Традиционная бытовая культура, общая в своей основе для всех этнографических районов Украины, отличалась многообразием цветных оттенков, обусловленных особенностями исторического развития районов, естественно-географическими условиями и процессами этнокультурных взаимовлияний. Вследствие этого на украинских землях сложился ряд этнографических групп, длительное время сохранявших специфические отличия в культуре, быте, языке и пр. Наиболее известные среди них - украинские горцы (гуцулы, лемки, бойки) в западноукраинских областях, полещуки - в районе украинского Полесья. Лемки (расселены по обоим склонам Бескид в междуречье Сана и Попрада, а также западнее р. Уж) свое название, начиная с ХУІ в., получили вследствие употребления в разговоре частицы «лем» (вместо "лише" - только). Постепенно этот термин укоренился как самоназвание.

Происхождение названия другой этнографической группы украинских горцев – бойки (расселены в междуречье Сана и Ломницы а также Ужа и Торца) – также связано с особенностями их лексики – от употребляемой как частицы «бое» (в значении «да»).

Уважаемые пользователи! Не забывайте, пожалуйста, при копировании любых материалов данного сайта яруга.рф оставлять активную гиперссылку на копируемые материалы этого сайта.

Существуют разные мнения о происхождении названия гуцул. Некоторые исселедователи связывают это слово (от молдавского «гоц», «гул» - разбойник) с массовым повстанческим движением народных мстителей опряков в 17-18 вв. Так называли свободолюбивых украинских горцев иностранные феодалы. По мнению других, слово это происходит от «кочул» - пастух. Гуцулы занимались скотоводством, лесными промыслами, сплавом леса по горным рекам. В связи с особенностями естественно-географических условий Карпат, земледелие было распространено в меньшей степени. Гуцулы известны художественными промыслами: резьбой по дереву, обработкой металла, гончарными изделиями, ковроткачеством.

В прошлом среди украинцев были известны и более малочисленные этнографические группы. Уже в условиях капитализма проявлялась тенденция к уменьшению количества таких групп, "несмотря на препятствия объединительным процессам со стороны существующих отношений собственности"^. Однако многие группы, отмеченные буржуазной историографией (такие как "ополяки", 'нистровяни", "сотаки", "пидгоряни" и пр.), очевидно, представляли собой не столько этнические общности, сколько общности, объединенные определенными локальными особенностями. Тут явственно проявилось; стремление тенденциозно настроенных авторов представить этнографическую картину Украины как конгломерат не связанных между собой племен. В частности, вынашивались и раздувались теории о якобы "неславянском" происхождении украинских горцев - гуцулов, лемков, бойков. В годы второй мировой войны эти теории, направленные на разобщение советского народа, взяли на вооружение фашистские идеологи. Передовые украинские ученые Иван Франко и В.М.Гнатюк еще в конце XIX - начале XX вв. решительно разоблачали подобные взгляды.

В настоящее время большинство этнографических групп в связи с коренными преобразованиями в жизни украинского народа в годы

Советской власти утратили свои локальные черты. Сближение этнографических групп украинского народа в период развитого социализма происходит на основе единения и расцвета различных сфер экономической .социальной, политической и духовной жизни всего советского общества.

Уже в период капитализма постепенно изживаются некоторые архаические, консервативные обычаи и обряды, развивается новые элементы в материально« быту и духовной жизни крестьянства, составлявшего подавляющее большинство населения. Распространяются элементы городского костюма, новые типы жилищ, видоизменяются орудия производства, исчезают архаические обряды и верования. Значительные изменения, имевшие место в конце XIX - начале 20 вв,, происходили под влиянием проникновения в село товарных отношений и элементов городского быта. Этот процесс сопровождался дальнейшим социальным и экономическим расслоением крестьянства, разорением его беднейшей части, массовым земледельческим и неземледельческим отходом.

Особенно сильное влияние на культуру и быт сельского населения Украины оказывал формировавшийся рабочий класс. Его влияние особенно усилилось в последние десятилетия XIX века, в связи с подъемом фабрично-заводского производства и вовлечением крестьян в сферу товарно-денежных отношений.

Социально-экономические условия, прежде всего развитие производительных сил и изменение производственных отношений, явились решающим звеном в цепи ряда факторов, определивших формирование украинской буржуазной нации. Они оказали также значительное влияние на этнические процессы, "и на численность и географическое размещение других этнических групп на Украине.

В конце XIX — начале XX вв. заметно увеличилась общая численность и удельный вес украинцев в центральных и восточных украинских губерниях. Учитывая значительность переселенческого движения в восточные районы России, вследствие относительного аграрного перенаселения в украинских губерниях, возрастание численности украинцев за период между переписями населения 1897 и 1927 годов можно объяснить прежде всего высоким уровнем естественного прироста населения.

Уважаемый гость! Не забудьте прочитать другие статьи о культуре и быте украинского народа.
А если вы захотите скопировать материал, не забудьте, пожалуйста, поставить активную гиперссылку на этот сайт.

В то же время переселение украинцев из украинских областей; находившихся под властью Австро-Венгерской империи, в западноевропейские, а позднее в страны американского континента было столь значительным, что удельный вес их среди всего населения заметно уменьшился.