В годы Великой Отечественной войны тысячи железнодорожников Южной магистрали сражались на фронтах. За мужество и отвагу, проявленные в боях с врагом, 26 тружеников дороги удостоены звания Героя Советского Союза, восемь человек стали полными кавалерами ордена Славы.

Герои Советского Союза

Е. М. Березовский — начальник Лозовской дистанции сигнализации и связи,

A. Ф. Васько — газосварщик ПТРЗ,

М. М. Геращенко — слесарь Харьковской дистанции гражданских сооружений,

П. А. Гнучий — начальник станции Светловодск,

B. Н. Денисов — рабочий вагонного депо Валуйки, И. М. Дзюба — слесарь Харьковского вагоноремонтного завода,

О. С. Жало — ревизор поездов Купянского отделения, М. А. Живолуп — рабочий паровозного депо Купянск, Ф. А. Логвин — слесарь локомотивного депо Основа, В. П. Мирошниченко — токарь Харьковского паровозоремонтного завода,

A. П. Ничепуренко — поездной вагонный мастер станции Купянск,

К. Ф. Ольшанский — машинист станции Приколотное, Н. В. Остапченко — рабочий станции Сахновщина,

B. В. Павлов — инженер-мостовик ЮЖД,

И. Т. Петченко — рабочий Изюмского паровозоремонтного завода,

А. Я. Печерица — оператор паровозного депо Купянск,

A. Л. Пшеничка — работник платформы Октябрьская,

B. П. Рыбкин — рабочий станции Лубны,

И. И. Сидоренко — токарь паровозного депо Купянск,

A. Ф. Толмачев — рабочий локомотивного депо Основа,

B. В. Трофимов — ученик Изюмского железнодорожного училища № 2,

И. П. Харченко — слесарь станции Новая Бавария,

В. П. Чижов — работник Кременчугского паровозного депо,

Н. Д. Шаповалов — машинист локомотивного депо Основа,

И. Т. Шевченко — рабочий восстановительного поезда станции Балаклея,

А. Р. Шемигон — слесарь паровозного депо Основа.

Полные кавалеры ордена Славы

В. Г. Бурцев — слесарь Ржавской дистанции пути,

Н. Н. Загорулько — дежурный по станции Купянск-Сортировочный,

Н. Е. Калиниченко — слесарь локомотивного депо Харьков-Сортировочный,

К. Г. Кучерявенко — помощник машиниста депо Старый Оскол,

Н. М. Лыфарь — весовщик станции Купянск-Сортиро-вочный,

В. М. Молодан — электросварщик вагонного депо Купянск,

В. К. Степанюк — машинист депо «Октябрь»,

М. Ф. Шатрюк — слесарь локомотивного депо Основа.

О большинстве Героев и полных кавалеров ордена Славы — тружениках Южной железной дороги — рассказывается в этой главе.

Березовский Ефим Матвеевич

Через месяц после окончания Великой Отечественной войны Ефим Матвеевич Березовский ехал в Москву на Парад Победы. За окнами вагона поезда мелькала израненная осколками, изрытая окопами и траншеями земля.

Вот и Курск. Невольно нахлынули воспоминания. В этих местах в мае 1943 года располагалась артиллерийская батарея, которой он командовал.

В начале июля артиллеристы оказались на рубеже, откуда немцы начали наступление. На батарею накатывалась лавина фашистских танков. Артиллеристы теряли людей, но борьбы не прекращали. Горстка отважных воинов продолжала сдерживать натиск вражеских бронированных машин. Батарея уничтожила 14 танков и 200 автоматчиков.

А потом были упорные бои за освобождение Украины. При форсировании Десны возникла необходимость поддержать артиллерийским огнем десантников, которые закрепились на правобережном плацдарме. Воины батареи Е. М. Березовского соорудили из подручных средств плоты, способные выдержать тяжесть орудий и обслуживающих их расчетов, и, переправившись через водную преграду, поддержали бойцов, захвативших плацдарм, огнем, дали возможность подтянуть сюда подразделения для успешного развития наступления.

В ночь на 27 сентября 1943 года в районе села Лютеж Вышгородского района Киевской области на правый берег Днепра высадился десант из 25 бойцов 842-го полка 240-й стрелковой дивизии. Нелегко пришлось десантникам. Утром наступившего дня они отразили несколько контратак гитлеровцев. И кто знает, чем бы закончились ожесточенные поединки, если бы не своевременная поддержка артиллерии.

...За час непрерывной стрельбы стволы орудий батареи Е. М. Березовского раскалились. Во время короткой передышки командир понял, что его орудия принесут намного больше пользы десантникам, когда окажутся на правом берегу, и обратился к командиру дивизиона с просьбой разрешить бросок через Днепр. Получив «добро», батарейцы, используя опыт форсирования Десны, построили плоты и как только стемнело, погрузили на них орудия, ящики со снарядами и отчалили от левого берега.

Переправились без потерь и своевременно: фашисты бросили в бой против закрепившихся на плацдарме воинов крупные силы пехоты, десятки танков. И тут неожиданно Для противника заговорили орудия старшего лейтенанта Е. М. Березовского.

У села Лютеж его артиллеристы участвовали в отражении 11 контратак, уничтожили 250 солдат и офицеров врага, два 75-миллиметровых орудия, сожгли три танка, подавили огнем три артиллерийских и четыре минометных батареи.

За образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 года командиру 2-й батареи 692-го артиллерийского полка 240-й стрелковой дивизии старшему лейтенанту Ефиму Матвеевичу Березовскому было присвоено звание Героя Советского Союза. Он награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Александра Невского, Красной Звезды, медалями.

Демобилизовавшись в 1946 году, Е. М. Березовский возвращается на транспорт, работает начальником Лозовской дистанции сигнализации и связи Южной железной дороги. В 1949 году оканчивает Ленинградский институт железнодорожного транспорта и с 1971 года становится заместителем управляющего Всесоюзным трестом Транс-сигналсвязь.

Е. М. Березовский — почетный гражданин города Лозовая Харьковской области.

Васько Александр Федорович

Биография Александра Федоровича Васько типична для целого поколения. Он родился в 1920 году в селе Васьки Полтавской области в семье крестьянина. Закончил среднюю школу. С 1939 года — газорезальщик Полтавского паровозоремонтного завода. Юноша мечтал посвятить свою жизнь авиации, поэтому после окончания рабочего дня спешил на занятия областного аэроклуба, где овладевал азами летного мастерства. А затем поступил в Чугуевское военное авиационное училище и окончил его в 1941 году.

Летчик-истребитель Александр Федорович Васько с первых дней Великой Отечественной войны смело вступает в схватку с самолетами противника. В трудные первые месяцы войны он приобретает опыт ведения воздуш-лого боя, в полную силу раскрывается его талант летчика. Александр Васько умеет мгновенно оценить сложнейшую ситуацию и найти ключ к победе над противником. Послушная его воле машина четко выполняла головокружительные маневры, которые не раз ставили в тупик гитлеровских асов. *

Александр Васько участвовал в оборонительных боях за Тулу и Москву, Брянск и Воронеж, воевал на Курской дуге, в небе Украины, Белоруссии и Прибалтики, атаковал врага в сражениях за Варшаву и Берлин.

С любой работой в небе отлично справлялся полтавчанин: летал на разведку и свободную «охоту», прикрывал наши бомбардировщики и штурмовал колонны противника. И смерти не раз смотрел в глаза: был ранен, горел, падал...

Генерал-майору авиации Герою Советского Союза И. А. Вишнякову молодой летчик запомнился таким: «Невысокого роста, жизнерадостный, непосредственный, энергичный. В кабину самолета он садился так быстро, словно ласточка в свое гнездо. Устроится и улыбается будто предстоит не боевой вылет, а безмятежная прогулка по Пятому океану. К делу относился вдумчиво, дрался с врагом решительно и расчетливо, проявляя инициативу».

В годы войны он совершил 487 боевых вылетов и в 105 воздушных боях уничтожил 20 самолетов противника.

За образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года Александру Федоровичу Васько было присвоено звание Героя Советского Союза. Он награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I и одним II степени, орденом Красной Звезды, медалями.

После войны Александр Федорович продолжал служить в авиации, участвовал в воздушных парадах над Москвой. В 1950 году ему присвоили звание военного летчика первого класса. В 1956 году окончил Военно-воздушную академию, служил на командных должностях. После Ухода в 1960 году в запас жил и работал в Полтаве.

Геращенко Михаил Моисеевич

После окончания начальной школы сын рабочего Михаил Моисеевич Геращенко работал на Полтавской колбасной фабрике, слесарем Водоканалтреста. Юношу привлекала военная служба, и он в 1940 году поступает в Миргородское военное училище. Командир взвода храбро воевал под Сталинградом, во время ожесточенных боев на Курской дуге. Высокое воинское мастерство, умение руководить боем в самых сложных ситуациях он проявил и при освобождении Украины.

21 сентября 1943 года войска Центрального фронта освободили Чернигов и вышли к Днепру. Одними из первых могучую реку вблизи села Сивки форсировали бойцы взвода лейтенанта М. М. Геращенко из 3-й стрелковой роты 1035-го стрелкового полка 280-й Краснознаменной стрелковой дивизии. Гитлеровцы любой ценой стремились уничтожить бойцов, захвативших плацдарм и укрепившихся на нем. Бой был ожесточенным. Вот как характеризовал ход событий командир полка в наградном листе на М. М. Геращенко: «Подпустив гитлеровцев на близкое расстояние, командир взвода приказал открыть ружейно-пулеметный огонь. Противник не выдержал и отступил, оставив на поле боя 30 солдат и офицеров. Контратака была отбита, взвод двинулся вперед, содействуя переправе на правый берег всего батальона».

К этому следует добавить, что Михаил Моисеевич был тогда ранен, но не покинул поле боя, продолжал руководить действиями подразделения.

Через несколько дней взвод вновь выдержал ожесточенную схватку с противником у села Ротичи Чернобыльского района Киевской области, уничтожив до роты гитлеровцев. И вновь отважный командир, который вел за собой бойцов, был ранен, но, истекая кровью, продолжал руководить боем до тех пор, пока враг не отступил. Ранение было настолько серьезным, что Михаилу Моисеевичу пришлось пролежать в госпитале восемь месяцев.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1943 года Михаилу Моисеевичу Геращенко за мужество и отвагу, проявленные при форсировании Днепра и в боях за расширение плацдарма на его правом берегу, было присвоено звание Героя Советского Союза. Он награжден орденом Ленина, медалями.

Выйдя из госпиталя, демобилизованный лейтенант пошел работать на транспорт. Много лет трудился он на станции Балашовка, В июне 1972 года М. М. Геращенко не стало.

Именем Героя названа улица в Полтаве.

Гнучий Пантелеймон Афанасьевич

Боевое крещение Пантелеймон Афанасьевич Гнучий получил в конце 1943 года у станции Апостолово во время разгрома окруженной никопольской группировки врага.

На рассвете к насыпи у входного семафора станции подошли 13 «тигров» с десантом. Противник стремился вырваться из окружения. Группа располагала одним противотанковым ружьем. Первым номером его расчета был молодой боец Пантелеймон Гнучий. После нескольких выстрелов бронебойщикам удалось подбить один танк, у другого — заклинило башню. Гитлеровцам не удалось прорвать кольцо окружения.

Пантелеймон Афанасьевич принимал участие в штурме безымянной высоты у молдавского села Раскайцы. Сейчас на высоком холме у Днестра стоит обелиск. На белокаменной колонне сияют одиннадцать золотых звезд. А вокруг памятника тянутся к солнцу ветви ореха и дуба. Из одиннадцати храбрецов в живых осталось шестеро. Среди них П. А. Гнучий.

В те весенние дни апреля 44-я гвардейская стрелковая Дивизия, прорвавшись к Днестру, получила задание форсировать реку и занять ее правый берег. Но продвижению мешала укрепленная высота. И тогда на ее штурм пошла группа солдат под командованием лейтенанта Васильева-Кытина.

Высоту взяли, но потом пришлось отбивать контратаки противника. Редели ряды наших бойцов, но фашисты не смогли заставить отступить ни на шаг оставшихся в живых. Более 36 часов удерживали храбрецы высоту, отразив 17 контратак гитлеровцев. За проявленный героизм всем одиннадцати воинам было присвоено звание Героя Советского Союза.

П. А. Гнучий участвовал в освобождении Румынии, Венгрии, Югославии, Австрии. В боях был контужен и ранен.

Демобилизовавшись, Пантелеймон Афанасьевич пошел трудиться на транспорт. После окончания Тбилисского института инженеров железнодорожного транспорта, работал начальником станции Светловодск Южной железной дороги.

Именем Героя названа пионерская дружина соедней школы села Раскайцы.

Денисов Вячеслав Николаевич

Письмо из далекого Архангельска взволновало жительницу Белгорода Елену Алексеевну Денисову. Вскрывая дрожащими руками конверт, пожилая женщина думала, от кого могла быть весточка: никогда она там не бывала и знакомых оттуда не имела. Первые строки письма объяснили все: оказалось, там живут и работают близкие ей люди. Писали моряки Северного пароходства из мест, где живет память о ее сыне, сообщали, что именем участника Великой Отечественной войны Героя Советского Союза Вячеслава Денисова названо большое красивое судно.

Строки «Мы знаем, что Ваш сын совершил во время Великой Отечественной войны подвиг и погиб в бою» вернули ее в те далекие годы, когда Вячеслав, для матери всегда Славик, прощаясь с ней перед отъездом на фронт, обещал скоро вернуться: «Вот только разобьем фашистов...» Судьба распорядилась иначе. Она вообще не была с ним особенно ласкова.

В годину военного лихолетья ее сын стал моряком. А ведь в детстве мечтал взлететь в небо, стать летчиком, как его старший брат — инструктор аэроклуба. Но не суждено было ему бороздить просторы воздушного океана: подвело зрение. Вячеслав поступил в Белгородскую железнодорожную школу ФЗУ и после ее окончания шестнадцатилетним юношей поступил на работу в Валуйское вагонное депо. А когда прозвучал призыв пополнить ряды Военно-Морского Флота, он по комсомольской путевке стал военным моряком.

Недолго служил Вячеслав Денисов на флоте. Но память о себе оставил долгую и добрую. Мичмана Денисова любили и уважали за мужество и жизнерадостность, готовность в трудную минуту поддержать и выручить товарища, за умение в самых трудных ситуациях находить выход из положения. За короткий срок мичману Денисову было присвоено звание старшего лейтенанта, или, выражаясь флотским языком, старлея. В этом звании он командовал бронекатером во время боев за Сталинград.

Когда на одном из участков фронта гитлеровцы прорвались к Волге, подразделениям, сдерживавшим натиск врага, срочно потребовались подкрепления, нужно было в помощь им высадить морской десант. Однако сделать это оказалось невозможным из-за ураганного огня фашистской артиллерии. Старлей Денисов получил приказ прикрыть катера десанта дымовой завесой и вместе с ними высадить на берег группу бойцов. Сам, оставаясь на виду у врага, под непрерывным огнем вражеских орудий, умело лавируя в зоне обстрела, сумел не только прикрыть густой дымовой завесой десантные катера, но и на своем бронекатере доставить группу бойцов на берег. Задание командования было выполнено.

После Сталинграда дивизион катеров, в котором воевал Вячеслав Денисов, был переброшен на Азовское море. В октябре 1943 года здесь шли упорные бои за изгнание из Крыма немецко-фашистских захватчиков. Нелегко "ыло воевать на Волге. А в море с его штормами и сильными ветрами и того сложнее.

Бронекатерники Вячеслава Денисова проявили мужество и умение во время Керченской операции, высадив на берег две группы десантников, подавив несколько огневых точек противника.

В тот день море, казалось, рассвирепело. А земля с нетерпением ждала подмоги. Вячеслав Денисов первым бросил вызов стихии, поспешив на помощь пехотинцам. Он чудом удерживал на плаву бронекатер, который разбушевавшаяся стихия швыряла, как щепку, и, причалив, наконец, к берегу, доставил бойцам боеприпасы, пополнил их ряды свежими силами. Его примеру последовали другие экипажи катеров дивизиона. По десять рейсов в сутки совершали отважные моряки бронекатера Вячеслава Денисова. Каждый выход в море был сопряжен со смертельным риском: с моря катера пытались блокировать баржи гитлеровцев, на воде их подстерегали плавучие мины, с воздуха на них обрушивали сотни тонн смертоносного груза фашистские бомбардировщики.

Когда катер Денисова возвращался с задания, на его боевом пути встала плавучая смерть...

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года командиру бронекатера 1-го гвардейского дивизиона бронекатеров Азовской военной флотилии старшему лейтенанту Денисову Вячеславу Николаевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

...Теплоход «Вячеслав Денисов» совершает международные рейсы, возит за границу лес, уголь, машины... В одной из его кают разместился музей, посвященный человеку, чье имя красуется на борту судна. Среди фотоснимков и материалов музея есть документы и письма, присланные по просьбе моряков матерью Героя.

Именем Вячеслава Денисова названа Белгородская дорожная школа, в которой он учился. А в Валуйском вагонном депо, где будущий Герой работал, учрежден переходящий вымпел его имени.

Дзюба Иван Михайлович

Пятнадцатилетним парнем пришел Иван Дзюба на Харьковский паровозоремонтный завод. В сборочном цехе овладевал профессией слесаря. Полдня у верстака, полдня — в школе фабрично-заводского ученичества. Учился мастерству у опытных инструкторов Федора Васильевича Мусатова и Николая Ивановича Бойко. Учился упорно, на совесть. И вскоре на заводской Доске почета появилась фамилия молодого слесаря.

Нелегко было работать и учиться. Но он находил время и для посещения осоавиахимовского кружка. Стрелял из винтовки, метал гранаты, учился ползать по-пластунски. А затем, откликаясь на призыв комсомола, пошел служить в авиацию. Перед войной окончил военное училище летчиков.

Уже в первом бою к бывшему железнодорожнику пришла удача. Он сбил в воздушном поединке немецкий самолет. Лейтенант Иван Михайлович Дзюба и в дальнейшем храбро сражался с гитлеровскими летчиками. Его первой боевой наградой стал орден Красного Знамени.

Эскадрилья, которой командовал И. М. Дзюба, вела тяжелые бои с противником, который рвался к столице нашей Родины. В небе Москвы в полную меру раскрылся его талант командира. 817 боейых вылетов совершила в августе 1941 —январе 1942 года его эскадрилья. В 104 воздушных боях летчики сбили 15 вражеских самолетов. Особенно «урожайным» для командира эскадрильи был сентябрь 1941 года. В этом месяце, вылетая по 6—7 раз в день, он сбил три вражеских самолета, из них два в один день. К февралю 1942 года Дзюба совершил 234 боевых вылета, в 13 воздушных боях сбил шесть и в группе два

самолета противника.

Приказ вылетать на штурмовку наземных войск гитлеровцев поднял в воздух эскадрилью майора Дзюбы. Время близилось к вечеру. Облачное небо, казалось, будет хорошим союзником: противнику труднее будет обнаружить ястребки. В действительности все обернулось иначе. На идущих к цели советских летчиков неожиданно «вывалилось» из облаков 12 быстроходных и маневренных «мес-сершмиттов». Майор Дзюба среагировал мгновенно. В шлемофонах прозвучало: «Атаковать противника». Показывая пример подчиненным, командир эскадрильи смело ринулся навстречу одному из них и, умело маневрируя, уклоняясь от его огня, прошил самолет противника очередью из пулемета. Горящий «мессершмитт» врезался в землю. Летчики эскадрильи сбили еще два самолета.

Работой краснозвездного ястреба И. М. Дзюбы не раз восхищались пехотинцы и артиллеристы под Старой Рус-сой, где он сбил «хейнкеля» и «юнкерса», и на других участках фронтов, где он мастерски сражался с врагом.

После неба Москвы была Украина, Крым, Сталинград, Астрахань, Баскунчак... Огненные дни и ночи над Волгой.

Иван Михайлович совершил 234 боевых вылета, провел 25 воздушных боев, в которых сбил 12 самолетов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР 21 июля 1942 года командиру эскадрильи 12-го истребительного авиационного полка майору И. М. Дзюбе было присвоено звание Героя Советского Союза. Он награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами

Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями.

В сентябре 1943 года И. М. Дзюбу перевели на летно-испытательную работу. Он удостоен звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР». С 1972 года — полковник в отставке.

После окончания войны Иван Михайлович посетил родной завод, встретился со старыми друзьями и своими наставниками. Внимательно осмотрел каждый цех, побывал там, откуда начинался его путь в жизнь.

Жало Семен Сергеевич

Крестьянский сын из села Осадьковка на Харьковщине Семен Жало окончил школу фабрично-заводского ученичества на станции Купянск-Узловой. Потом несколько лет работал слесарем-автоматчиком на станции Должан-ская и в вагонном депо Купянск-Сортировочный.

Военную службу он начал в 1938 году. На Дальнем Востоке попал в морскую пограничную охрану. С крестьянской терпеливостью и обстоятельностью овладевал новым делом. Но когда началась война, он понял, что его место там, на фронте, где развернулась грандиозная битва с ненавистным врагом. И Жало начал писать один за другим рапорты об отправке в действующую армию.

Наконец, его желание осуществилось. В 1943 году он — воин саперного взвода 43-го стрелкового полка 106-й стрелковой дивизии, которая в составе 65-й армии воевала на Центральном фронте. Рядовой Жало, обстоятельно овладевал новой для него специальностью сапера, безукоризненно и оперативно выполнял все задания, которые ставили перед ним командиры.

1943 год. Наши войска подошли к Днепру в районе поселка городского типа Лоев в Гомельской области. От гитлеровцев советских воинов отделяла широкая гладь реки. Ее предстояло форсировать. Перед группой разведчиков, в состав которой включили Семена Сергеевича Жало, была поставлена задача — переправиться на другой берег, захватить и расширить плацдарм, создать условия для переправы основных частей дивизии.

Темной ночью переправились через Днепр. В жаркой схватке с противником захватили небольшой клочок земли на правом берегу. Отбивая контратаки гитлеровцев, шаг за шагом расширяли плацдарм. Разведчики действовали решительно и смело. Выбивая врага из траншей, сержант Жало не забывал и об обязанностях сапера. Он минировал и уничтожил три штурмовых орудия, образовывал проходы в минном поле и по телефону передавал на левый берег данные о том, как лучше переправиться. Благодаря мужеству и отваге десантников полк, а затем и вся дивизия с наименьшими потерями переправилась через Днепр и погнали гитлеровцев дальше на запад.

Подвиг разведчика был по достоинству оценен.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 октября 1943 года С. С. Жало было присвоено звание Героя Советского Союза.

«Вы сражались храбро и мужественно, не щадя сил и жизни,— отмечалось в поздравлении, адресованном Семену Сергеевичу Военным советом 65-й армии. Родина высоко оценила Ваш самоотверженный подвиг, совершенный в исторической битве за Днепр. Будьте и впредь отважны, неудержимы и дерзки в бою, беззаветно преданы матери-Родине, народу...»

Семен Сергеевич Жало храбро сражался в боях за освобождение Украины, Белоруссии и Польши. В 1944 году его тяжело ранило. После долгого лечения в 1945 году фронтовика демобилизовали.

Старший лейтенант запаса С. С. Жало вернулся победителем в родные края. Почти 25 послевоенных лет он работал контролером-ревизором поездов на Купянском отделении Южной железной дороги. И в мирные годы, как и во время войны, его добросовестный труд не один раз был отмечен благодарностями руководства отделения и магистрали.

Живолуп Михаил Андреевич

Нелегким было начало жизненного пути Михаила Андреевича Живолупа. Родился он в 1909 году на хуторе Ковшаровка Купянского района. Рано лишился отца. Чтобы иметь возможность помогать семье, мальчик нанимался на сельскохозяйственные работы, был учеником сапожника. В 19 лет стал грузчиком на станции Купянск-

Узловой, где долгие годы работал кочегаром депо его отец. С 192? года Михаил Андреевич служил в Советской Армии.

Увлекшись авиацией, М. А. Живолуп поступает в Минскую Объединенную военную школу летчиков и оканчивает ее в 1933 году. А в 1935 году завершает учебу во 2-й военной школе летчиков в городе Борисоглебске. С тех пор вся его жизнь связана с военной авиацией.

С первых дней Великой Отечественной войны он принимает участие в боях.

22 июля 1941 года. Нашему командованию стало известно, что гитлеровцы сосредоточили на аэродроме в районе Городца около 100 самолетов для нанесения массированного воздушного удара по Ленинграду. Сорвать замысел врага поручили группе бомбардировщиков во главе с командиром эскадрильи М. А. Живолупом. Во время внезапного налета на вражеский аэродром советские летчики уничтожили 39 самолетов и склад горюче-смазочных материалов. Ошеломленные такими серьезными потерями гитлеровцы не бомбили в ту ночь город на Неве. Вот такой подарок преподнес ленинградцам да и самому себе в день рождения Михаил Андреевич, которому в этот день исполнилось 32 года. Его наградили тогда орденом Красного Знамени.

Бомбардировщики Живолупа наносили ощутимые удары по живой силе и технике фашистов под Сталинградом. Во время одного из налетов в районе Поляковки они вывели из строя 22 танка противника и взорвали склад горючего.

С марта 1943 года до конца войны подполковник М. А. Живолуп командует авиаполком, который участвует во многих боевых операциях на разных фронтах.

29 апреля в районе станицы Киевская его бомбардировщики сбили в тяжелом воздушном бою пять фашистских истребителей, а истребители сопровождения под командованием капитана А. И. Покрышкина уничтожили еще девять машин. Наблюдавший за этим боем командующий воздушной армией генерал-лейтенант К. А. Вершинин объявил по радио благодарность бомбардировщикам и истребителям сопровождения.

К сентябрю 1943 года М. А. Живолуп совершил 107 боевых вылетов, в ходе которых он бомбардировал важнейшие стратегические объекты противника, скопления живой силы и техники.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении заданий командования гвардии подполковнику Михаилу Андреевичу Живолупу 28 сентября 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Он награжден дву-* мя орденами Ленина, тремя — Красного Знамени, ордена-ми Суворова III степени, Отечественной войны II степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями.

126-й гвардейский бомбардировочный полк М. А. Живолупа отличился в боях под Новороссийском. Не зная устали, бомбили врага его летчики на Огненной дуге. Во время Курской битвы они совершали по 4—5 боевых вылетов в день. И здесь, и в ожесточенных боях под Смоленском, командир полка был впереди. Под Смоленском его самолет дважды сбивали, летчика контузило. Но каждый раз он

возвращался в строй.

Гвардейцы М. А. Живолупа разрушили мост через реку Березина, наведенные врагом для отступления переправы, что позволило нашим наземным частям уничтожить вражеские подразделения. Умело действовали летчики и при штурме Кенигсберга, открыв путь нашим пехотинцам для наступления. В порту Либава (Лиепая) бомбардировщики М. А. Живолупа уничтожили два крупных корабля с живой силой и техникой.

После войны Михаил Андреевич командует полком, затем дивизией. В 1952 году он оканчивает Военную академию Генерального штаба. С 1960 года — генерал-майор авиации запаса, а затем в отставке. Живет в Санкт-Петербурге.

Логвин Филипп Андреевич

Семнадцатилетним пареньком, окончив Белопольскую Школу фабрично-заводского обучения, Филипп Андреевич Логвин вошел в семью железнодорожников Южной. Работал слесарем в Харьковском паровозоремонтном депо им. Кирова. Через месяц после начала Великой Отечественной войны его призвали в армию и направили в Ле-пельское минометно-артиллерийское училище. Недолгим ®Ь1л срок обучения. В 1942 году состоялся ускоренный выпуск. Молодых офицеров отправили на фронт. Ф. А. Лог-

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 февраля 1944 года за умелое руководство подразделениями К проявленное при этом мужество и героизм Филиппу Андреевичу Логвину было присвоено звание Героя Советского Союза. Он награжден орденом Ленина, Богдана Хмельницкого III степени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды.

Ф. А. Логвин принимал участие в боях за освобождение Польши и Чехословакии. После войны продолжал службу в армии. В 1972 году полковник Ф. А. Логвин ушел в запас. Живет в Луганске.

На родине Ф. А. Логвина в городе Белополье Сумской области в честь Героя установлена мемориальная доска.

Мирошниченко Виктор Петрович

Виктор Петрович Мирошниченко родился на станции Ланная Карловского района Полтавской области в семье рабочего. Идя по стопам отца, после окончания школы фабрично-заводского ученичества трудился на Харьковском паровозоремонтном заводе. С 1938 года служил в Красной Армии на Западной границе. Здесь он встретил войну.

Осень 1941 года. Враг рвался к Москве. Бои разворачивались на дальних подступах к столице. В эти тревожные дни 76-й отдельный строительно-путевой железнодорожный батальон капитана Куца действует на участке между Рославлем и железнодорожной станцией Фаянсовая (ныне в черте города Киров Брянской области). Минеры сержанта Виктора Петровича Мирошниченко получают задание — подготовить к взрыву и при необходимости взорвать железнодорожный мост через реку Снопоть после того, как по нему пройдут последние наши отступающие части. Окончательные указания на этот счет будут даны после готовности к началу операции по телефону.

Опытные саперы без промедления приступили к делу. Дрезиной в вечерние сумерки незаметно для врага подвезли к мосту взрывчатку, инструменты и снаряжение, необходимые для выполнения задания. Мост к моменту прибытия саперов был уже непригоден для движения поездов, его приспособили как пешую переправу. Для этого поверх рельсов положили настил. Пропустив наши отступающие части и поток беженцев, минеры на рассвете приступили к минированию.

Фашисты хотели использовать мост для быстрой переброски своих войск, поэтому они стремились уничтожить группу минеров. Налетевшие «мессершмитты» пулеметными очередями «прошивали» мост. Но работы на нем не прекращались. Более того, огнем из станкового пулемета водителю дрезины В. Гузию и пулеметчику Я. Поповичу удалось сбить один «мессершмитт». А тут подоспели наши «ястребки». Над группой, которая готовила мост ко взрыву, начался воздушный бой...

Фашистским летчикам удалось вывести из строя нескольких минеров. Но подготовку к взрыву, которую вели и раненые бойцы, завершить удалось. Когда все было готово, запросили по телефону командира батальона — можно ли взрывать? Ответ был таков: когда пройдут последние солдаты части (он назвал фамилию ее командира), тогда и взрывать.

Утром после того, как мост покинули наши отступавшие солдаты, неожиданно на подрывников обрушила огонь артиллерия гитлеровцев. Один за другим падали сраженные осколками снарядов саперы.

Раненый Мирошниченко подполз к подрывной машинке, повернул ее ключ. Томительные секунды ожидания сменились тревогой: взрыва не последовало. Собрав последние силы, падая и поднимаясь, Виктор Петрович побежал к мосту. Он поджег шнур и упал на дно траншеи. Но что это? Взрыва опять не последовало. На виду у гитлеровцев, которые под прикрытием танков были уже в считанных метрах от моста, он, вторично раненный, подползает к зарядам и с помощью зажигательной трубки поджигает короткий бикфордов шнур.

Взрыв огромной силы взметнул ввысь обломки моста вместе с танками противника. Так ценой собственной жизни сержант Виктор Петрович Мирошниченко взорвал мост. Продвижение фашистских войск на этом участке было задержано, что дало возможность нашим частям перегруппировать свои силы для отпора врагу.

Его похоронили на железнодорожной станции Снопоть Рогнединского района Брянской области.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1942 года сержанту Виктору Петровичу Мирошниченко присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Память о Герое живет. Его имя навечно зачислено в списки Н-ского железнодорожного батальона.

Мирошниченко — так назван разъезд на участке Тын-да — Ургал Байкало-Амурской дороги.

Имя Героя носят одна из улиц Мерефы — города юности Виктора Петровича, местная средняя школа № 5, где он учился, мощный локомотив, построенный на заводе транспортного машиностроения им. Малышева из собранного учениками школы металлолома.

Ничепуренко Алексей Петрович

Войну Алексей Петрович Ничепуренко встретил зрелым человеком. У него за плечами было около 10 лет работы поездным вагонным мастером на станции Купянск-Узловой. Мастеровой умелец, из тех, которые по звуку, по одному взгляду могут поставить правильный диагноз и быстро отремонтировать поврежденный вагон. Он много читал и сам писал далекие от совершенства, но идущие из глубины души стихи, которые с одобрением слушали товарищи. И еще. Он был очень аккуратен. В отличие от некоторых коллег, которые после работы могли пройтись в замасленной сорочке, Алексей Петрович всегда появлялся на людях в свежевыглаженной рубашке, блестящих глянцем сапогах и неизменной кепке.

Хороший добросовестный работник и чуткий, отзывчивый на чужую беду товарищ,— таким он запомнился тем, кто рядом с ним работал, с кем общался. Когда началась Великая Отечественная война, Алексей Петрович сразу же пошел в военкомат с просьбой направить его на фронт. Ему вежливо, но твердо отказали, объяснив важность работы па железнодорожном транспорте в условиях военного лихолетья. Дисциплинированный человек, он подчинился. Десяткам, сотням разбитых, искалеченных в прифронтовой полосе вагонов он возвращал способность перевозить людей и грузы. Бывало, казалось, безнадежные вагоны «вылечивал»

Нужное дело делал в тылу вагонный мастер, а душа его была там, где рвались снаряды и свистели пули, где шла война. В конце концов он добился отправки на фронт. Его зачислили солдатом 433-го стрелкового полка 64-й стрелковой дивизии. Те же качества, которые характеризовали его в мирное время, снискали ему уважение товарищей по оружию, с которыми ему пришлось делить невзгоды фронтовых будней.

С тяжелыми боями продвигалась дивизия, освобождая от фашистской нечисти белорусскую землю. Подошли к Неману. Река приостановила наступление. Укрепившись на ее западном берегу, фашисты почувствовали себя уверенно. Предстояло решительным ударом выбить их оттуда.

Для переправы на вражеский берег и захвата там плацдарма, выделили группу смельчаков, в которую вошел Алексей Ничепуренко. В канун выполнения этой боевой задачи в стихотворном письме домой он воспевал реку Неман, ту самую реку, на берегу которой его сразит вражеская пуля.

Семь воинов батальона в районе Лунны под сильным огнем врага на подручных средствах первыми переправились на западный берег реки и там закрепились. В течение суток они отразили 12 яростных контратак гитлеровцев и не отошли с занимаемых позиций. Приковав к себе противника на этом участке, они помогли тем самым основным силам 433-го стрелкового полка совершить обходной маневр, форсировать реку в другом месте, зайти в тыл врага и атаковать его. Боевая задача была выполнена.

Каждый боец семерки действовал инициативно и смело. В этом поединке Ничепуренко уничтожил 9 гитлеровцев и пал, сраженный вражеской пулей.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года Алексею Петровичу Ничепуренко посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ольшанский Константин Федорович

Родился Константин Федорович Ольшанский в 1915 году в селе Приколотное Великобурлуцкого района Харьковской области в семье рабочего. Окончил семилетку-

После завершения учебы в железнодорожной школе работал кочегаром, а затем помощником машиниста паровоза в Курске. В 1936 году призван в армию. Служил в морской пехоте. Вот почти и вся довоенная биография человека, которому суждено было войти Героем в историю

Великой Отечественной войны.

Окончив курсы младших лейтенантов, он участвовал в обороне Севастополя. А затем командование сочло нужным направить его в электромеханическую школу Черноморского флота готовить молодых специалистов. Но он рвался на фронт. И в начале 1943 года его назначают в 384-й отдельный батальон морской пехоты. В первых же боях за Таганрог начальник штаба батальона лейтенант К. Ф. Ольшанский проявил и смелость, и инициативу. Учитывая это, в боях за Мариуполь ему доверили самостоятельно командовать отрядом.

Десантники высадились в тылу врага. Советское Информбюро сообщало: «Десантная группа моряков под командованием лейтенанта Ольшанского ночью высадилась на берегу Азовского моря и оседлала дорогу, по которой отступали немецкие войска. Наши бойцы внезапно напали на колонну противника и уничтожили 600 вражеских солдат и офицеров». Наградой отважному командиру был орден Александра Невского.

Весной 1944 года нашим войскам предстояло выбить врага из города Николаева. Задача эта была очень сложной. С флангов оборона города облегчалась тем, что на пути наших частей были реки Южный Буг и Ингул. К расположенному на полуострове Николаеву наступавшие могли подойти только по узкой полоске перешейка с минными полями, дотами и другими инженерными сооружениями. Чтобы заставить врага оттянуть с перешейка часть сил, наше командование решило высадить десант в самом городе.

Отряду десантников, который возглавил К. Ф. Ольшанский, предстояло пройти на лодках 15 километров вдоль тщательно охраняемого противником берега Южного Буга, высадиться в Николаевском порту и нанести с тыла удар по вражеской обороне.

В ночь на 26 марта 1944 года отряд двинулся в путь, благополучно высадившись в условленном месте, десантники заняли оборону в здании конторы, в нескольких хозяйственных постройках порта и на элеваторе. Каждый понимал: это только начало операции, впереди предстоят тяжелые бои, чтобы удержать порт до подхода основных сил, не дать врагу уничтожить перед отступлением причалы и подъездные пути, превратить порт в груду развалин.

Обнаружив утром «партизан» в порту, гитлеровцы попробовали уничтожить их силами около 100 солдат. Не вышло. Потерпев неудачу в двух атаках, они бросили на десантников пехотный полк, сняв его с передовых позиций. При поддержке минометного огня и танков гитлеровцы усилили натиск на десантников. Рушились каменные здания, горели деревянные постройки. Один за другим выходили из строя люди. Но никто из раненых, могущих держать в руках оружие, не покидал позиций.

За двое суток неравного боя десантники отбили 18 атак и уничтожили около 700 солдат и офицеров врага. Во время одной из коротких передышек командир отряда зачитал оставшимся в живых текст составленной им клятвы: «В минуту смертельной опасности, перед лицом Родины даем обещание драться до последней капли крови. Решили всем оставить по одной гранате. Живыми в плен не сдаваться». Этот текст передали по радио в штаб батальона.

Они сдержали свою клятву, выстояли в неравной схватке с врагом. В живых осталось только 12 из 68 десантников. Отбивая одну из атак, погиб 27 марта К. Ф. Ольшанский.

Десантники помогли нашим войскам с наименьшими потерями освободить город Николаев.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945 года всем участникам десанта было присвоено звание Героя Советского Союза.

Константин Федорович и его боевые товарищи похоронены в братской могиле в центре Николаева. В их честь воздвигнут памятник, названа одна из улиц города. Имя К. Ф. Ольшанского носят Николаевская мореходная школа Черноморского пароходства, рыболовецкое судно. Командир отряда десантников навечно зачислен в списки Н-ской воинской части. Его бюсты установлены на территории морского порта в Николаеве и в поселке Прикол отное.

Павлов Владимир Владимирович

Владимир Владимирович Павлов родился 26 ноября 1921 года в Москве в семье служащего. После окончания средней школы он поступил в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта.

В 1939 году его призвали в Советскую Армию. С первых же дней Великой Отечественной войны Павлов на фронте. Случилось так, что во время жестоких кровопролитных боев с превосходящими силами противника Владимир Павлов, как и многие его товарищи, попал в окружение. Но оружия не сложил. Стремление отстоять родную землю привело его в партизанский отряд, действовавший на территории Брянской области. Вскоре он становится подрывником в партизанском соединении, которым командовал

A. Ф. Федоров. В июле 1942 года Павлов возглавляет диверсионно-подрывной взвод, а позже — группу подрывников.

Опасная это была работа. Партизаны-подрывники вместе со своим командиром пробирались к сильно охраняемым объектам — железнодорожному полотну и мостам, часами ждали в засаде удобного момента, чтобы заложить мину. Порой самим приходилось изготавливать хитроумные взрывные приспособления. Случалось подрывникам вступать в перестрелку с охраной.

Владимир Владимирович делил с товарищами тяготы рейдов в северные районы Житомирщины, Волынской области.

Только за июль—август 1943 года группа партизан-подрывников, которая действовала под его началом, пустила под откос 38 эшелонов врага с боевой техникой и живой силой. Владимир Владимирович был примером для подчиненных: на его личном счету 13 взорванных эшелонов противника.

За мужество и отвагу, проявленные в борьбе с врагом,

B. В. Павлову ■ Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза. Он награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.

После окончания войны В. В. Павлов энергично берется за восстановление железнодорожного хозяйства, работая инженером-мостовиком на Южной магистрали. Одновременно повышает свои профессиональные знания. 3 1949 году он оканчивает Московский институт железнодорожного транспорта, продолжая работать по специальности. С 1956 года на журналистской работе.

8 мая 1975 года Владимир Владимирович Павлов скончался. Все, кому довелось вместе с ним воевать, работать и просто общаться, сохранили добрую память об этом интеллигентном человеке и добросовестном работнике.

Петченко Иосиф Тихонович

Иосиф Тихонович Петченко дважды надевал красноармейскую форму. Впервые — в 1920 году. Четыре года проходил он действительную службу в железнодорожном полку в Киеве. Второй раз — во время Великой Отечественной войны.

Не сразу ему удалось попасть на фронт. На его неоднократные просьбы ответ был один: «Вы нужны здесь. Железная дорога тоже важный трудовой фронт». И все же он добился своего. В 1943 году вновь, после двадцатилетнего перерыва надел военную форму рядового Советской Армии.

Его продолговатое лицо с умными и добрыми глазами, широкие брови и густые закрученные вверх усы с первого взгляда располагали к нему всех, кто с ним общался. Начав свой трудовой путь еще в дореволюционный период — он родился в 1901 году — Петченко был чернорабочим, кочегаром, рабочим Изюмского паровозоремонтного завода, восстановительного поезда в Балаклее.

Исключительно трудолюбивый, привыкший любую работу выполнять на совесть, Иосиф Тихонович быстро овладел новым для него делом, стал одним из лучших наводчиков миномета в 992-м стрелковом полку 30-й стрелковой дивизии, которая сражалась с фашистами на Прибалтийском фронте. Мины, выпущенные из его Миномета, били точно в цель, не раз вынуждали гитлеровцев с большими потерями покидать занятые позиции. Искусно действовал Петченко и при прорыве обороны противника северо-западнее Витебска и форсировании дверной Двины. Смастерив наспех плот, он одним из ная рота 48-й стрелковой дивизии, разведвзводом которой командовал гвардии старшина А. Л. Пшеничка. Шли упорные бои за каждый населенный пункт. Противник упорно сопротивлялся, хорошо ориентируясь на знакомой местности. В этих условиях особое значение приобретала разведка боем. В задачу разведчиков взвода А. Л. Пшенички входило обнаружение основных сил врага, его огневых точек, путей подхода к дотам и дзотам. В значительной степени этому способствовал захват «языков». Во время одного из боев разведчики взяли в плен офицера и 26 солдат. Сообщенные ими сведения оказались очень полезными для успешного продвижения дивизии.

Трудным для командира разведвзвода и его бойцов оказался день 16 февраля.

48-я гвардейская стрелковая дивизия, находясь в составе 3-го Белорусского фронта, сражалась с гитлеровцами в районе Кенигсберга. Стремясь уйти от поражения, фашисты предприняли попытку нанести нашим частям удар с тыла. В районе поселка Бомбей (ныне поселок Корнево Багратионовского района Калининградской области) гитлеровцы атаковали позиции, занятые 47-й отдельной разведывательной ротой.

Отбив первую атаку гитлеровцев, разведчики собирались передохнуть, отправить раненых в медсанбат, но не тут-то было. За первой последовала вторая, третья атаки... Четыре раза бросались вперед фашисты, но каждый раз, встреченные метким огнем, вынуждены были с большими потерями откатываться назад.

Руководя боем, командир разведвзвода решил: настал благоприятный момент, чтобы внезапным броском, ошеломив противника, заставить его отступить. Алексей Леонтьевич поднял бойцов в атаку, и они с возгласами «Ура!» ринулись на не ожидавшего такого поворота событий врага. Гитлеровцы отступили. В этом бою мужественный воин погиб смертью храбрых, отстояв с товарищами завоеванный рубеж.

Алексей Леонтьевич оставил по себе долгую и добрую память у солдат и офицеров, с которыми делил тяготы войны, у земляков из поселка Высокий, на железнодорожной станции Октябрьская, где он трудился. Именем отважного командира разведвзвода в поселке названа восьмилетняя школа, в которой создан музей Героя.

Рыбкин Андрей Петрович

Так уж сложилась судьба паренька, что с детского возраста его жизнь была связана с железной дорогой Он родился в 1920 году на хуторе Солоница Лубенского района Полтавской области в семье железнодорожника. Учился в Тернащинской средней школе. Работал на железнодорожной станции в Лубнах. В 1938 году был призван на службу в Красную Армию. Окончил военное училище.

Андрей Рыбкин воевал на Юго-Западном, Северо-Кавказском, Степном и 1-м Белорусском фронтах. Был четыре раза ранен.

На 1 -м Белорусском фронте он командовал батальоном 286-го стрелкового полка 94-й гвардейской Звенигородской ордена Суворова стрелковой дивизии 5-й ударной армии.

Январь 1945 года. Наши войска вышли к западному берегу Вислы. Перед полком, в составе которого действовал батальон гвардии капитана А. П. Рыбкина, была поставлена задача нанести первый удар, и прорвав оборону противника, форсировать реку Пилица, обеспечить введение в прорыв крупной танковой группировки.

Основные события развернулись 14—16 января. После мощной артподготовки в атаку пошла пехота. Батальон А. П. Рыбкина, выполняя боевую задачу, выбил противника из первой линии траншей и тем самым открыл путь основным силам дивизии и танковой бригаде. Ринувшись в прорыв, танки с ходу преодолели реку по переправе, оставленной застигнутым врасплох врагом.

Тем временем батальон А. П. Рыбкина удерживал плацдарм на левом берегу реки Пилицы в районе польского города Варка. В тяжелых боях воины подразделения уничтожили около 300 фашистских солдат и офицеров, захватили 16 орудий и 6 минометов. Раненый комбат не покинул поля боя, умело управлял действиями подразделений.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1945 года командиру батальона гвардии капитану Андрею Петровичу Рыбкину было присвоено звание Героя Советского Союза. Он награжден также орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени, медалями.

После войны А. П. Рыбкин продолжал службу в армии, окончил военную академию. В 1954 году в звании подполковника он ушел в отставку. Жил и работал в Киеве. 21 ноября 1987 года А. П. Рыбкин умер.

Сидоренко Иван Ильич

Иван Ильич Сидоренко родился в 1907 году в Купян-ске. Получив начальное образование, он начал свой трудовой путь токарем в Купянских механических мастерских, на базе которых выросло железнодорожное депо, зарекомендовал себя здесь исполнительным, добросовестным работником. Эти черты характера помогли ему стать умелым воином, который в трудный для Родины час мужественно сражался с врагом.

В действующей армии И. И. Сидоренко с ноября 1941 года. Свой подвиг командир отделения 248-го стрелкового полка 31-й стрелковой дивизии младший сержант совершил в конце сентября 1943 года, освобождая от гитлеровцев родную украинскую землю.

В сентябре полк, в котором служил Иван Ильич Сидоренко, подошел к Днепру. Солдаты черпали котелками и пили, утоляя жажду, чистую днепровскую воду. Понимали: нелегко будет форсировать могучую реку, которая разлилась здесь, пожалуй, на километр в ширину. Готовясь к этому, приводили в порядок старые рыбацкие лодки, мастерили из обломков бревен и досок самодельные плоты. И вот пробил час, когда Иван Ильич Сидоренко с группой солдат получил приказ переправиться на берег, занятый гитлеровцами. Надо было, скрытно высадившись, наблюдать за действиями противника, передавать по телефону командованию данные о расположении его частей, их возможной перегруппировке и огневых точках. А затем предстояло по сигналу с левого берега первым атаковать врага, занять его траншеи и удерживать плацдарм до подхода основных сил.

Переправились на лодке ночью 25 сентября 1943 года У села Сошиновка Верхнеднепровского района Днепропетровской области. Облачное небо было хорошим прикрытием. Правда, сжимались тревогой сердца, когда то тут, то там вспыхивали выпускаемые время от времени осветительные ракеты, да вспарывали воду снаряды. ОскоЛок одного из них пробил лодку, когда она находилась уже на середине реки. Как могли, залатали пробоину и поплыли дальше. Зашуршавший под днищем песок заставил вздрогнуть. Но все было тихо: гитлеровцы не заметили высадки советских бойцов.

В соответствии с полученным заданием сообщили на левый берег, что предпринимает противник. А чуть забрезжил рассвет 27 сентября атаковали позиции врага. В считанные минуты было очищено около трехсот метров траншей, взяты трофеи — два миномета и два пулемета, брошенных спешно отступавшим противником. Но, придя в себя, гитлеровцы пошли в контратаку. Первая, вторая, третья, четвертая. Целый град мин и снарядов обрушился на горстку десантников. После пятой контратаки в строю советских бойцов осталось всего шестеро. Восемь контратак выдержала группа Ивана Ильича Сидоренко. И когда гитлеровцы в девятый раз бросились на штурм и, казалось, силы иссякают, на помощь мужественным воинам пришла подмога. Враг был отброшен.

А затем 25 октября 1943 года был бой на подступах к поселку Кринички, где Иван Ильич первым прорвался во вражескую траншею и уничтожил до десятка гитлеровцев, очистил вместе с группой бойцов позиции, занятые фашистами. Раненый, он не оставил поля боя, воодушевляя личным примером солдат полка.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года командиру отделения 248-го стрелкового полка младшему сержанту Ивану Ильичу Сидоренко за мужество и отвагу, проявленные при форсировании Днепра и удержании плацдарма на его правом берегу, было присвоено звание Героя Советского Союза.

«После освобождения Кринички,— вспоминал Иван Ильич,— мне было приказано наступать на соседнее село. Я должен был заменить командира роты. В этом населенном пункте фашисты располагались выше нас, примерно на 45° под углом. Они имели выгодное положение.

Настал час наступления. Нам нужно было пройти метров 400—500 по лугу, а потом 300—400 метров на подъем к селу. Бои были жестокие. Фашисты несли потери, но и наши силы таяли. Я расставил бойцов так, что мы окружили

Шел январь 1944 года. Войска 2-го Прибалтийского фронта, в составе которых воевал полк, где служил Владимир Трофимов, изгоняли фашистов с территории Псковщины. 19 января развернулись бои за деревню Батово Новосокольнического района. Перед стрелковой ротой старшего лейтенанта Духанина была поставлена задача овладеть высотой 250,9, которая господствовала на местности, закрывая путь к Батово. Подходы к высоте были заминированы и ограждены колючей проволокой. К тому же фашисты простреливали окружающую местность из выставленных в каменных строениях пулеметов.

Бой за высоту начался на рассвете, после артиллерийской подготовки. Как только умолкли орудия, стрелок Владимир Трофимов вместе с товарищами бросился в атаку. Первым ворвавшись в траншею врага он уничтожил 11 фашистов, трое с возгласами «Гитлер капут» сдались в плен. Путь на Батово был открыт. В схватке с врагом Владимир Трофимов был ранен, но поля боя не оставил. Опомнившиеся фашисты под прикрытием танков перешли в контратаку.

Гитлеровцы подошли к траншее, которую занимали наши воины, на расстояние броска гранаты. Некоторое время Трофимов и его товарищи отбивались от фашистов трофейными гранатами. А когда запас их кончился, Владимир ловил брошенные в него гранаты и отправлял их обратно. В пылу боя он успел увидеть, как здоровенный немец метнул гранату в командира роты. Не раздумывая, Трофимов бросился на перехват и прикрыл старшего лейтенанта Духанина грудью. Осколок гранаты пробил комсомольский билет № 16216607, выданный ему в марте 1941 года Изюмским райкомом комсомола.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июля 1944 года рядовой 1255-го стрелкового полка 379-й стрелковой дивизии Владимир Васильевич Трофимов был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно. Его похоронили с воинскими почестями в деревне Маево Новосокольнического района Псковской области.

Земляки чтут память Героя. В Изюме его именем названы улица и профессионально-техническое училище № 24, созданное на базе того училища, где Владимир Трофимов овладел азами искусства рабочего человека. В музее училища один из стендов рассказывает о боевом пути Героя.

гвардии старший сержант Иван Петрович Харченко переправился через Одер в районе населенного пункта Эйзе-нау. Идти было трудно в холодной воде, скованной у берегов ледком. Отважный воин разведал и уточнил расположение огневых точек противника, нашел брод, по которому можно было перейти реку, и, возвратившись обратно, доложил об этом командованию.

По разведанному броду Иван Петрович провел передовой отряд дивизии на левый берег Одера. Здесь завязался бой с оборонявшимися, которые, судя по всему, не ожидали такого поворота событий. Неожиданностью для них явилось и быстрое уничтожение их огневых точек. Однако собрав остатки сил, фашисты контратаковали передовой отряд дивизии, стремясь отвоевать утраченные позиции. Участвуя в отражении натиска врага, И. П. Харченко уничтожил до 40 солдат и офицеров. И как нередко бывало в таких случаях, наши бойцы, отбив контратаку, правильно оценив обстановку, сами рванулись вперед. Победа в трудном бою была обеспечена. Но Иван Петрович был тяжело, и, как оказалось вскоре, смертельно ранен. 27 января 1945 года, несмотря на все попытки врачей спасти ему жизнь, он скончался. Его похоронили, воздав воинские почести, у населенного пункта Эльгут-Турава.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года гвардии старшему сержанту Ивану Петровичу Харченко присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Грамота о присвоении этого звания была передана на хранение его жене Марии Моисеевне Харченко.

Чижов Василий Пахомович

Василий Пахомович Чижов, сын крестьянина, родился 15 января 1922 года в селе Артын, ныне Муромцевского Района Омской области. Получив среднее образование, Работал заведующим начальной школой.

С августа 1941 года В. П. Чижов служит в Советской Армии. В 1942 году он окончил курсы младших лейтенантов. С февраля 1943 года — в действующей армии. Командир телефонно-кабельного взвода отдельной роты

В начале декабря 1944 года советские войска сосредоточились для нанесения решительного удара по противнику на восточном берегу Дуная. Чтобы повысить эффективность артиллерийского огня, было решено отправить на противоположный берег группу разведчиков-корректи-ровщиков. Выбор пал на старшего лейтенанта Смолякова, сержанта Федорова* и радиста Шаповалова.

В ночь на 5 декабря 1944 года у города Эрчи трое смельчаков двинулись в путь. По замыслу командования пулеметные очереди должны были заглушить треск моторной лодки, на которой отправились наши воины. Но на этот раз хитрость не удалась. Осветительные ракеты обнаружили моторку, и по ней был открыт огонь из всех видов оружия. Поняв, что таким образом не переправиться, разведчики прибегли к обманному маневру. Они причалили к пустынному островку и пустили к берегу, занятому гитлеровцами, пустую лодку. Расстреляв ее, фашисты успокоились. А в это время, выбрав момент затишья, разведчики на брошенном кем-то утлом челне с веслами достигли противоположного берега и приступили к выполнению задания. Николай Дмитриевич Шаповалов быстро установил связь с полком. Передаваемые данные позволили артиллеристам наносить точные удары по скоплению живой силы врага, его огневым точкам. Это помогло нашему командованию с минимальными потерями переправить на вражеский берег стрелковый батальон. Двое суток продолжался здесь напряженный поединок, в котором самое активное участие принимали корректировщики огня.

А потом Николай Дмитриевич принимал участие в штурме Будапешта. Здесь его и догнала радостная весть о том, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за мужество и героизм, проявленные при форсировании Дуная, присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны сибиряк Н. Д. Шаповалов прочно осел на украинской земле. Демобилизовавшись, он более четверти века работал на станции Основа — кочегаром, помощником машиниста, машинистом тепловоза. Работал, как и воевал, на совесть. Неоднократно поощрялся руководством станции и Управления ЮЖД, его наградили знаком «Почетный железнодорожник».

В начале Ясско-Кишиневской операции 20 августа 1944 года полку было приказано овладеть очень важной высотой. На ее вершине немцы соорудили дзот, который огнем из крупнокалиберного пулемета задерживал продвижение наших подразделений.

После артиллерийской подготовки батальоны поднялись в атаку, и в это время ожил немецкий дзот, кося и прижимая к земле наших воинов. Батальоны залегли... Огнем из дзота немцы разрушали попытки вновь организовать атаку. Полк продолжал нести потери, отдалялись сроки взятия высоты.

Было приказано выделить штурмовую группу из добровольцев и уничтожить дзот. Так и сделали.

Наблюдая за действиями группы, командиры видели, что она несет потери. Атака захлебнулась, когда расстояние до огневой точки не превышало 25—30 метров. Такая же неудача постигла и вновь организованную группу добровольцев. Не помогло и выдвинутое на прямую наводку 76-мм орудие.

Над полем боя витала смерть.

И тут командир роты А. Р. Шемигон по связи говорит: «Разрешите мне вести штурмовую группу».

— Смотри, тебе на месте виднее,— ответил ему комбат.

Из КП батальона было видно, как теряя бойцов, группа приближалась к дзоту. Вот осталось 20 метров, 15,10. Кто-то еще пытается ползти. Один из них бросил гранату. Потом встал во весь рост и... рывком на амбразуру, на пулемет!.. Случившееся потрясло всех. Бойцы ринулись в яростную атаку. Полк высоту взял, пленил немецкого командира полка, было много захвачено оружия и других трофеев. В этот день часть продвинулась вперед на 15 километров. Так ценой своей жизни славный воин обеспечил победу.

С амбразуры дзота бойцы сняли изрешеченное пулями тело героя. Им оказался командир роты лейтенант А. Р. Шемигон. Солдаты бережно положили его на плащ-палатку и обнажили головы. Там же был и похоронен Алексей Родионович Шемигон. Могила его находится в 100—150 метрах северо-восточнее высоты.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года Алексею Родионовичу Шемигону присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

К концу этого дня гитлеровцы засекли орудие Бурцева и открыли по нему огонь. К счастью, потерь не было, а огневая позиция была разрушена. Тогда у артиллеристов созрел план. Тёмной ночью старшина Бурцев с командиром батареи и двумя солдатами незаметно пробрались к вражеской батарее и забросали ее гранатами, уничтожив весь расчет. Сразу же развернули немецкие пушки и

открыли огонь.

Довелось Владимиру Григорьевичу воевать на территории фашистской Германии. Последний бой он вел на берегу Эльбы. Здесь и застало его победоносное завершение Великой Отечественной. Памятными событиями в его жизни стало участие в составе сводного полка Белорусского фронта на Параде Победы в Москве.

Демобилизовавшись, Бурцев приехал в Ржаву и прежде всего пришел на родную дистанцию пути, где он учился слесарному мастерству. А через несколько дней, отказавшись от отпуска, вышел на работу. Более сорока лет до ухода на заслуженный отдых кавалер ордена Славы трех степеней Владимир Григорьевич Бурцев трудился на Ржавской дистанции пути.

Загорулько Николай Никифорович

Был март сорок третьего года.

Занимая оборонительные рубежи в районе Писаревка—Старый Оскол, дивизия пополняла свои подразделения молодежью Купянского района. Восемнадцатилетний Коля Загорулько был зачислен в минометную роту 175-го гвардейского стрелкового полка. Вскоре его определили наводчиком 82-миллиметрового миномета.

В начале августа дивизия перешла в наступление. Шли тяжелые бои за Харьков. Боевое крещение Николай получил у села Безлюдовка. Тогда минометный расчет, в котором служил Н. Загорулько, уничтожил две пулеметные точки противника.

При форсировании Днепра он уже командовал минометным расчетом. Осенью сорок третьего дивизия вела

...Гитлеровские полчища рвались к Москве. Многие рабочие депо «Октябрь» ушли тогда на фронт. И Володя просил отправить его в армию. Парень рослый, плечистый, с сильными рабочими руками. «Не мальчишка уже,— рассудили в военкомате.— Окончил школу ФЗО, слесарем в Харьковском депо работал...» Но так и не узнали в военкомате, что он схитрил: прибавил себе два года, тогда ему

не было и семнадцати.

Припав к холодной броне танка, десантник Володя Степанюк летел по заснеженному подмосковному полю навстречу врагу. Первые атаки. И вскоре, отметив смелость и хладнокровие молодого бойца, командование танкового корпуса направило его в разведвзвод. Так Владимир Степанюк начал свой путь от Москвы до Берлина.

Курская дуга, Белгородско-Харьковское направление, форсирование Днепра... Ночью горстка разведчиков, усевшись в утлую лодчонку, первой переправилась на правый берег реки. Тишина. На небе ни звездочки. Разведчики разделились по двое. Шли на ощупь. Степанюк со своим товарищем отклонился влево. И вдруг — автоматная очередь. Заговорил пулемет. Над головой протянулись цепочки трассирующих пуль. Неужто засекли? А может, фашисты в порядке профилактики страх нагоняют — гнетет

их эта тишина.

Залегли, переждали. Поднялись снова, «впритирку» обошли артиллерийское подразделение противника. К рассвету вышли на окраину большого села. И едва передали по рации первое сообщение, увидели почти рядом двух

гитлеровских офицеров.

Степанюк бросился на того, что повыше, с оберлейте-нантскими знаками отличия. Короткая, беспощадная схватка. Оберлейтенанта отволокли в лес. Оказалось, что это связной, направлявшийся в одно из передовых подразделений. У него изъяли важные документы. Удалось получить обширные разведданные. Их тут же передали

на левый берег.

На следующую ночь земля содрогнулась от взрывов — началось форсирование Днепра. Продолжалось оно несколько дней. И все это время первооткрыватели «того берега» вместе с успевшими переправиться бойцами-пехо-тинцами отстаивали отнятый у врага «пятачок» земли, отбивая яростные атаки...

положение гитлеровцев и проделали проходы в минных полях противника для наших подразделений.

Ночью с двумя бойцами боевого охранения М. Ф. Шатрюк двинулся в путь. Там, где они проползли по-пластунски, исчезали минные очаги противника. Выполнив задание, саперы на рассвете вернулись в расположение

роты.

Утром, после артиллерийской подготовки, Михаил Федорович, который вместе с бойцами находился в 30—40 метрах от окопов фашистов, пошел в атаку. Первую линию вражеской обороны преодолели успешно, а на второй споткнулись: огонь немецкого пулемета прижал солдат к земле. Шатрюк и политрук роты уничтожили огневую точку и помогли тем самым взять вторую линию обороны

врага.

...Наши войска достигли предгорий Карпат. Враг неоднократно переходил в контратаки. В сложной обстановке М. Ф. Шатрюк сделал проходы в минных полях для наших самоходных артиллерийских установок, танков и пехоты. Отбиваясь от контратакующего противника, он уничтожил 16 гитлеровцев. За это был удостоен ордена

Славы II степени.

В канун Первомая 1945 года наши войска начали форсирование Одера. Враг упорно сопротивлялся. Саперы, как всегда, были впереди. Со своим другом Фроловым М. Ф. Шатрюк, переплыв реку, протянул на вражеский берег трос, закрепил его, возвратился к своим и на саперных резиновых лодках начал переправлять солдат и офицеров. Четыре «рейса» совершил он, а во время пятого лодка была разбита, а сапер тяжело ранен.

О награждении орденом Славы I степени М. Ф. Шатрюк узнал уже находясь в госпитале. Там же встретил долгоЖданный День Победы.

Отгремели залпы Отечественной войны. Шатрюк вернулся в свой родной коллектив — локомотивное депо им. С. М. Кирова. К боевым наградам ветерана прибавились трудовые, в том числе и знак «Почетный железнодорожник».

I

События развивались так, что труженики Южной магистрали уже в первые месяцы войны должны были заниматься восстановительными работами. Еще в декабре

1941 года, когда наши войска начали наступление под Москвой, была создана оперативная группа из 139 работников дороги во главе с начальником дороги С. В. Кутафиным, в задачу которой входило восстановление уничтоженных гитлеровцами железнодорожных путей и производств, организация движения поездов на прифронтовых участках. Когда труженики Южной магистрали выполняли свои задачи под Москвой, часть группы, которой руководил К. И. Даниленко, находилась в Купянске. 27 января

1942 года в первый раз была освобождена Лозовая. Сюда вместе с частями Советской Армии вошли железнодорожники. Они оперативно восстановили поврежденные пути, отремонтировали 5 из 10 паровозов, оставленных гитлеровцами при отступлении, организовали движение на участке, чем помогли наладить доставку войскам боеприпасов, снаряжения, продовольствия.

После разгрома фашистской группировки под Сталинградом наши войска перешли в наступление. 2 февраля

1943 года от гитлеровцев был очищен Купянск, 16 февраля советские воины освободили Харьков. Сюда сразу же, не дожидаясь, пока пойдут поезда, на автомашине приехал С. В. Кутафин, сюда же переместилась оперативная группа Управления ЮЖД. По ее распоряжению, согласованному с командующими фронтами, в город прибыла группа квалифицированных специалистов-железнодорожников, которые без промедления приступили к восстановительным работам. Но продолжались они недолго, ибо 16 марта 1943 года наши войска вынуждены были вновь покинуть Харьков.

Свободной от оккупантов оставалась небольшая территория области, железнодорожный узел и станция Купянск, к восстановлению которых было приковано внимание руководства магистрали и воинских формирований.

__________________________