В Сочи сходятся морские, железнодорожные, воздуш­ные, автомобильные пути и пешеходные тропы. К услугам едущих на курорт — все виды современного транспорта.

В разгар летнего сезона, когда причалы Сочинского морского порта заполнены отдыхающими, когда в море один за другим уходят прогулочные теплоходы и быстрые, как чайки, глиссеры, никому и в голову не придет, что всего полвека назад здесь царило запустение, что дикие берега и не слышали веселых гудков кораблей. И только иной старожил-пенсионер, сидя в беседке над мелковод­ным причалом, вспомнит былое и улыбнется.

А улыбаться есть чему. Достаточно пробежать глаза­ми строчки рекламного объявления полувековой давности: «У пристани Российского общества с весны находится стоянка моторной лодки, совершающей ежедневные рейсы в Хосту вдоль берега и обратно. На этой же лодке можно по соглашению с владельцем совершать прогулки в Даго­мыс. Лодка чисто содержится и удобна...».

Нетрудно представить и единственную дощатую при­стань у «Кавказской Ривьеры», и пароходы РОПИТа, стоявшие далеко на рейде, и фелюги, на которых пассажи­ры добирались до берега, и эту единственную лодку, в которую, испуганно повизгивая, забирались курортные ба­рыньки... В лоциях того времени Сочи считался местом, крайне неудобным для пароходного сообщения — откры­тый ветрам берег, подводные камни.

Сегодня Сочинский морской порт — один из самых благоустроенных на Черном море. Находится он в цент­ральной части города, там, где закованная в железобетон­ные берега река Сочи выносит свои беспокойные воды в море. К его причалам ежедневно пришвартовываются белоснежные, как лебеди, быстроходные корабли. Среди них флагман Черноморского пассажирского флота краса­вец дизель-электроход «Россия», океанские лайнеры «Иван Франко», «Победа», «Украина», «Грузия», паро­ходы «Адмирал Нахимов», «Петр Великий» и другие. Причалы оснащены новейшими средствами для погрузочно-разгрузочных работ.

Непосредственно в порту у самых его причалов на свайном основании возвышается монументальное здание морского вокзала с серебристым шпилем высотою в три­дцать семь с половиной метров. Увенчанный пятиконеч­ной звездой, шпиль этот виден с моря за многие кило­метры.

Морской вокзал построен по проекту академика архи­тектуры К. С. Алабяна и является одним из красивых по архитектуре и внутренней отделке сооружений на побе­режье. Просторные светлые залы отделаны искусственным мрамором с цветной мозаикой, цветным фарфором, худо­жественным литьем и красным деревом. В них уютно, много удобств.

При вокзале есть комнаты для детей, комнаты дли­тельного отдыха для пассажиров, читальный зал. Имеются ресторан, буфеты, почтовое отделение, сберегательная касса, междугородный телефон, агентство воздушных со общений, камеры хранения, автоматические справочные установки.

К зданию примыкает длинная, уходящая на несколько сот метров в море, открытая галерея с колоннами и башней. С нее хорошо любоваться и открытым морем, и берегом.

Перед вокзалом разбита площадь с фонтаном и цветни­ками.

Сочинский порт располагает собственным флотом. Нет, это не пресловутая единственная прогулочная лодка. Это три теплохода на подводных крыльях, двадцать комфорта­бельных малотоннажных теплоходов и тридцать глиссеров. От Сухуми до Новороссийска с заходом во все промежуточ­ные портопункты ходят суда, на корме которых значится: «Порт приписки — Сочи». Ежедневно на этих судах пере­возится почти два миллиона пассажиров.

С западной стороны вокзала находится мелководный причал. Здесь стоянка судов местного, пригородного сооб­щений и морских такси.

Морские вокзалы местного значения имеются в Мацесте и Хосте. Они не велики, но тоже красивы. Причалы для катеров, курсирующих на пригородных линиях, есть в Адлере, Дагомысе, Лоо и Лазаревском. Во всех этих пунк­тах проводятся часовые или двухчасовые прогулки на кате­рах. Кроме того, Сочинский морской порт практикует более длительные прогулки по морю на больших теплоходах экспрессных линий, а также путешествия в соседние порты Сухуми, Батуми, Новороссийск, рассчитанные на одни-двое суток.

Сочи связан прямым железнодорожным сообщением со всеми столицами союзных республик и крупными городами страны. В 32 городах Советского Союза можно заранее приобрести железнодорожные билеты на обратный проезд из Сочи.

На вокзалах, в киосках на платформах организована продажа наборов продуктов питания в дорогу. На привок­зальных площадях вы можете приобрести пальмы, лимон­ные деревца, южные цветы. Они вам долго будут напоми­нать о солнечных днях, проведенных на курорте.

Железная дорога широко используется и для перевозок народнохозяйственных грузов. За последние десять лет поток грузов в адрес Сочи возрос в десять раз, а в сравне­нии с дореволюционным периодом увеличился более чем в тридцать раз! На станции построен грузовой двор, где почти все погрузочно-разгрузочные работы механизированы.

В последние годы железная дорога реконструирована и переведена на электрическую тягу. Паровозы уступили ме­сто более мощным локомотивам — электровозам. По дороге курсируют поезда в основном с цельнометаллическими ва­гонами новейшей конструкции.

Построенный по проекту известного советского архитек­тора А. И. Душкина, железнодорожный вокзал отличается от всех существующих в стране вокзалов. Кроме простор­ных, богато отделанных и удобных залов ожидания и всех других обязательных для современного вокзала помещений, в нем имеется три открытых внутренних дворика с фонта­нами, скульптурами, зелеными насаждениями.

В железнодорожном вокзале имеются комнаты длитель­ного отдыха, ресторан, детский зал, книжные и аптечные киоски. Рядом построено специальное здание для городских билетных касс.

В юго-восточной части города — в поселке Адлере, в долине горной реки Мзымты, находится аэропорт. Это

крупный узел воздушных путей сообщения. На летное поле Адлерского аэродрома садятся в день десятки многомест­ных пассажирских самолетов.

Недавно здесь построены новое, более удобное здание вокзала с рестораном и гостиница. Между Адлерским аэро­портом и различными районами курорта курсируют верто­леты, специальные и рейсовые автобусы, такси.

В Сочи ведут хорошие автомобильные трассы. Берего­вое шоссе от Новороссийска до Сухуми было построено еще в 1891 —1892 годах и до самой революции остава­лось единственной дорогой в Сочи. Сейчас оно реконструи­ровано: расширено и в значительной мере выпрямлено. На нем стало просторнее, число поворотов уменьшилось, путь сократился.

Автомобильное сообщение на многочисленных между­городных, пригородных, экскурсионно-прогулочных и внутригородских маршрутах осуществляет специальный автомобильный трест. В его распоряжении — сотни много­местных, с мягкими креслами закрытых и открытых авто­бусов, легковых таксомоторов.

Автостанция находится рядом с железнодорожным вок­залом.

Недавно здесь на привокзальной площади построено новое двухэтажное здание автомобильного вокзала. Его стены сплошь состоят из стекла. Горизонтальная кровля имеет вид морских волн, ровной чередой бегущих одна за другой. Довольно объемное сооружение кажется не­обыкновенно легким, прямо-таки воздушным и изящным. Оно — лучшее украшение всей привокзальной площади.

В нижнем этаже размещены справочное бюро, билет­ные кассы, диспетчер и другие службы. Здесь же в про­сторном вестибюле можно посидеть в мягких удобных креслах.

Широкая, красивая и удобная лестница ведет на вто­рой этаж. Здесь тишина, покой, комфорт. В залитом све­том зале ожидания имеется отличный буфет, в котором можно выпить чашечку кофе, получить холодные и горя­чие закуски, мороженое, прохладительные напитки.

На каком бы этаже вы ни находились, в какую службу

ни вошли —всюду море света, солнца, отовсюду видна привокзальная площадь. Кажется, вы находитесь не в по­мещении, а на городской улице, в окружении южной при­роды, на свежем воздухе.

Рядом с вокзалом сооружена крытая галерея, у кото­рой останавливаются автобусы, производится посадка пас­сажиров в машины. Зимой галерея укрывает от дождя, летом — от палящих лучей солнца. Для большего удоб­ства пассажиров здесь расставлены удобные скамейки.

Рядом, через дорогу, будет построено не менее кра­сивое здание агентства аэрофлота. Таким образом, при­вокзальная площадь станет транспортным центром города-курорта.

Автостанции имеются также в Адлере, Хосте, Лазарев­ском.

__________________________