Успешная работа тепловоза зимой во многом зависит от его подготовки и правильного ухода за ним со стороны локомотивной бригады. В пути следования необходимо строго выполнять все требования, связанные с особенностью эксплуатации тепловоза в зимнее время.

Тепловоз. Иллюстрированное пособие машинисту. Работа в зимних условиях

При подготовке тепловоза к работе в зимних условиях устраняются возможные неплотности в соединениях кузова, тщательно пригоняются по месту монтажные люки, а вентиляционные закрываются щитками. На вентилятор дизельного помещения надевается специальный чехол.

Вентиляционные трубы отсеков аккумуляторных батарей закрываются мешковиной, под ограждения задних вентиляционных окон тяговых электродвигателей устанавливаются глухие щитки, включается в работу топливоподогреватель.

Чтобы предупредить попадание снега в тяговые электродвигатели, на фильтры вентиляторов навешивается мешковина.

Забор воздуха вентиляторами двигателей в основном должен производиться из дизельного помещения, для чего на всасывающих воздухопроводах открываются люки.

Принимая тепловоз, обратите внимание не сползла ли мешковина с фильтров вентиляторов тяговых электродвигателей и нет ли в ней разрывов.

Во время метели для предохранение тяговых электродвигателей от попадания снега не следует глушить дизели на стоянках.

Тепловоз. Иллюстрированное пособие машинисту. Работа в зимних условиях

Чтобы предотвратить попадание влаги в цилиндры дизеля во время сильных снегопадов и особенно метелей, необходимо перейти на забор воздуха воздуходувкой из дизельного помещения. Для этого закройте жалюзи всасывающих каналов, а на боковых стенках корпусов фильтров откройте специальные лючки. Следует также иметь в виду, что не всегда снегопад является единственной причиной для забора воздуха из дизельного помещения.

Обычно с уменьшением температуры наддувочного воздуха улучшается воздухоснабжение цилиндров дизеля, а следовательно, и процесс горения. Поэтому в конструкции новых тепловозов предусмотрено устройство для промежуточного охлаждения наддувочного воздуха.

При низких наружных температурах снабжение дизеля очень холодным воздухом приведет к позднему воспламенению топлива, затягиванию процесса сгорания по всему такту, неполному сгоранию и даже пропуску вспышек. Увеличивается также и жесткость работы дизеля, что приводит к перенапряжению подшипников и коленчатых вахте.

Поэтому переход на снабжение дизеля воздухом из дизельного помещения (прогретым воздухом) является непременным условием нормальной работы дизеля.

Тепловоз. Иллюстрированное пособие машинисту. Работа в зимних условиях

Зимой для поддержания нормального температурного режима дизеля не требуется большое число оборотов вентилятора холодильника: они даже вредны, так как может произойти переохлаждение секций холодильника и их замерзание. Кроме того, крыльчатка вентилятора, вращающаяся с высоким числом оборотов, отбирает от дизеля большую, чем это необходимо, мощность.

Тепловоз. Иллюстрированное пособие машинисту. Работа в зимних условиях

Пониженное число оборотов вентилятора устанавливается переводом рукоятки гидромеханического редуктора в положение «Зимний режим», на которое обычно переходят при температуре наружного воздуха ниже +15°С.

Наружные участки трубопроводов должны быть хорошо утеплены.

При приемке тепловоза обратите внимание на состояние теплоизоляции труб.

Тепловоз. Иллюстрированное пособие машинисту. Работа в зимних условиях

В осенне-зимний период при устойчивом снижении температуры окружающего воздуха до -5—0°С на тепловозах должны быть произведены следующие работе, по контуру боковых жалюзи холодильника устанавливаются деревянные рамки на войлочных прокладках и навешиваются чехлы; снизу на 2/3 высоты чехлы уплотняются деревянными планками. Одновременно снимаются заслонки со стенок диффузора для обеспечения работы холодильника с перепуском горючего воздуха к фронту секций, а также отключаются масляные секции второго ряда постановкой глухих металлических прокладок.

При температуре воздуха ниже 10°С следует зачехлить фронт секций, плотно закрыть боковые жалюзи и забор воздуха осуществлять через монтажные люки.

Если температура наружного воздуха держится ниже —35°С (в течение длительного периода), между секциями и жалюзи устанавливаются (вплотную к секциям) щиты из фанеры, картона или толя, которые закрывают масляные секции первого хода.

Количество, подводимого теплого воздуха к секциям холодильника регулируется в зависимости от наружной температуры величиной открытия верхних жалюзи. Правильно выбранная величина открытия жалюзи позволяет поддерживать постоянный температурный режим работы дизеля.

Тепловоз. Иллюстрированное пособие машинисту. Работа в зимних условиях

Включая в роботу вентилятор или открывая жалюзи, необходимо внимательно наблюдать за температурой масла и воды, не допуская ее понижение более чем на 4—5°С за один прием охлаждения. Следует также помнить, что охлаждение масла до температуры ниже +55°С на выходе из дизеля недопустимо, так как в этом случае температура масла в секциях будет ниже +40°С. Это может привести к застыванию масла.

В случае, когда температура воды и масла в обеих секциях тепловоза устанавливается разная, необходимо на секции с более низкими температурами уменьшить открытие створок верхних жалюзи перестановкой ограничительных штырей на секторе привода.

При значительном боковом ветре следует уменьшить открытие жалюзи с наветренной стороны также перестановкой ограничительного штыря в секторе привода.

Чтобы не допустить застывания масла в секциях холодильника, перед остановкой дизеля нужно полностью зачехлить жалюзи секций холодильника и закрыть монтажные лючки.

После остановки дизеля следует немедленно открыть атмосферные краники на шахте холодильника и вентиль на сливной трубе для спуска масла из секций в картер.

При снижении температуры воды до 50°С необходимо дизель запустить для прогрева и закончить его при достижении температуры воды 70°С, а масла не менее 55°С.

Тепловоз. Иллюстрированное пособие машинисту. Работа в зимних условиях

Тепловоз. Иллюстрированное пособие машинисту. Работа в зимних условиях

 

Если при включенном вентиляторе температура воды снижается, а температура масло растет — это указывает на застывание масла в секциях холодильника. Чтобы отогреть их, следует закрыть верхние и боковые жалюзи (а также монтажные люки, если они были открытыми включить вентилятор. Этим обеспечивается циркуляция горячего воздуха через окна в диффузоре и секции холодильника. Только после того, как вы убедились, что секции отогреты, можно переходить на нормальную регулировку температур.

Тепловоз. Иллюстрированное пособие машинисту. Работа в зимних условиях

Если в пути следования имеется стоянка поезда менее 20 мин, то дизель при низкой температуре наружного воздуха и боковом ветре останавливать не рекомендуется.

Тепловоз. Иллюстрированное пособие машинисту. Работа в зимних условиях

Исправный калорифер позволяет поддерживать нормальную температуру воздуха в кабине машиниста.

Принимая тепловоз в зимнее время, убедитесь, что вентиль на трубе калорифера открыт, его двигатель исправен и обеспечивает подачу теплого воздуха в кабину машиниста. Кроме того, на ощупь проверьте работу обогревателей ног.

Уважаемые пользователи! Не забывайте, пожалуйста, при копировании любых материалов данного сайта яруга.рф оставлять активную гиперссылку на копируемые материалы этого сайта.

Помните, если в момент включения калорифера идет теплый воздух, а затем его температура снижается, — это говорит о том, что в калорифере скопился воздух. В этом случае следует открыть краник, установленный на калорифере и выпустить воздух.

В.А. Калько, Г.Г. Медведев, Ю.А. Рукавишников. Тепловоз. Иллюстрированное пособие машинисту

{jcomments on}

__________________________