Осуществление ленинской национальной Политики после победы Великой Октябрьской социалистической революции, необходимость социальных преобразований, создание новой культуры, органически сочетающей в себе социалистическое содержание в национальную форму, требовали всестороннего изучения культуры в быта советских народов. В Украинской ССР, как и в других советских республиках," создаются государственные учреждения, осуществляющие этнографическое изучение украинского народа.

До создания в 1936 г. Института украинского фольклора (с 1944 г. - Институт искусствоведения, фольклора в этнографии АН УССР), являющегося в настоящее время важнейшим центром этнографических исследований в республике и одним из наиболее крупных в Советском Союзе. Вопросами изучения культуры и быта украинского народа занимались различные комиссии, кабинеты и музеи. Так, в 1921 г. при АН УССР была основана Этнографическая комиссия, а в 1922 г. Комиссия краеведения со значительным числом областных этнографических секций. В 1924 г. при кафедре истории Украины АН УССР бала создана Культурно-историческая комиссия, a в 1925 г. - Отдел примитивной культуры и народного творчества. В эти же годы начали издаваться специальные периодические издания, посвященные вопросам культуры и быта украинского народа (Етнографічний вісник", "Краєзнавство", "Побут" а др.). Значительное внимание уделялось также другим народам, населяющим республику. С этой целью в 1924 г. бал основан Центральный комитет  национальных меньшинств при Всеукраинском Центральном исполнительном Комитете и Совет национальных меньшинств при Народном комиссариате просвещения. В 1929 г. яра Этнографической комиссии был основан Кабинет национальных меньшинств, в работе которого, кроме украинских ученых, активное участие принимали В.Н. Зиряунский, А.П.Баранников, Е.Г.Кагаров, Б.А.Ларин я другие.

Этнографическая комиссия сыграла известную роль в становлении украинской советской этнографии и фольклористики. Однако утверждение в этнографии марксистской методологии проходило, как известно, не сразу. На деятельности некоторых исследователей сказалось влияние концепций буржуазных школ, в частности теории бесклассовости украинской нации, которую проповедовал и один из идеологов украинского буржуазного национализма И. Грушевский и его последователи.

После Великой Отечественной войны украинские этнографы подготовила а издали ряд монографий, посвященных проблемам этногенеза и этнической истории украинского народа, историографии украинской этнографии, в частности, вопросами ее становления как наука, этнографической деятельности Т.Г. Шевченко, И.Я. Франко, М.И. Когобинского, В. Охримовича,  значительное внимание уделялось также исследованию современных этнических процессов и межэтнических культурно-бытовых взаимоотношений украинцев с другими зародами, населяющими Советский Союз.

Наряду с работами, посвященными изучению традиционной материальной и духовной культуры украинского народа, его семейного и общественного быта, был издан ряд монографий, в которых особое вникшие уделялось исследованию социалистических преобразований в жизни населения Украины, изучении культуры и быта рабочего класса.

В связи с разработкой проблем этногенеза украинского народа издан ряд монографий по антропологии и палеоантропологии Украины.

Украинские этнографы работают в тесном творческом контакте с учеными Российской Федерации, Белорусской ССР и других советских республик, а также европейских социалистических стран. Впервые в советской науке бала издана обобщавшая этнографическая работа "Украинцы" в томе "Народы Европейской частя СССР" серии «Народы мира» (М., 1964), завершена подготовка к изданию регионального "Историко-этнографического атласа Украины, Белоруссии и Молдавии.

Институтом искусствоведения, фольклора и этнографии имени М.Ф. Рыльского АН УССР с 1947 г. издавались "Наукові записки", а с 1957 г. совместно с Министерством культуры УССР - журнал "Народна творчість та етнографія". Издававшийся с 1925 г. журнал "Етнографічний вісник", предшественник указанного журнала, бил первым в СССР периодическим изданием, посвященным проблемам этнографии. Другой этнографический центр республики, Украинский государственный музей этнографии и художественных промыслов во Львове, постоянно издает "Матеріали з етнографії та мистецтвознавства".

Уважаемый гость! Не забудьте прочитать другие статьи о культуре и быте украинского народа.
А если вы захотите скопировать материал, не забудьте, пожалуйста, поставить активную гиперссылку на этот сайт.

Помимо комплексного исследования проблем этнической истории, развития и сближения советских народов, а также проблем прогрессивного культурно-битового наследия украинского народа и роли передовых традиции в формировании социалистической и коммунистической культуры и быта, украинские этнографы проводят значительную работу по внедрению научных исследований в практику коммунистического строительства. Они выступают активными пропагандистами в деле внедрения новых современных праздников, обычаев и обрядов, за преодоление религиозных и прочих пережитков, утверждение атеистических взглядов в быту трудящихся, оказывают значительную научную помощь в создании этнографических музеев в Украинской ССР. В последние годы при их непосредственном участии в республике был создан ряд этнографических музеев под открытым небом (в Переяслав-Хмельницком, Ужгороде, Львове и Киеве), этнографические экспозиции в областных и районных историко-краеведческих музеях. В открытом в 1976 г. в Киеве Музее народной архитектуры и быта Украинской ССР представлены этнографические особенности населения всех историко-этнографичесих зон Украины.

__________________________