Во время сдачи тепловоза в пункте смены бригад или в основном депо сдающая и принимающая бригады совместно осматривают тепловоз, убеждаются в исправной работе всего оборудования. При этом особое внимание обращается на состояние узлов и деталей, обеспечивающих безопасность движения.

Тепловоз. Иллюстрированное пособие машинисту. Служебный ремонт

Наряду с осмотром тепловоза локомотивными бригадами при необходимости выполняется служебный ремонт, примерный перечень которого приведен ниже.

1. Регулирование тормозной рычажной передачи.

2. Крепление болтов, гаек, смена шплинтов и шайб во всех соединениях электрического и механического оборудования.

3. Смазка трущихся частей механического оборудования.

4. Осмотр тяговых двигателей и других электрических машин (с зачисткой коллектора, сменой щеток, а также протиркой коллектора и его полости в доступных местах). Обдувка главного генератора.

5. Устранение неисправностей в электрических цепях: зачистка сегментов, пальцев и контактов электрических аппаратов, рубильников и клемм, смена перегоревших ламп и предохранителей.

6. Устранение утечек по вентилям, а также в соединениях трубопроводов.

7. Продувка воздушных резервуаров, автотормозной магистрали, грязесборников и маслоотделителей.

Слив отстоя из отстойников топливных баков и просочившегося масла из поддонов.

8. Обтирка экипажа и оборудования, расположенного в кузове локомотива, а также очистка ходовых частей от снега в зимнее время.

Окончательный объем служебного ремонта и порядок его выполнения устанавливаются начальником локомотивного депо приписки тепловозов с учетом местных условий и технического состояния парка.

Если при осмотре выявится неисправность, которая не может быть устранена бригадой, но которая позволяет следовать до пункта технического осмотра или основного депо, машинист делает об этой неисправности соответствующую запись в журнале технического состояния тепловоза.

Для замены тормозной колодки необходимо:

1. Извлечь чеку тормозной колодки.

2. Ослабить гайки регулировочной тяги и стянуть муфту на несколько оборотов.

3. Отсоединить регулировочную тягу рычажной системы, выбив валик, и вывести ее из вилки (удобнее соединительный валик удалять со стороны среднего колеса).

4. Вынуть старую колодку.

5. Поставить новую колодку и закрепить ее чекой.

6. Соединить рычаг с регулировочной тягой.

После смены колодки обязательно проверяется и при необходимости регулируется до установленных величин размер С (расстояние между вертикальным рычагом и кромкой кронштейна) и выход штока тормозного цилиндра. Регулировка должна производиться двумя тягами. Вначале устанавливается размер С=70ч 10 мм с помощью тяги между двумя колодками, а потом уже тягой возле одной колодки регулируется выход штока тормозного цилиндра в пределах 75—100 мм.

Еще раз проверив правильность регулировки тормозной рычажной передачи, надежно закрепите муфты тяг.

Тепловоз. Иллюстрированное пособие машинисту. Служебный ремонт

Тепловоз. Иллюстрированное пособие машинисту. Служебный ремонт

Контроль за состоянием крепления агрегатов, узлов и деталей тепловоза — одна из основных обязанностей локомотивной бригады по служебному ремонту и уходу за локомотивом. Наряду с другими работами, выполняемыми в порядке служебного ремонта или в соответствии с графиком ухода за локомотивом, своевременное выявление и закрепление ослабших соединений способствуют поддержанию тепловоза в исправном состоянии в период его работы между плановыми осмотрами и ремонтом.

Осматривать крепления необходимое определенном порядке (последовательности), желательно в таком же, как и при приемке тепловоза перед рейсом. При этом следует помнить, что в особенно тщательном контроле нуждается экипаж.

Наличие на месте болтов, шайб и шплинтов еще не говорит о том. что болты закреплены надежно.

Надежность крепления болтов можно проверить следующим способом: положить палец на боковую грань головки болта и с противоположной стороны нанести по головке легкий удар молотком. При этом ослабший болт обнаруживается по его перемещению относительно корпуса. Ослабшие болты необходимо закрепить и зашплинтовать.

Причиной течи масла, воды или топлива через фланцевые соединения, в которых уплотнением обычно служит паронитовая прокладка, является ослабление крепящих болтов или негодность прокладки. Если креплением болтов течь не устраняется, надо заменить прокладку.

Эта простая операция требует известной аккуратности: прежде чем поставить новую прокладку, необходимо тщательно осмотреть и зачистить привалочные поверхности и только после этого приступать к сборке и креплению соединения. В ряде случаев, особенно если привалочные поверхности имеют неровность (вмятины, риски и т. п.), прокладку желательно поставить «на краску».

Течь масла из-под картерного люка дизеля не рекомендуется устранять дополнительной затяжкой. Необходимо убедиться в том, что люк не перекошен, а его резиновое уплотнение исправно (если уплотнение порвано, его следует заменить). Люк крепите равномерной затяжкой гаек.

На дизелях первых выпусков крепление люка производите после установки балочки в горизонтальное положение, которое определяется по риске на головке болта, крепящего люк.

Тепловоз. Иллюстрированное пособие машинисту. Служебный ремонт

Если каплепадение воды из сальника водяного насоса превышает установленную норму и подтяжка нажимной втулки не дает положительного результата, необходимо добавить в сальниковое уплотнение одно асбестовое кольцо. Для этого надо отвернуть гайки крепления нажимной втулки, сдвинуть ее, поставить кольцо и вновь собрать сальник. Нажимную втулку следует крепить без перекоса, поочередным затягиванием гаек на 1/4 грани за один прием.

Следует помнить, что чрезмерная затяжка сальника (совершенно отсутствует каплепадение) недопустима, так как это приведет к его нагреву.

Тепловоз. Иллюстрированное пособие машинисту. Служебный ремонт

Просочившиеся вода, масло и топливо растекаются по топливным отсекам дизеля и с помощью специальной системы трубопроводов отводятся в бачок, вмонтированный в топливный бак тепловоза. При несвоевременном сливе из этого бачка вода, масло и топливо будут накапливаться в отсеках блока, что ухудшает противопожарное и культурное состояние тепловоза. Однако это не единственная причина, когда просочившиеся продукты накаппиваются в отсеках дизеля. Препятствием может служить и засорение системы сливного трубопровода, особенно коллекторов. В этом случае, чтобы очистить систему, необходимо продуть ее сжатым воздухом.

Смазка любой машины или механизма — необходимое условие для нормальной работы. Поэтому, если обнаружен в каком-то узле недостаток смазки, нужно пополнить ее запасы, не дожидаясь пока это будет сделано при очередном плановом осмотре или ремонте.

Тепловоз. Иллюстрированное пособие машинисту. Служебный ремонт

Для устранения утечки жидкости по штоку вентиля необходимо подтянуть накидную гайку его сальника. Если устранить течь по штоку подтягиванием гайки не удалось, нужно открыть вентиль, отвернуть накидную гайку и выдвинуть грундбуксу. Под грундбуксу добавьте небольшое количество сальниковой набивки и соберите вентиль в обратном порядке. Затяжка гайки должна быть такой, чтобы не было течи жидкости и обеспечивалось свободное перемещение штока вентиля при его вращении.

Ослабление в соединениях деталей компрессора легко установить при остановленном дизеле, в отдельных случаях значительные утечки воздуха слышны и в процессе его работы.

Уважаемые пользователи! Не забывайте, пожалуйста, при копировании любых материалов данного сайта яруга.рф оставлять активную гиперссылку на копируемые материалы этого сайта.

Вероятные место пропуска воздуха: из-под крышек диафрагмы, клапана и цилиндра, а также по штуцеру трубки выключающего устройства и соединению нагнетательного воздухопровода.

Для устранения утечки воздуха необходимо подкрепить соответствующую деталь равномерной затяжкой диаметрально противоположных болтов.

Тепловоз. Иллюстрированное пособие машинисту. Служебный ремонт

Очистку и продувку электрической машины необходимо выполнять в следующей последовательности. Перед снятием коллекторных люков протрите наружные ее части. После этого откройте люки и последовательно обдуйте поверхность подшипникового щита, траверсы и изоляторы щеткодержателей, собирательные шины, щеткодержатели, коллектор и внутренние доступные полости статора. При обдувке коллектора струю воздуха направляйте вдоль и поперек дорожек. Налеты копоти и промасленной пыли удалите салфеткой, увлажненной бензином.

Заменяя щетку, помните, что новая щетка должна иметь одинаковую марку со щетками, установленными на электрической машине.

Чтобы обеспечить хорошее прилегание, щетки необходимо притереть по коллектору (при одиночной замене притирка необязательна). Для этого между щеткой и коллектором закладывается стеклянная шкурка зернистостью 180 или 220. Щетка прижимается пружиной, а шкурка протягивается по направлению вращения якоря машины до тех пор, пока рабочая поверхность щетки не примет форму коллектора.

Соседние щетки, не подлежащие замене, приподнимаются. После притирки щеток электрическую машину продуйте и дайте ей поработать 15—20 мин на холостом ходу без нагрузки для окончательной приработки щеток.

Повреждения электрических цепей, не обнаруженные внешним осмотром, можно определить при помощи контрольной лампы. При проверке один конец провода подключается к общему отрицательному полюсу клеммных реек, а другой — к различным неизолированным точкам проверяемой цепи.

Точка, при подсоединении к которой лампа не загорается, находится за местом плохого контакта или обрыва цепи.

Тепловоз. Иллюстрированное пособие машинисту. Служебный ремонт

 

При осмотре высоковольтной камеры локомотивной бригаде приходится в порядке служебного ремонта выполнять работы по зачистке контактов различных аппаратов.

Зачистка медных контактов производится бархатным напильником или надфилем. При этом необходимо следить, чтобы не нарушался профиль губок. Для того чтобы образующая медная пыль не попадала на детали аппаратов, под зачищаемые контакты подложите салфетку.

Серебряный контакт очищается салфеткой, смоченной в бензине, а затем слегка притирается относительно своей пары.

Тепловоз. Иллюстрированное пособие машинисту. Служебный ремонт

{jcomments on}

__________________________