Еще со времен Древней Руси у восточных славян развивалось городское и сельское ремесленное производство. На территории Украины в ХУП-ХУВ вв. наиболее развитыми были ткачество, гончарство, обработка дерева и металла, переработка продуктов питания. Даже в конце XIX - начале XX вв., когда появились товары заводского изготовления, тяжелое экономическое положение основной массы крестьянства заставляло его пользоваться в быту изделиями собственного производства. Подобная продукция широко продавалась на базарах и ярмарках, известных на Украине с давних времен: Киевской, Полтавской, Нежинской и др. Изделия домашних промыслов отличались высокими бытовыми и эстетическими качествами.

В крестьянских промыслах до Великой Октябрьской социалистической революции в значительной мере сохранились давние способы добычи и переработки сырья, орудия труда и пр.

Уважаемые пользователи! Не забывайте, пожалуйста, при копировании любых материалов данного сайта яруга.рф оставлять активную гиперссылку на копируемые материалы этого сайта.

Известная на территории Украины с древних времен обработка льна, конопли и шерсти для изготовления тканей была неотъемлемой частью домашних промыслов крестьянской семьи. Коноплю брали в два приема: в период цветения - "плоскиньи осенью "матірку". Причем из плоскини получалось лучшее полотно. Катирку; как и плоскинь, вымачивали в реках или прудах. Лен также вымачивали, расстилая на лугу ("росяне мочіння"), а потом прочесывали и мяли на досках или на полу. Пряли самодельным веретеном, а со второй половины XIX в. - самопрялкой. Красили растительными красками собственного приготовления, а в конца XIX в.— нередко фабричными красителями.

Овечью шерсть мыли, перебирали и прочесывали на досках с набитыми гвоздями ("гремплях"), а потом пряли. Шерстяную, льняную и конопляную пряжу сновали и ткали, сбивали и валяли сукно на ручных ступах.

На Украине бытовали преимущественно горизонтальные ткацкие станки, вертикальные применялись в основном для изготовления ковров . Традиционным узорным ткачеством у украинцев, как и у других восточнославянских народов, было ткачество на четырех "подножках", дававшее ткань диагонального переплетения ("чиноватв") и некоторые ткани мелкоузорного переплетения. Техникой "у вічко" выполняли ажурное ткачество. При этом витки "підтканя" (уток) брали разноцветные. Известна была также техника ткачества "під закладку": для утка брались разноцветные витки и челнок пропускался через определенную часть основы. Создавая на ткани узенькие просветы. На Надднепрянщине была распространена техника ткачества "кругляння", при которой создавался волокнистый характер узора, Бытовал также так называемый "перебор односторонний" при которой три нитки основы перекрывались ниткой утка через каждую четвертуй. Все виды техники на две и четыре подножки с «начинням» существовали в Древней Руси и сохранились до недавних времен у всех восточнославянских народов.

На территории Украины еще со времен Киевской Руси был развит и такой вид ткачества, как ковроделие. Ковры ("килими", "коци") были важным элементом интерьера, украинской хаты. Известны односторонние и двусторонние ковры, гладкие и ворсистые; ткались они на горизонтальных и вертикальных станках.

Обработка шкур велась различными способами с применением хлебного кваса, мела, золы, дубовой коры, глины и т.д. Обработка кожи дифференцировалась на четыре самостоятельных ремесла: "куи-н1рство" - изготовление овчины, "чинбарство" - изготовление кожк, "шевство" - шитье обуви я "лимарство" - изготовление сбруи.

Деревообрабатывающие промыслы были развиты в лесных я лесостепных районах в качестве одного из видов приработка или даже основного занятия крестьянства.

Из дерева делали возы, сани, лодки, лавки, полки для мисок - "мисники", ткацкие станки, сундуки ("скрині"), ведра, бочки, корыта ("ночви"), бочки для сала (бодни) ложки, миски, ковши, лопаты, коромысла, ульи. На основе использования древесных материалов развивались такие специальности, как токари по дереву, столяры, плотники, бондари, "стельмашество" (изготовление возов) и др.

У ремесленников имелся богатый набор плотничных инструментов: долото, сверла, токарный станок, рубанок, резцы для вырезывания мисок и ложек и др.

Мастера по дереву изготовляли высокохудожественные изделия. Резьбой украшались деревянные детали архитектурных построек: матица ("сволок"), фронтоны и их завершения, кронштейны, поддерживающие свесы крыв, столбики галереек, наборные двери, окна я др. В Карпатах и Прикарпатье резьбой покрывали лавки, отолы, бочки ("бервки"), прялки, миски для зерна ("засипанки").

Изделия резчиков по дереву славились оригинальными формами и разнообразием орнаментов, причем орнамент не только вырезали, но и выжигали.

Изготовляя разнообразные деревянные изделия, мастер учитывал их назначение. С этой целью, например ведра делались из разных пород дерева: дно из дуба, а клепки из сосны. Оригинальными изделиями мастеров по дереву были скрыни. Они делались двух типов, подобные сундуку с расписным орнаментом - "скрині" и долбленой кадушке с крышкой -"бодни". Скрыни могли быть на ножках, колесиках и планочках. В отделке широко применялась раскраска и резьба ("цифрування"). Скрыни в украинских селах расписывали так же, как это делали другие восточные славяне и соседние народы. В быту украинцев скрыня занимала важное место. Ее ставили на видное место, у бедняков она нередко заменяла стол. Особое место скрыне вместе с содержимым отводилось на традиционной свадьбе.

Для сохранения зерна из целых колод дерева выдалбливали или выжигали "кадуби", а для стирки белья - "жлукто". Выдалбливали также ульи, корыта, ступы и т.д.

Одной из важнейших отраслей деревообрабатывающих промыслов было "стельмашество" - изготовление возов, колес, полозов для саней. Для изготовления гнутых деревянных деталей использовали "парню" - землянку с двойными стенами, между которыми засыпался песок.

На Украине распространенным было также изготовление из дерева различных гребней ("гребінництво") и ложек ("ложкарство"). Из коры, особенно " вяза и липы, делали различные коробки "кошелі", "корзини", "плетеникн", "солом'яники". Из лозы и соломы плели летние шляпы - "брилі". Одним из древнейших крестьянских промыслов на Украине была добыча дегтя.

Лес и продукты деревообработки (зола, потаи, смола, деготь и др.), начиная с ХУ-ХУІ вв. вывозили в Западную Европу. В XIX в. наблюдается более определенная специализация домашних промыслов по селам и районам. Обработкой дерева особенно славились Черниговщина, Карпаты и Предкарпатье, гончарство было развито на Полтавщнне, Киевщине, Волыни, Подолии, в Карпатах.

Украинская керамика - давняя и самобытная отрасль материальной культуры народа. Гончарством занимались целые семьи,

передавая опыт из поколения в поколение.

Кухонные горшки (борщівники), "кашники", "двойнята-близнята", "макітри", "кринки") делались, как правило, без полива и скупо украшались. Столовая посуда ("миски", глиняные "чарки", "глечики") чане покрывалась поливой и украшалась растительный или геометрическим орнаментом.

В украинской народной майолике различают четыре вида техники обработки: I) заливание, требующее после поливки предмета редкой глиной немедленной росписи; 2) контурная роспись - наносящиеся ройком контуры будущих изображений по подсушенной основе заполняются краской, после чего применялась полива; 3) гравирование ("ритування") - предмет из красной глины покрывается "побелкой". После просыхания шилом делается рисунок, покрываемый красной краской перед первый выпаливанием, затем рисунок завершают мазками зеленой и желтой краски, покрывают изделие свинцовой поливой и снова выпаливают; 1) вырезывание. Предмет обливают темной глиной и после подсушки вырезывают орнамент. Роспись дополняют цветными клинами, поливают свинцовой поливой и ставят на обжиг.

В ХУШ-ХІХ вв. на Украине известны керамические детские игрушки - специфическая разновидность украинского изобразительного искусства.

Керамика находила применение в архитектурно-художественной решении народного жилища. Изготовлялись черепица для крыш, кирпич, керамические и кафельные плитки. Каждый из этих видов керамики в течение веков подвергался изменениям. Наприиер, древнерусская "плинфа", в отличие от позднейшего кирпича, была плоской. В настоящее время аналогичным плоским камнем ("подовый камень") выкладывают под варистой печи ("черінь", "ватра"). Кафельные плитки для печей ("кахлі") со сложной подполивной росписью, исполненной окисями кобальта и иарганца, богатой полихромией эмалью, разнообразными рельефными композициями, производили на Полтавщине, Харьковщине, Черниговщине, Львовщине, в Закарпатье. Значительный интерес представляет кафель о сюжетами из народного быта гуцулов (пахарь за плугом, пастухи с овцами, танцы, охота).

По особенностям художественно-декоративного оформления керамики на Украине можно выделить несколько зон: северные

районы, в которых преобладают глины с окисями железа,- серая керамика; юго-восточные, где в основном распространена зеленая и золотистая полива, а также бесполивная роспись желтой глиной ("описка"); для Полтавщины характерны красные миски с широкими "фляндрованними" росписями, созданные мастерами Опошни и Постав-Муки. Красотой орнамента и тонкой техникой художественной росписи отличается керамика Подолии. Техника гравировки ("ритування") достигла значительного развития в творчестве мастеров из Косова и Пистыня в Карпатах и Сокаля на Львовщине.

При общности форм украинской народной керамики каждые центр гончарства изготовляет продукцию, имеющую свои специфические особенности. Это относится и к другим промыслам. Так, на Центральной и Левобережной Украине было распространено изготовление ковров с растительным орнаментом, а на Правобережье с геометрическим и растительно-геометрическим орнаментом. Имело свои особенности и полотно. Полтавское полотно считалось наиболее широким. Полесское льняное полотно было синеватым от мочения льна росой и т.д.

Локальные различия сохранились в технических приемах и в терминологии орудий труда. Например, плахты изготовлялись челночной техникой на Черниговщине и переборов на Полтавщине к Киевщине. Горно на Закарпатье называется "ватрище", на Дрогобыччине - "палянище".

Кроме перечисленных промыслов,на Украине было развито "гутництво" - производство гутного стекла, добыча селитры, обработка камня и металла.

Во второй половине XIX в. с развитием капиталистических отношений народные традиционные промыслы начали терять свое значение, заметно снизилось художественное качество изделий. Особенно интенсивно приходят в упадок народные промыслы к, началу XX в. В то же время они содействовали подготовке кадров рабочих, которые использовались впоследствии капиталистической мануфактурой и крупной машинной индустрией.

После революции начался новый период развития народных промыслов. С начала 20-х гг. на Украине организуются выставки народного искусства, Лома народного творчества. В 1921 г. создается Украинский союз художественной промысловой кооперации, охватившей сотни артелей и мастерских. Ткачи, вышивальщицы, гончары и другие народные умельцы освободились от гнета многочисленных скупщиков и дельцов. Возродились и были вновь созданы центры неродного ткачества и ковроделия в Реветиловке (Полтавская обл.), Богуславе (Киевская .обл.), Клембовке (Винницкая об л О, Косове (Ивано-Франковская обл.), Глинянах (Львовская обл.) и др. Отдельные артели выросли в крупные предприятия, например, в г.Кролевце - крупнейшем центре переборного ткачества на Украине.

Важнейшим центром художественной керамики считается Опоянянский завод "Художественный керамик", изготовляющий декоративную посуду и фигурную керамику. Изготовлением керамики занимаются артели в Ужгороде, Николаеве, Хусте и других населенных пунктах. В декорировании изделий широко используются традиционные приемы отделки - роспись, лепка, гравировка и т.д.

Освоив изготовление традиционных полосатых богуславских тканей, современные художники-ткачи изготавливают широкий ассортимент художественных изделий для оформления интерьера жилища: покрывала, скатерти, шторы. Традиционный рисунок плахтовых тканей усвоен в современном промышленном производстве. Народные мастера росписи фарфора из села Петриковки Днепропетровской области выпускают современные художественные изделия. Художники, работающие на стекольных заводах, используют мотивы украинской народной керамики, настенной росписи, резьбы по дереву, металлу и т.д.

В творчестве народных мастеров все явственнее проявляется связь с достижениями художников-профессионалов, которые в свою очередь чаще обращаются к творческим методам народного искусства.

Уважаемый гость! Не забудьте прочитать другие статьи о культуре и быте украинского народа.
А если вы захотите скопировать материал, не забудьте, пожалуйста, поставить активную гиперссылку на этот сайт.

Общественные организации Украины уделяют большое внимание развитию народных художественных промыслов. На Украине организовано Главное Управление художественных промыслов Министерства местной промышленности УССР. В 1936 г. было установлено звание мастера народного искусства, а в 1960 г. - заслуженного мастера народного творчества. Многие народные мастера являются членами Союза художников УССР.

О постоянном внимании партии и правительства развитию народного творчества свидетельствует недавнее постановление ЦК КПСС

"О народных художественных промыслах" (февраль 1975 г.).

__________________________