Неисправность не возникает внезапно. Признаки ее появляются задолго до того, когда она превращается в препятствие для нормальной эксплуатации локомотива или вовсе выводит его из строя. Поэтому неисправность лучше и легче предупреждать, чем иметь с ней дело в пути следования.

Тепловоз. Иллюстрированное пособие машинисту. Устранение неисправностей

Принятая на транспорте планово-предупредительная система ремонта и осмотров наряду с технически грамотной эксплуатацией тепловоза, внимательным уходом за ним и контролем за работой узлов в пути следования обеспечивают хорошее техническое состояние локомотива.

И тем не менее локомотивная бригада иногда сталкивается в работе с отдельными неисправностями тепловоза, устранять которые приходится в большинстве случаев в пути следования. Неисправность должна устраняться с минимальной затратой времени, а выбранный прием ее устранения должен обеспечить безопасность движения и не послужить причиной к появлению другой, более серьезной порчи оборудования. Хорошее знание конструкции тепловоза, постоянный анализ причин, вызывающих неисправности, и практическое изучение способов их устранения позволяют локомотивной бригаде справиться с этой задачей.

 

НЕИСПРАВНОСТИ ПРИ ПУСКЕ ДИЗЕЛЯ

ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ КНОПКИ «ТОПЛИВНЫЙ НАСОС» ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ТОПЛИВОПОДКАЧИВАЮЩЕГО НАСОСА НЕ РАБОТАЕТ

ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ КНОПКИ «ТОПЛИВНЫЙ НАСОС» ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ТОПЛИВОПОДКАЧИВАЮЩЕГО НАСОСА НЕ РАБОТАЕТ

Прежде всего необходимо убедиться, подано ли на пульт управления напряжение от аккумуляторной батареи. Для этого проверьте исправность предохранителя на 160 о, включив кнопку «Освещение приборов». Если лампочка не горит, необходимо осмотреть предохранитель. Помимо перегорания плавкой вставки, нарушение цепи может произойти и из-за плохого контакта предохранителя с губками держателя. В этом случае следует слегка сжать губки и резко вставить предохранитель.

Исправность предохранителя на 15 а (115) можно проверить, поставив его в цепь освещения приборов пульта управления.

Наличие окисной пленки у мостиков кнопок «Топливный насос», «АК» или в блок-контактах РУ7 также ведет к нарушению цепи.

ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ КНОПКИ «ТОПЛИВНЫЙ НАСОС» ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ТОПЛИВОПОДКАЧИВАЮЩЕГО НАСОСА НЕ РАБОТАЕТ

Для снятия окисной пленки мостиков следует произвести резкие повторные включения-выключения кнопок. Если цель не достигнута, зачистите контакты стеклянной шкуркой, Если после включения кнопки «Топливный насос» слышен характерный щелчок (сработало РУЗ), а топливоподкачивающий насос все же не работает, необходимо проверить его цепь, начиная с предохранителя на 20 а (112).

Плохой контакт в замыкающей блокировке РУЗ устраняется легким взаимным притиранием блок-контактов.

Обрыв та ко подводящих проводов, заедание щеток в обоймах щеткодержателей или обрыв шунтов щеток, грязный почерневший коллектор приводят к отказу в работе электродвигателя топливоподкачивающего насоса. Следует осмотреть его и устранить возможные неисправности.

Обрыв соответствующих проводов в межтепловозном соединении не позволит осуществить пуск дизеля второй секции с пульта управления первой. В этом случае пуск дизеля необходимо произвести с пульта управления второй секции.

 

ТОПЛИВОПОДКАЧИВАЮЩИЙ НАСОС РАБОТАЕТ, НО СТРЕЛКА МАНОМЕТРА КОЛЕБЛЕТСЯ С ПАДЕНИЕМ ДО НУЛЯ ИЛИ ДАВЛЕНИЕ НЕДОСТАТОЧНО

ТОПЛИВОПОДКАЧИВАЮЩИЙ НАСОС РАБОТАЕТ, НО СТРЕЛКА МАНОМЕТРА КОЛЕБЛЕТСЯ С ПАДЕНИЕМ ДО НУЛЯ ИЛИ ДАВЛЕНИЕ НЕДОСТАТОЧНО

Причиной колебания давления является попадание воздуха в топливную систему. Воздух следует удалить, открыв вентиль на сливной трубе топливоподкачивающего насоса или через верхнюю пробку фильтров тонкой очистки.

Если давление не восстанавливается, необходимо тщательно осмотреть все соединения всасывающего трубопровода, обратив особое внимание на состояние уплотнения крышки фильтра грубой очистки и сальника насоса.

Чтобы установить причину низкого давления топлива, следует воспользоваться показаниями манометра «Топливо до фильтра тонкой очистки», расположенного на щитке в дизельном помещении. Если этот манометр показывает низкое давление, значит загрязнен фильтр грубой очистки, при нормальном давлении — загрязнен фильтр тонкой очистки. В обоих случаях фильтры следует очистить.

двигателя топливоподкачивающего насоса, находящегося под напряжением. Остановка электродвигателя может быть вызвана заклиниванием валов из-за несоосности двигателя с насосом (вследствие ослабления крепления их к плите) или попадания посторонних частиц под ведомую шестерню. В первом случае следует тщательно закрепить агрегаты к плите, после чего убедиться в легкости вращения валов, проворачивая их вручную. В случае заклинивания насоса необходимо перейти на схему аварийного питания дизеля топливом. По прибытии в депо неисправный тапливоподкачивающий агрегат должен быть заменен.

ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ КНОПКИ "ТОПЛИВНЫЙ НАСОС" ПЕРЕГОРАЕТ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ НА 20 а В ЦЕПИ ТОПЛИВОПОДКАЧИВАЮЩЕГО НАСОСА

ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ КНОПКИ ТОПЛИВНЫЙ НАСОС» ПЕРЕГОРАЕТ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНА 20 а В ЦЕПИ ТОПЛИВОПОДКАЧИВАЮЩЕГО НАСОСА

Причиной перегорания предохранителя при исправной проводке служит появление в цепи больших токов вследствие остановки электродвигателя топливоподкачивающего насоса, находящегося под напряжением. Остановка электродвигателя может быть вызвана заклиниванием валов из-за несоосности двигателя с насосом (вследствие ослабления крепления их к плите) или попадания посторонних частиц под ведомую шестерню. В первом случае следует тщательно закрепить агрегаты к плите, после чего убедиться в легкости вращения валов, проворачивая их вручную. В случае заклинивания насоса необходимо перейти на схему аварийного питания дизеля топливом. По прибытии в депо неисправный топливоподкачивающий агрегат должен быть заменен.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ В ТОПЛИВОПОДКАЧИВАЮЩЕМ АГРЕГАТЕ

Если устранить неисправность нельзя, следует перейти но аварийное питание топливом, выключив кнопку «аварийное питание дизеля» (тепловозы последнего выпуска).

При переходе на схему аварийного питания дизеля топливом с использованием маспоподкачивающего насоса необходимо закрыть кран на нагнетательной трубетоппивоподкачивающего насоса и открыть кран на нагнетательной трубе маслоподкачивающего насоса.

Подготавливая систему для аварийного питания, необходимо отсоединить провод 108 от клеммы 3/4 в высоковольтной камере и заизолировать его наконечник.

ПРИ НАЖАТИИ КНОПКИ «ПУСК ДИЗЕЛЯ» (КНОПКА «УПРАВЛЕНИЕ» ВКЛЮЧЕНА) КОНТАКТОР КМН НЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ

ПРИ НАЖАТИИ КНОПКИ «ПУСК ДИЗЕЛЯ» (КНОПКА «УПРАВЛЕНИЕ» ВКЛЮЧЕНА) КОНТАКТОР КМН НЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ

Если при этом цепь не восстановлена, следует проверить предохранители «Управление» и «Пуск дизеля».

При исправных предохранителях неисправность цепи может быть вызвана плохим контактом в мостиках кнопок «Пуск дизеля» или «Управление», а также в блок-контактах РУЗ и РВ.

Прежде всего необходимо убедиться, доведена ли рукоятка контроллера до упора (нулевая позиция), ибо при наличии люфта барабана контроллера (нечеткая фиксация) может отсутствовать контакту нижнего пальца контроллера.

КОНТАКТОР КМН ВКЛЮЧЕН — МАСЛО-ПРОКАЧИВАЮЩИЙ НАСОС НЕ РАБОТАЕТ. ЗВОНКОВАЯ РАБОТА КОНТАКТОРА КМН

 

КОНТАКТОР КМН ВКЛЮЧЕН — МАСЛО-ПРОКАЧИВАЮЩИЙ НАСОС НЕ РАБОТАЕТ. ЗВОНКОВАЯ РАБОТА КОНТАКТОРА КМН

Основной причиной, нарушения цепи масло-прокачивающего насоса является перегорание предохранителя на 125 о ипи плохой контакт между губками контактора КМН. В этом случае необходимо заменить плавкую вставку или зачистить губки контактора КМН. Иногда нарушение цепи вызывается отсутствием контакта в зажимах предохранителя, при этом достаточно вынуть предохранитель и затем резко вставить его на место.

Обрыв или плохой контакт проводов на зажимах электродвигателя, зависание щеток в щеткодержателях приводят к отказу маслопрокачивающего насоса. Необходимо осмотреть мотор и устранить возможные неисправности.

Попеременное включение и отключение контактора КМН (звонковая работа) свидетельствует о перегорании сопротивления реле времени СРВ. В этом случае необходимо отпустить кнопку «Пуск дизеля», остановить топливоподкачивающий насос и, включив тумблер маслопрокачивающего насоса, произвести прокачку масла в течение установленного времени. После этого включить топливоподкачивающий насос и сразу же запустить дизель, принудительно включив реле управления РУ8.

ПО ИСТЕЧЕНИИ 85—95 сек РАБОТЫ МАСЛОПРОКАЧИВАЮЩЕГО НАСОСА ПУСКОВЫЕ КОНТАКТОРЫ НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ

ПО ИСТЕЧЕНИИ 85—95 сек РАБОТЫ МАСЛОПРОКАЧИВАЮЩЕГО НАСОСА ПУСКОВЫЕ КОНТАКТОРЫ НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ

В этом случае необходимо прежде всего обратить внимание на состояние реле РУ8. Если оно не сработало — неисправно реле времени, пуск дизеля произведите принудительным включением реле РУ8.

Если РУ8 включено, а через катушки пусковых контакторов ток не проходит, причину неисправности следует искать в блок-контактах РУ8, контакторах Б, ВВ, КМН и блокировке 105 валоповоротного механизма.

Размыкание контактов 105 блокировки может быть вызвано отвинчиванием гайки стопорного болта валоповоротного механизма. Устраняется такая неисправность установкой болта до упора и надежным его креплением. При неисправности самой блокировки и недостатке времени для устранения этой неисправности можно зашунтировать ее, закоротив подходящие к ней провода или установив перемычку между клеммами 4/13 и 3/10. Во втором случае перед запуском дизеля прокачку масла производите включением тумблера маслопрокачивающего насоса.

КОЛЕНЧАТЫЕ ВАЛЫ ДИЗЕЛЯ, ПРОВЕРНУВШИСЬ НА ПОЛ-ОБОРОТА, ОСТАНАВЛИВАЮТСЯ ИЛИ ИМЕЮТ НЕДОСТАТОЧНОЕ ЧИСЛО ОБОРОТОВ ДЛЯ ВОСПЛАМЕНЕНИЯ ТОПЛИВА

Если вал дизеля провернется только на пол-оборота, а напряжение батареи при этом резко снизится, это значит, что в камеру сжатия попала вода или масло, которые препятствуют перемещению поршней в цилиндре.

Для спуска масла или воды необходимо открыть индикаторные краны, пробоксовать вал и после закрытия кранов повторить пуск дизеля.

Для спуска масла или воды необходимо открыть индикаторные краны, пробоксовать вал и после закрытия кранов повторить пуск дизеля.

Недостаточная емкость аккумуляторных батарей или короткое замыкание в элементах не позволяют валу дизеля развить число оборотов, необходимое для воспламенения топлива. По повышенному нагреву можно определить элемент аккумуляторной батареи с коротким замыканием и отключить его.

КОЛЕНЧАТЫЕ ВАЛЫ ДИЗЕЛЯ, ПРОВЕРНУВШИСЬ НА ПОЛ-ОБОРОТА, ОСТАНАВЛИВАЮТСЯ ИЛИ ИМЕЮТ НЕДОСТАТОЧНОЕ ЧИСЛО ОБОРОТОВ ДЛЯ ВОСПЛАМЕНЕНИЯ ТОПЛИВА

При «слабых» батареях для облегчения запуска рекомендуется выключить из работы пять цилиндров (второй, третий, шестой, восьмой, девятый), открыв их индикаторные краны и отключив насосы.

КОЛЕНЧАТЫЕ ВАЛЫ ДИЗЕЛЯ, ПРОВЕРНУВШИСЬ НА ПОЛ-ОБОРОТА, ОСТАНАВЛИВАЮТСЯ ИЛИ ИМЕЮТ НЕДОСТАТОЧНОЕ ЧИСЛО ОБОРОТОВ ДЛЯ ВОСПЛАМЕНЕНИЯ ТОПЛИВА

Если при включении пусковых контакторов перегорает предохранитель кнопки «Топливный насос», это значит, что в цепях блок-магнита БМ, электропневматического вентиля ускорителя запуска ВП7 или сигнальной лампы имеется короткое замыкание. Обычно неисправность таится в самих приборах и для ее выявления, как правило, достаточно осмотреть патрон сигнальной лампы, провода в местах крепления их к катушке ВЛ-7 или блок-магнита, особенно к блок-контактам последнего.

ЧИСЛО ОБОРОТОВ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ ДИЗЕЛЯ НОРМАЛЬНОЕ, А ВСПЫШКИ НЕ ПРОИСХОДИТ

Принудительно включив якорь блок-магнита, следует повторить пуск дизеля. Если пуск осуществлен, это означает, что регулятор числа оборотов, рычажная система управления топливоподачей и сами топливные насосы работают нормально, а неисправность необходимо искать в блок-магните или в цепи его питания.

Заедание сердечника соленоида можно устранить, тщательно очистив его и внутреннюю полость катушки. При этом удобнее очищать внутреннюю полость катушки, предварительно сняв ее.

Если вышла из строя катушка, необходимо провода от нее отсоединить и заизолировать, а якорь Б/И оставить заклиненным. Восстановление цепи на катушку Б/И не представляет трудности и достигается тщательным осмотром состояния включенных в нее блокировок и крепления проводов на блок-магните.

ЧИСЛО ОБОРОТОВ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ ДИЗЕЛЯ НОРМАЛЬНОЕ, А ВСПЫШКИ НЕ ПРОИСХОДИТ

ЧИСЛО ОБОРОТОВ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ ДИЗЕЛЯ НОРМАЛЬНОЕ, А ВСПЫШКИ НЕ ПРОИСХОДИТ

 

Пуск дизеля может не произойти и при заклиненном якоре блок-магнита. В этом случае необходимо проверить, включен пи регулятор предельных оборотов, убедиться в свободности хода тяг управления топливными насосами, посмотреть» не заклинена пи рейка насоса на нулевой подаче.

Тяги следует «расходить», а неисправный насос отключить.

Необходимо также проверить, не произошла пи утечка масла из регулятора числа оборотов.

Звонковая работа блок-магнита может иметь место только из-за неисправности его сопротивления. Устраняется оно путем замены сопротивления БМ на сопротивление вентилятора кабины.

Помните! При заклиненном сердечнике блок-магнита теряется возможность автоматической защиты дизеля по минимальному давлению масла. Строго контролируйте давление масла по манометру на пульте управления!

ЧИСЛО ОБОРОТОВ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ ДИЗЕЛЯ НОРМАЛЬНОЕ, А ВСПЫШКИ НЕ ПРОИСХОДИТ

АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ ПОСЛЕ ПУСКА ДИЗЕЛЯ НЕ ЗАРЯЖАЕТСЯ (КОНТАКТ Б ЗАРЯДКИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ НЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ, АМПЕРМЕТР ПОКАЗЫВАЕТ РАЗРЯДКУ)

Прежде всего следует установить, исправен ли предохранитель на 125 а (107) в цепи вспомогательного генератора. Это можно сделать очень быстро, заменив его предохранителем на 125 а (26), который стоит в цепи электродвигателя маслопрокачивающего агрегата.

Если не включено реле обратного тока, необходимо проверить контактные поверхности блокировки контактора Б, а также блокировок Д1, ДЗ и РОТ в цепи контактора Б. При этом обратите внимание, не смещен ли подвижной контакт контактора Б относительно его неподвижной пары.

АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ ПОСЛЕ ПУСКА ДИЗЕЛЯ НЕ ЗАРЯЖАЕТСЯ (КОНТАКТ Б ЗАРЯДКИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ НЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ, АМПЕРМЕТР ПОКАЗЫВАЕТ РАЗРЯДКУ)

Заедание в подвижной системе регулятора напряжения препятствует возрастанию напряжения вспомогательного генератора и, следовательно, срабатыванию реле обратного тока. Легкое воздействие на контактную планку регулятора (по вертикали) способствует установлению подвижной системы в нужном положении.

АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ НЕ ЗАРЯЖАЕТСЯ (КАТУШКА КОНТАКТОРА Б ПОД ТОКОМ)

АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ НЕ ЗАРЯЖАЕТСЯ (КАТУШКА КОНТАКТОРА Б ПОД ТОКОМ)

Необходимо тщательно осмотреть сам контактор зарядки батареи. Прежде всего проверить состояние губок контакторов. Подгоревшие, оплавленные губки создают большое сопротивление Б местах их соединения и не обеспечивают надежной цепи.

Неправильное положение дугогасительной камеры затрудняет перемещение подвижного контакта. в результате губки контактора не придут в соприкосновение.

Если стрелка амперметра зарядки батареи резко перемещается влево от нуля, т. е. наступает внезапная разрядка батареи, это означает, что перегорел один из предохранителей или на 125 а (107) в цепи вспомогательного генератора, или на 20 а (112) в цепи топливного насоса.

 

НЕИСПРАВНОСТИ ТЕПЛОВОЗА ПРИ РАБОТАЮЩЕМ ДИЗЕЛЕ

ПРИ ПЕРЕВОДЕ КОНТРОЛЛЕРА НА ПЕРВУЮ ПОЗИЦИЮ ГЛАВНЫЙ ГЕНЕРАТОР НЕ НАГРУЖАЕТСЯ (КОНТАКТОРЫ ВВ И КВ НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ)

Кроме перегорания предохранителей кнопок «Управление» или «Управление тепловозом» причиной отсутствия нагрузки может послужить плохой контакт пальцев контроллера и его реверсивного барабана.

ПРИ ПЕРЕВОДЕ КОНТРОЛЛЕРА НА ПЕРВУЮ ПОЗИЦИЮ ГЛАВНЫЙ ГЕНЕРАТОР НЕ НАГРУЖАЕТСЯ (КОНТАКТОРЫ ВВ И КВ НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ)

Если на пульте управления неисправностей не обнаружено, следует осмотреть реверсор. Обрыв проводов питания электропневматических вентилей или механическая неисправность их, заедание реверсора в подшипниках из-за отсутствия смазки, недостаточное давление воздуха или неисправность диафрагменного привода приводят к тому, что реверсор не разворачивается и не создается цепи через его блок-контакты. Если обнаруженную неисправность устранить не представляется возможным, реверсор следует повернуть вручную при нулевом положении контроллера и выключенной кнопке «Управление тепловозом».

Возможные неисправности в цепи катушек контакторов КВ и ВВ выявляются осмотром блок-контактов соответствующих аппаратов.

Трогание тепловоза с места не произойдет при включенных контакторах ВВ и КВ> если их губки имеют плохой контакт и не создают надежной цепи на возбуждение или если переключатели ОМ не переведены в поездное положение.

 

СРАБАТЫВАЕТ РЕЛЕ БОКСОВАНИЯ (ЗВУЧИТ ЗУММЕР, НА ПУЛЬТЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАГОРАЕТСЯ КРАСНАЯ ЛАМПОЧКА «СБРОС НАГРУЗКИ»)

СРАБАТЫВАЕТ РЕЛЕ БОКСОВАНИЯ (ЗВУЧИТ ЗУММЕР, НА ПУЛЬТЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАГОРАЕТСЯ КРАСНАЯ ЛАМПОЧКА «СБРОС НАГРУЗКИ»)

При боксовании колесных пор необходимо уменьшить нагрузку главного генератора (переводом) рукоятки контроллера на низшие позиции и привести в действие песочницу.

В случае «ложного боксовония», вызванного обрывом цепи реле боксовония или выходом из строя его сопротивления, необходимо заклинить якорь реле. На первой же остановке осмотрите реле и его цепь и при возможности устраните выявленные неисправности.

Уважаемые пользователи! Не забывайте, пожалуйста, при копировании любых материалов данного сайта яруга.рф оставлять активную гиперссылку на копируемые материалы этого сайта.

Помните! При отключении защиты от боксовония убедитесь в отсутствии ненормального роста тока генератора, скрежета в тяговых передачах, боксовония или движения колесных пар юзом.

Тепловоз. Иллюстрированное пособие машинисту. В.А. Калько, Г.Г. Медведев, Ю.А. Рукавишников.

{jcomments on}

__________________________