В ХУІ-ХУІ вв, территорию Украины покрывала относительно густая сеть дорог, часть из которых в XIX - начале XX вв. перестала использоваться. Некоторые из них изменили свои направления и названия. Одним из таких был известный Муравский или Соляной тракт ("шлях"), проходивший по водоразделам Днепра и Дона. Он начинался от Перекопа, проходил по Екатеринославщине, мимо Полтавы, Харькова, через Курск и Орловскую губернию до Тулы. От Муравского шляха отходили Изюмский и Кальмиуский. Из Киева до Галичини шел Залозный влях. Древняя Крымско-Днепровская дорога проходила от Перекопа через Канев на Киев. Левобережную Украину пересекали Сагайдачный, Ромодановский и Гетьманский шляхи.

Москву с Украиной связывал Украинский шлях, а на Правобережной Украине важнейшим был Черный шлях, в Днепровско-Бугскон междуречье. Известны также Чумацкий щлях, Кучманский, Покутсккй и др. Было много и небольших дорог ("манівець"), которыми иногда пользовались крестьяне, чтобы обойти подать, которую брали на больших дорогах.

Уважаемые пользователи! Не забывайте, пожалуйста, при копировании любых материалов данного сайта яруга.рф оставлять активную гиперссылку на копируемые материалы этого сайта.

Крупнейшими дорогами XIX - начала XX вв. были Киево-Петербургокое и Московско-Харьковское шоссе.

Простейшим и наиболее архаичным средством хозяйственных перевозок у украинцев, как и у других восточнославянских народов, были различные типы "волокуш" - скрепленные между собой удлиненные жерди, в которые впрягали лошадь и перевозили сено, солому или другую поклажу. В начале XX в. волокуши сохранились в Карпатах, где их называли "влаки", как и у поляков и белорусов, а на Покутье - "копаниці".

Для зимних перевозок применяли сани ("рожні", "ґринджоли"). Богатые крестьяне имели легкие сани со спинкой и загнутым передком ("козирки","глабці") - для выезда. На Полтавщине бытовали сани с металлическими полозьями, богато украшенные резьбой и полихромным орнаментом.

Наиболее распространенным на Украине был четырехколесный воз, в котором передняя и задняя части объединялись деревянным брусом ("підтокою"). На Слобожанщине воз был похож на русскую телегу, на Полесье – на "белорусские "колеса". Бытовали" также "возы, у которых при необходимости задняя и передняя части раздвигались ("разворовий"). На Югe Украины были распространены возы, брички ("ходи"), "манари" и гарба. Для транспортировки грунта и угля использовались возы-грабарки, зерно перевозили "безтарками". Подобные возы были распространены и в южнорусских губерниях. На Украине широко известен чумацкий воз преимущественно для перевозки соли - "мажа". Мажа отличалась большими размерами, прочностью и весом, оригинальным декоративно-художественным оформлением и тщательной отделкой. Она имела кожаный верх и "важницю" - приспособление для взвешивания; расположенное сбоку на специальных крюках передней и задней "люни" (упорка в возе, прикрепленная к оси). Впрягали в мажу, как правило, пару волов ("паровицю"). Подобной по массивности и размерам чумацкой маже была созданная в конце XIX в. в центральных промышленных районах Украины "мажара" для перевозки тяжелых грузов. Она была крупнее обычного воза, с более низкой осадкой. Для перевозки сыпучих товаров на мажаре имелся ящик ("скриня"), а при транспортировке леса мажара раздвигалась. В отличие от мажи она не имела покрытия, отличалась грубой отделкой, но большинство деталей ее были металлическими.

В возы и сани впрягали лошадей или волов. Воловий воз был распространен в центральных районах и на Dre Укр ины и вместо оглобель оснащался дышлом с ярмом. Вьючный транспорт, в основной конный, издревле известный на Украине, бытовал длительное время в горных и лесистых местностях.

В истории восточных славян важную роль играли реки, особенно днепровская водная система. Здесь бытовали различные средства передвижения по воде, наиболее .древние из них были выдолблены из монолитного дерева: "човни", "струги", "довбанки". Одним из распространенных средств передвижения по воде были плоты.

В 1865 г. была построена первая на Украине Одесско-Балтская железная дорога, а в I820-I87I гг.- "Одесса-Киев, впоследствии продолженная через Курск до Москвы. В конце XIX - начале

Я вв. железные дороги прошли через Донбасс, Харьковскую, Херсонскую, Волынскую и другие губернии.

В результате интенсивного строительства железных дорог 1 усиленного перемещения населения расширились торговые отношения не только между различными губерниями и районами России и Украины, но и в международном масштабе, что содействовало разрушению патриархального быта, росту этнокультурных взаимосвязей.

В конце XIX в. в городах Украины появляется механизированный транспорт: в 1892 г. - первый трамвай в Киеве, сменивший койку. Позже трамваи появляются в Харькове, Николаеве, Одессе и других городах.

После Великой Октябрьской социалистической революции транспорт и транспортная промышленность были национализированы. За годы Советской власти в развитии всех видов транспорта произошли грандиозные изменения.

В советское время усовершенствованы старые и построены новые железные дороги, в своем большинстве они переведены на электрическую и тепловозную тягу, что способствует не только значительному повышению грузооборота, но и улучшению пассажирского сообщения, снижению стоимости перевозок.

Речной транспорт в советское время также коренным образом реконструирован. Созданы новые типы грузовых самоходных барж, комфортабельные трех- и двухпалубные теплоходы, быстроходные суда на подводных крыльях. Речные порты реконструированы им построены заново. В результате строительства Днепровского каскада электростанций значительно улучшилось судоходство.

Быстрыми темпами развивается автомобильная промышленность, созданная за годы Советской власти. На Украине производятся современные легковые автомашины (Запорожье), автобусы (Львов), рефрежераторы и панелевозы. Республика покрыта сетью автотранспортных магистралей с асфальтобетонным покрытием.

Столь же успешно развивается и авиационная промышленность. Создана целая серия самолетов с турбовинтовыми двигателями, строятся также специализированные самолеты для сельского хозяйства ж планеры.

Уважаемый гость! Не забудьте прочитать другие статьи о культуре и быте украинского народа.
А если вы захотите скопировать материал, не забудьте, пожалуйста, поставить активную гиперссылку на этот сайт.

Успешное развитие всех видов транспорта оказывает преобразуете влияние на культуру и быт трудящихся, содействует дальнейшему стиранию оставшихся от прошлого локальных особенностей в жизни украинского народа, различий между городом и деревней.

__________________________