяющие черты украинского народного костюма. Однако в различных историко-этнографических районах Украины (Полесье, Среднее Приднепровье, Юг Украины, Подолия, Карпаты, Прикарпаты и др.) длительное время сохранялись этнографические особенности, которые в народной костюме наиболее наглядно проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах ее ношения, цветовой декоре, украшениях. Способы ношения отдельных компонентов и характер объединения их в общие комплексы придавали одежде своеобразие и локальный колорит. Давние элементы одежды в наибольшей мере сохранились на Полесье. Наиболее распространенной на Украине классической считается одежда Среднего Приднепровья. В южных районах Украины, где интенсивно проходил процесс взаимопроникновения разных этнических культур, наблюдается взаимовлияние традиционней одежды различных народов. В силу исторических и естественно-географических условий в этом районе быстрыми темпами развивались капиталистические отношения, что обусловило бурное развитие городских форм одежды, в частности одежды рабочих. В костюме населения Подолии заметно влияние этнокультурных связей украинцев с молдаванами, а в северо-западных областях - с поляками. Особенностью подольского комплекса является наличие поясных видов одежды из несшитых частей ("обгортка"), В одежде украинских горцев (гуцулов, лемков, бойков) имелось множество локальных разновидностей, архаических черт.

Как и у многих народов, украинская верхняя кафтанообразная одежда развивалась от прямоспинной и приталенной; при этом раоклешение достигалось вставками клиньев от линии талии ("вусив") или же изменением деталей покроя в талии. Подобным путем шло развитие плащеподобной длиннополой одежды ("гуни", "киреи", "опанчи", "бурки" и др.) о капюшоном ("видлогою", "бородицею", "кобкою" и т.д.), пошитой из грубой ткани, преимущественно шерсти. Опанча на Подолии и Галиции в известной мере иллюстрирует развитие одежды типа плаща в свитку; Она имеет капюшон, а по бокам от линии талии - сборки.

Покрой плечевой одежды, как и других видов костюма, на протяжении столетий усложнялся. Традиционную украинскую плечевую одежду XIX в. по конструктивным признакам можно разделить на две основные группы: прямоспинного покроя и в талию. Наиболее древний вид традиционной прямоспинной одежды украинцев еще сохранялся в Карпатах и на Подолии ("гунька-нанта", "бруслук", "лей-бик", "катанка" г др.). Одним из древнейших видов верхней плечевой одежды является также короткая безрукавка ("кептар"). Древней славянской одеждой была бытовавшая на севере Украины, у русских я белорусов еще в начале XX в. "полотнянка", напоминавшая по покрою свиту.

В конце ХІУ - начале ХУ вв. в украинском костюме, по-видимому, были еще сильны древнерусские традиции, но наряду с украинско-русскими, украинско-белорусскими начинают сказываться я результаты украинско-польско-литовского этнокультурного взаимовлияния. "Польская мода" ХУІ-ХУШ вв. заметно повлияла на развитие костюма населения Украины. Это проявилось прежде всего в социальном аспекте. Украинская знать подражала польской шляхте в быту и костюме, стремилась подчеркнуть классовую общность с ней и противопоставить себя своему народу. Вместе с тем народную одежду украинцев роднила с польской общеславянская основа - древние формы, общие обоим народам.

Непременной принадлежностью костюма разбогатевшей казацкой верхушки была сорочка из тонкого полотна или кисеи, вышитая шелком, серебром или золотом. Довольно близкие по покрою к народным холщевым сорочкам, панские "кошулі" заметно отличались разнообразием деталей, например, формой ворота ("узкие стойки", отложные с острыми углами и др.). Рубахи заправлялись в широкие суконные, бархатные или шелковые шаровары ярких расцветок. На сорочку одевался дорогой жупан, подпоясанный "слуцким" или "персидским" поясом. Поверх одевался кунтуш или епанча, в торжественных случаях - шуба или ферезея, украшенная драгоценной "запоной". Казацкая старшина носила разноцветные сафьяновые сапоги. Папки были преимущественно бархатные, опушенные соболем, рысью или лисьи малахаи с разрезанной впереди опушкой. Полковники украшали шапки золотыми аграфаии, а гетманы к аграфам прикрепляли страусовые перья. Парчевые шубы казацкой верхушки подбивались рысьим, лисьим или же собольим мехом, отделывались горностаем, золотым шнуром и галунами. Иногда нашивали бирюзу, жемчуг и алмазы.

В то же время одежда рядовых казаков немногим отличалась от крестьянской: сорочка, сиитая из грубого холста, шаровары, свита или кобеняк, кунтуш, высокая смушковая шапка со шлыком, через плечо ремень ("черес") с патронами. Казацкая "голытьба" была одета не лучше беднейшего крестьянства.

Традиционный комплекс костюма центральных районов Украины, который принято считать наиболее характерным на территории формирования украинской народности, приобретал локальные разновидности. Он образовывался путем сочетания элементов костюма основного комплекса с местными традиционными элементами и особенностями, заимствованными из одежды соседних народов.

Региональные комплексы традиционной одежды тоже складывались постепенно. Судя по источникам, в ХУШ-ХІХ вв. они заметно отличались друг от друга рядом конструктивных и художественных особенностей.

Наиболее типичный комплекс традиционного украинского костюма бытовал в Среднем Поднепровье, частично захватывая районы Полесья, Слобожанщины и Подолии. Но и этот комплекс имел региональные разновидности в покрое, украшениях, способах ношения одежды, ее декоре я орнаментации. Так, в Левобережья и Правобережья различными способами соединяли рукава сорочки с ее верхом "станком", по разному кроили корсетки и т.д. Более существенные различия имели место в одежде Полесья, Слобожанщини и Подолии. В отличие от Среднего Поднепровья, на Полесье были распространены не распашная поясная одежда - плахты, а шерстяные юбки - "анцараки",а в XX в. появляются типичные для белорусов юбки с лифом - "нагрудники". Для мужского костюма Полесья было характерно ношение длинной рубахи под пояс, поверх штанов, в то время, как в центральных районах Украины рубаху заправили в штаны. Ощутима разница и в верхней мужской и женской одежде. Это касается, например; покроя свит: прямоспинний, "до вусів" и реже "с прохідкою" (в Подолии) и "до зборів" или "с прохідкою" (в центральных районах).

Основным элементом мужской одежды центральных областей были туникообразные рубахи, а также сорочки с "поликами" или стрелковые. У стрелковых сорочек узенький полик нашивался на треугольную вставку на плечах. Разрез сорочек на груди "пазушка" был прямым. Вышивались преимущественно праздничные сорочки.

Женские сорочки были двух типов: с цельнокроенным рукавом, пришитым к станку по основе ткани, и с прямыми поликами, пришитыми по основе и по утку (полтавский тип). Вышивались сорочки бело-серыми и красно-черными нитками. Поверх сорочек одевали "корсетку". Поясной одеждой были домотканые плахты, запескн, дергй. Этот вид одежды дополнялся домоткаными шерстяными или

вывитыми полотняными фартуками.

Мужской и женской верхней плечевой одеждой были сбиты из домотканого сукна черного, коричневого или белого цвета с густыми сборками по линии талии ("рясні"), со сборками по линии талии только на бедрах (" с прохідкою") или свиты с клиньями от линии талии ("вусами"). Носили также кожухи, кобеняки, тулупы.

Головные уборы у мужчин летом - соломенные шляпы ("бриль"), зимой - меховые шапки цилиндрической формы со сферическим или плоским дном. Женщины волосы покрывали "очіпком" (чепцом), поверх которого повязывали платок. В ряде районов Украины женщины носили полотенчатый убор головы ("намітка", "серпанок", "нафра-иа"). Девушки заплетали волосы в одну или две косы и повязывали косынкой. На праздники одевали венки, вплетали ленты и т.д. Обувь центральных районов Украины была разнообразной. Беднейшие крестьяне ходил" босиком, зимой носили "лычаки" или же лапти, в южных районах - лостолы. Зажиточные крестьяне носили ботинки ("черевики") и сапоги. Постолы одевали во время работы. Сапоги делались черные и цветные. Известны так называемые "чорнобривці"' - сапоги с цветными (красными, желтыми, зелеными) голенищами и черными передами (Полтавщина, Слободская Украина);

Общий колорит традиционного комплекса Среднего Приднепровья характеризуется сочетанием светлых и ярких тонов: яркие плахты, пояса, расшитые корсетки, цветная обувь и пр.

Ярким примером локальной специфики традиционной украинской одежды является Подолия. Здесь до последнего времени сохранились давние славянские традиция украшения одежды на основе зооморфного орнамента. Доминирующий на Подолии черный цвет вышивки характерен для верхней плечевой одежды типа свиты ("чугаїна", "канта", "гунька"), а также поясной одежды ("запаска", "горботка") и др. В отличие от центральных районов женские сорочки здесь имели отложной воротник, цельнокроенный рукав, повсеместно покрытый вышивкой ("виноград") черными, синими или металлическими нитками ("золото"). Обязательна продольная в виде полос вышивка на груди или же на груди и спине. Давние традиции имеют домотканые шерстяные юбки. Мужчины и здесь носили туникообразные рубашки, чаще с отложным воротником, на выпуск, под узкий тканый или плетеный пояс.

Определенным своеобразием отличался традиционный костюм Полесья. Как и в других экономически слабо развитых в прошлом районах; традиционный костюм здесь длительное время сохранял архаические черты. Здесь до начала XX в. бытовала мужская сорочка с ноликами, украшенная тканым узором красного цвета, дольше, чем в других районах, сохранились домотканые безрукавки и "жупани", тканые в синюю или красную полоску. Головным убором у мужчин служили "шоломи" и "магерки". В XX в. их заменили меховые шапки.

Женские рубашки вились с прямыми поликами и отложным воротником. Узор до начала XX в. в Западном Полесье был преимущественно тканым, красных тонов. В XX в. широкое распространение получила вышивка. Поясная одежда - юбка ("л1тиик") из домотканой шерсти или льняного полотна с тканым узором красного, желтого или коричневого цветов. Впереди в литнике делалась вставка из другой ткани - "притичка". Поверх литника повязывался шерстяной или льняной фартук с тканым орнаментом. Кроме того, на Полесье носили однотипный с белорусским "андарак" и безрукавки из белого сукна. На Левобережном Полесье женщины носили также плахты и "корсетки".

Для традиционного костюма Полесья характерен в основном белый колорит с красным цветом в отделке.

Большинству западных областей Украины присущ полихромии! колорит народной одежды. Мужские сорочки у гуцулов преимущественно туникообразные, с характерной вышивкой в местах соединения стана с рукавом. Их носили на выпуск и подпоясывали широким кожаным поясом с металлическими украшениями и орнаментальным тиснением, характерным для народов, занимающихся скотоводством. Подобные пояса носили пастухи степных районов Украины, а также чумаки; штаны шились узкие из белого полотна ("поркеници") или цветного сукна ("крещении!", "гачГ").

Неотъемлемым элементом мужского и женского костюма гуцулов является меховая безрукавка „кептар''и прямоспннные короткие из красного или черного домашнего сукна - "сердаки"; характерна также прямоспинная длинная "манта" с пелериной. Одежда отделывалась вышивкой, аппликацией и металлическими украшениями. Составной частью экипировки гуцулов была кожаная торба ( "тобивка"), украшенная тиснением и отделкой медью, "топирець" и пороховница "перехресниця").

Сорочки гуцулок шились с прямыми поликами и узкой обшив кой горловины. Поясная одежда - одна или две запаски с фартуком, у девушек чаще юбка ("спідниця"). Специфической одеждой была плащевидная накидка из шерстяной ворсистой ткани - "гугля". Подобный плащ-накидка известен у словаков, моравов, балканских народов. Обувь - преимущественно постолы, которые надевали на чулки из домотканого красного сукна.

В одежде бойков, лемков, покутян, буковинцев очень много общего с одеждой гуцулов.

Особенностью лемковского я бойковского мужского комплекса была сорочка с разрезом на спине, которую носили заправленной в штаны. Ленки носили также плащевидную суконную одежду с длинной пелериной и фальшивыми рукавами «чуганю». Бойковский сердак, как и подобная верхняя одежда лемков, напоминал свиту. У бойков еще в начале XX в. встречались меховая безрукавка ("бунда"), один бок у которой не был сшит и завязывался ремешками. Интересно, что мужчины-бойки иногда заплетали волосы в две косы.

Для женского костюма бойков характерна сорочка с густо присборенным подолом и разрезом на спине или плече. Юбки шились в мелкую оборку из белого полотна или набойчатой ткани и вышивались. Для женского костюма лемков также характерна сорочка с разрезом на плече и цветные в мелкую сборку юбки.

На Буковине мужчины носили туникообразную сорочку я полотняные, суконные или меховые ятаны ("мішини"). У буковинцев и покутян сердак шили приталенным, а кожух покрывали фабричным сукном и называли "кунтуш". У буковинцев и покутян бытовало два вида женских сорочек: туникообразная с рукавами без оборок и полнковая. Поясной одеждой были горбатка и юбка.

Своеобразен был костюм Закарпатья. Мужчины носили поликовые сорочки , узкие полотняные или суконные штаны, напоминавшие венгерские и словацкие, подпоясывались широким поясом. Плечевой одеждой служили "сіряк" и безрукавный кожух с широким воротником - "губа". У женщин были распространены плиссированные сорочки с разрезом на спине или плече. Поясная одежда - полотняные юбки со вставкой впереди - "попередниця"; роль поясной одежды выполнял фартук, повязанный спереди. На сорочку одевали короткие безрукавки ("бунди", "камизельки") и жакеты с рукавами ("уйоши").

Костюм степной и южной Украины сложился в результате взаимовлияния культуры украинцев, русских, белорусов, молдаван и других народов, интернационализации их быта.

Интенсивное промышленное развитие юго-восточных районов Украины в конце XIX - начале XX вв., а также этнически-смешанный состав населения, обусловили формирование специфических модификаций украинской народной одежды. Здесь раньше, чем в других районах, появляются сорочки с кокеткой ("до талійки", "до гестки"), четырехугольный вырез горловины - типа каре, узкие, без складок кофты ("стяжки"), короткие кофты из фабричной ткани. Характерно появление вместо плахт и запасок "рясних спідниць" из фабричных тканей, В некоторых районах в связи с распространением фабричных тканей, тканый узор постепенно заменяет вышивка. У мужчин появляются различные жилетки, узкие брюки из' фабричных тканей, верхняя плечевая одежда на вате - "холодайки", "ватянки" и др. Получают распространение готовые изделия фабричного производства: картузы, пояса, рукавицы, галоши и пр.

Основная масса крестьянства даже в начале XX в. вынуждена была лишь отчасти довольствоваться дешевыми фабричными тканями, одеваясь преимущественно в одежду из домотканых тканей. Дорогие фабричные материалы на селе покупали преимущественно зажиточные крестьяне, заимствуя при этом и новые городские формы одежды.

Подавляющее большинство городского населения в это время носило общеевропейский костюм того времени, почти утративший этническую специфику, но заметно дифференцированный в социальном отношении. Например, мужской и женский будничный костюм буржуа, не отличаясь по фасону от одежды других слоев городского населения, резко выделялся качеством ткани, пошива, наличием драгоценностей и пр.

В это время сложился костюм, который надолго стал традиционной одеждой рабочих. Одежда украинских рабочих сохраняла некоторые элементы украинской и русской народной одежды. Мужчины носили русскую повседневную сорочку-косоворотку из ситца или сатина, в праздники надевали вышитые украинские сорочки, но уже чаще из покупного полотна. Поверх косоворотки на выпуск надевался жилет. Характерным для мужчин стал костюм - "тройка" из пиджака, жилета и штанов, а для женщин "парочка" - длинная юбка клен или полуклеш и расклешенная на бедрах кофта.

В конце XIX - начале XX вв. прочно вошли в быт суконные, драповые и бобриковые полупальто на вате - "ватный пиджак" или "московка". Головным убором был картуз, а обувью - высокие сапоги ("бутылки", "в гармошку"), на которые зачастую одевали галоши, даже в хоровую погоду. В торжественных случаях, особенно на свадьбу, рабочие нередко одевали традиционную народную одежду. Они вили одежду сами из недорогих фабричных тканей: люстрин, альпага, меланчик, дешевое сукно, "плис", кубовый ситец, сатин и т.д.

В конце XIX - начале XX вв. в народной одежде населения Украины при сохранении некоторых традиционных черт происходят значительные изменения под влиянием проникновения в село товарных отношений и элементов городского быта.

Особенно сильное влияние на развитие народного костюма на Украине оказывал рабочий класс. Это влияние усилилось в пореформенный период в связи с подъемом фабрично-заводского производства, вовлечением крестьян в сферу товарно-денежных отношений, усилением отходничества. С заменой натурального хозяйства товарным получают распространение фабричные материалы, что, в свою очередь, вызвало значительные изменения в конструкции одежды, ее художественном оформлении. С другой стороны, некоторые виды одежды рабочих на Украине, особенно на первых этапах формирования рабочего класса, создавались на основе народного костюма (косоворотки, вышитые украинские сорочки, чумарки с традиционными фалдами и пр.).

В годы Советской власти в связи с расширением производства товаров широкого потребления среди сельского населения республики широко распространяются виды и элементы городской одежды. При этом остаётся относительно устойчивым художественное единство формы, силуэта. В одежду вносятся изменения, наиболее отвечающие современным представлениям о целесообразности сохранения некоторых традиционных черт.

Отдельные виды народного костюма в той или иной мере сохранялись длительное время: самодельные кожаные постолы,

удобные для сельскохозяйственных работ, меховые шапки, широкие шерстяные пояса, различные виды украшений.

В районах совместного расселения украинского и молдавского населения распространены безрукавки из овчины, богато орнаментированные лолихромноя вышивкой, аппликацией и пр. В отдельных районах Полесья и Карпатской зоны бытуют даже комплексы традиционного костюма.

Некоторые из традиционных видов одежды сохранились как обрядовые. Например, в некоторых районах Черновицкой области засватанные девушки на праздники надевали венкообразный головной убор ("трава") из ковыля.

Отдельные виды традиционной одежды переосмысливаются в видоизменяются с учетом современной моды, при атом четко прослеживаются возрастные функции одежды. Например, пожилые женщины в Черновицкой области все еще носят одноплановую поясную одежду - "обгортку", тогда как молодежь предпочитает носить созданную на основе этого традиционного вида одежды современную "обгортку", короткую, в духе моды, украшенную красочной вышивкой. Возрастные функции одежды заметны и в способах ее ношения.

В настоящее время элементы традиционного костюма продолжают развиваться в связи со стилевыми изменениями одежды, использованием современных материалов, появлением нового ассортимента изделия. Например, в вышивке появляются новые виды орнамента, меняется их размещение и сочетание цветов, она становится более лаконичной.

В современной одежде, создаваемой профессионалами, используются принципы народного творчества, элементы традиционного кроя, технологические народные приемы, различные виды украшений. Например, современные ткани, как и традиционные, оформляются набивным рисунком. Используемые при этом художественные мотивы творчески переосмыслены, сюжеты их отражают современный быт, богаче стала цветовая гамма, технология приспособлена к современным тканям.

Многие модели одежды, созданные украинскими художниками модельерами и конструкторами на основе использования традиционных народных мотивов, получили высокую оценку на всесоюзных и международных конкурсах в Советском Союзе, Польше, Канаде, США,

ФРГ, Румынии и других странах. При этом используются традиционные мотивы не только украинского, но и других народов, населявших республику. Например, на международных выставках боль-1IH успехом пользовались модели, созданные на основе использования элементов традиционного украинского, русского и болгарского народных костюмов. Взаимообогащению современного костюма способствует и то, что многие его виды создаются объединенным» усилиями модельеров различных советских республик.

Уважаемый гость! Не забудьте прочитать другие статьи о культуре и быте украинского народа.
А если вы захотите скопировать материал, не забудьте, пожалуйста, поставить активную гиперссылку на этот сайт.

Использование исторического наследия, однако, не означает слепого копирования традиционного или стремления возродить прежние, давно отжившие формы. В современном костюме используются красочная декоративность, композиционная законченность, простота и целесообразность традиционной одежды и вместе с тем учитываются ее бытовая обусловленность, эстетическая функциональность в новых условиях социалистического быта.

__________________________