Разрешением на занятие перегона поездом служит открытый выходной сигнал, жезл или письменное разрешение установленной формы.

Тепловоз. Иллюстрированное пособие машинисту. Ведение поезда

Тепловоз. Ведение поезда. Открытый выходной сигнал

Получив разрешение и убедившись в его правильности, а также в готовности маршрута, дайте сигнал отправления (один длинный свисток) и приведите тепловоз в движение.

Прежде чей привести тепловоз в движение, убедитесь, что все работники локомотивной и поездной бригад находятся на своих местах.

Отправляясь в путь, помните: внимательное наблюдение за показаниями сигналов, четкое и беспрекословное выполнение их требований — важнейшее условие в обеспечении безопасности движения.

При приближении поезда к опасным местам, напольным сигналам и проследовании станций помощник машиниста обязан находиться в кабине ведущей секции тепловоза и вместе с машинистом наблюдать за свободностью пути и показаниями сигналов.

Воспринятое показание сигнала машинист и его помощник должны повторить друг другу.

Тепловоз. Ведение поезда. Трогание поезда с места

ТРОГАНИЕ ПОЕЗДА С МЕСТА

Трогание с места является одним из важнейших моментов в ведении поезда. Правильное осуществление этого процесса во многом зависит от опыта машиниста и знания им основных приемов управления тепловозом.

Если состав на первых позициях рукоятки контроллера не трогается, следует возвратить ее в нулевое положение, сжать состав и снова повторить трогание поезда.

Помните! Время, в течение которого рукоятка контроллера может находиться на рабочей позиции, когда тепловоз не трогается, не должно превышать 10 сек. Нарушение этого правила приводит к тому, что большой ток, протекающий через одни и те же пластины коллектора тяговых электродвигателей, перегревает их и значительно сокращает надежность и срок работы машины.

РАЗГОН ПОЕЗДА

При ведении поезда по станционным путям локомотивная бригада должна внимательно следить за свободностью пути, сигналами, сигнальными указателями и знаками, а также за состоянием поезда.

В зависимости от условий разгона поезда рекомендуется выдерживать рукоятку контроллера на каждой позиции не менее 2—3 сек. Более быстрое перемещение рукоятки вызывает рывки

в поезде, а также вредно отражается на состоянии дизеля и электрооборудования тепловоза. Возникают опасные усилия в зубчатых передачах тяговых двигателей, нарушается сцепление колес тепловоза с рельсами, а в ряде случаев возможен переброс электрической дуги (круговой огонь) на коллекторе главного генератора. Кроме того, невыполнение этого требования приводит к пережогу топлива.

Тепловоз. Ведение поезда. Разгон поезда

Тепловоз. Ведение поезда. Разгон поезда

Тепловоз. Ведение поезда. Разгон поезда

Тепловоз. Ведение поезда. Разгон поезда

Для приведения тепловоза в движение переведите реверсивную рукоятку контроллера в положение «Вперед», включите кнопку «Управление тепловоза» и рукоятку контроллера переведите с нулевой на первую позицию.

При переводе рукоятки контроллера в положение I замыкаются два верхних пальца контроллера и образуют цепь на катушки электропневматического вентиля реверсора. После включения вентиля вал реверсора поворачивается в положение, соответствующее направлению движения тепловоза. При этом через блокировки реверсора получают питание следующие аппараты:

1. катушки электропневматических контакторов Пї, П2, ГО;

2. катушка контактора ВВ;

3. катушка контактора КВ.

При включении контактора ВВ замыкаются его главные контакты и создается цепь питания независимой обмотки возбудителя В, а при включении контактора KB создается цепь питания независимой обмотки возбуждения главного генератора.

После создания цепи питания обмотки возбуждения главного генератора на его зажимах возникает напряжение. Ток от генератора через замкнутые силовые контакты электралневматических контакторов П1, П2, ПЗ и силовые пальцы реверсора поступает к трем параллельным группам тяговых электродвигателей.

Якоря тяговых электродвигателей приходят во вращение, тепловоз трогается и начинает увеличивать скорость.

В дальнейшем, постепенным переводом рукоятки контроллера в положения 2, 3 и т. д. осуществляется увеличение оборотов вращения коленчатого вала дизеля и генератора и дальнейшее увеличение скорости движения тепловоза.

 

ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРМОЗОВ

В пути следования в установленных местах убедитесь в исправной и надежной работе автотормозов поездам Для этой цели обязательно проверьте эффективность их действия снижением давления в магистрали на 0,5—0,6 кГ/см2, а на затяжных спусках — на 0,7—0,8 кГ/см7

Тепловоз. Ведение поезда. Проверка эффективности тормозов

После получения ощутимого тормозного эффекта и снижения скорости движения на 10 км/ч произведите отпуск тормозов.

Отпуск тормозов выполняйте кратковременной постановкой рукоятки крана в положение I до превышения предтормозного давления в магистрали на 0,5 кГ/л2.

Если же после первой, ступени торможения эффект не будет получен, через 15—17 сгк дайте следующую ступень торможения снижением

Тепловоз. Ведение поезда. Проверка эффективности тормозов

давления в магистрали на 0,3—0,4 кГ/см2. Если и после этого спустя 15 сек тормозной эффект не скажется, примите все меры к остановке поезда.

После остановки поезда выясните и устраните причины неудовлетворительной работы тормозов.

Эффективность автотормозов проверяется в следующих случаях: после формирования поезда или стоянки его более 20 мин, изменения состава, после замены локомотива или смены локомотивных бригад, после ремонта автотормозов в составе, выключения или включения автотормозов у отдельных вагонов, разъединения рукавов в составе, перед станцией, где предусмотрена остановка поезда по расписанию при наличии спуска к станции более 8°/^ а также перед въездом в тупиковые станции.

При этом проверка производится с таким расчетом, чтобы при въезде на станцию автотормоза были полностью отпущены, а сеть заряжена до установленного давления. Места и скорости движения поезда для проверки эффективности действия тормозов устанавливаются приказом начальника дороги.

Неотпустившие тормоза отдельных вагонов заметны в кривых по искрению колодок и появлению дыма. В этом случае необходимо кратковременной постановкой рукоятки крана в положение 1 повысить давление в магистрали, но не более чем на 1 кГ/см2.

Помните! При обнаружении греющейся буксы вагона немедленно остановите поезд. Запрещается дальнейшее следование до устранения причин, вызвавших нагрев буксы.

Тепловоз. Ведение поезда. Проверка эффективности тормозов

 

ВЕДЕНИЕ ПОЕЗДА СО СПУСКА НА ПОДЪЕМ

При следовании по спуску не превышайте скорости, установленной на перегоне. Если скорость увеличивается, приведите в действие тормоза и после необходимого снижения скорости отпустите их. При этом применять тормоза для снижения скорости надо таким образом, чтобы при въезде на подъем они были полностью отпущены, заряжены и готовы к действию.

Тепловоз. Ведение поезда. Ведение поезда со спуска на подъем

Перед вступлением на подъем состав рекомендуется держать полностью растянутым, для чего еще в конце спуска постепенным переводом рукоятки контроллера увеличьте число оборотов дизеля до наиболее выгодных для данного профиля.

Тепловоз. Ведение поезда

Помните! Высокая скорость перед подъемом создает большой запас кинетической энергии, что позволяет успешно преодолеть подъем и сэкономить топливо, облегчает условия роботы тепловоза.

Тепловоз. Ведение поезда

ВЕДЕНИЕ ПОЕЗДА ПО ПОДЪЕМУ ЧЕРЕЗ КОРОТКУЮ ПЛОЩАДКУ НА СПУСК

При ведении поезда по такому профилю состав держите в растянутом состоянии.

При входе на вершину подъема необходимо перевести рукоятку контроллера на более низкие позиции. Полностью выключать контроллер следует только после выхода на спуск большей части поезда.

Выключение контроллера до выхода на спуск большей части поезда может вызвать его оттяжку и привести к разрыву поезда.

Помните! После проследования затяжного подъема не следует сразу отключать вентилятор холодильника. Это предупредит чрезмерное повышение температуры воды и сработывание защиты дизеля при сбросе позиций контроллера и снижении интенсивности циркуляции воды в системе.

Тепловоз. Ведение поезда

Тепловоз. Ведение поезда

Тепловоз. Ведение поезда

Тепловоз. Ведение поезда

Тепловоз. Ведение поезда

ВЕДЕНИЕ ПОЕЗДА ПО СПУСКАМ, МЕЖДУ КОТОРЫМИ НАХОДИТСЯ ПЕРЕВАЛ

При подходе к концу первого спуска с пониженной скоростью состав держите растянутым, для чего заблаговременно включите контроллер.

Сброс позиций контроллера рекомендуется начинать не ранее того, как состав начнет выходить на второй спуск.

При наличии достаточной скорости можно вести поезд с одного спуска на другой через перевал в сжатом состоянии. Для этого перед подходом к концу первого спуска приведите в действие тормоза тепловоза. После полного выхода состава на второй спуск постепенно отпустите тормоза тепловоза.

При движении с высокой скоростью проходите место с таким профилем при заторможенном состоянии поезда.

ВЕДЕНИЕ ПОЕЗДА ПО СПУСКУ С ПЕРЕХОДОМ НА ДЛИННУЮ ПЛОЩАДКУ И СНОВА НА СПУСК

Перед входом на длинную (более длины поезда) площадку на спуске полностью отпустите автотормоза, если они приводились в действие для снижения скорости, и следуйте по площадке с отпущенными тормозами, а при необходимости с включенным контроллером. При входе на новый спуск приведите в действие вспомогательный тормоз тепловоза и выключите контроллер. После выхода всего поезда на спуск отпустите ступенями вспомогательный тормоз. Если по условиям профиля требуется применение автотормозов, вспомогательный тормоз отпустите после приведения автотормозов в действие.

Помните! Резкое выключение контроллера при большой нагрузке вызывает сильный подгар контактных поверхностей электрических аппаратов.

Тепловоз. Ведение поезда

Тепловоз. Ведение поезда

 

ВЕДЕНИЕ ПОЕЗДА ПО ПЕРЕВАЛАМ

По перевалистому (ломаному) профилю следует вести поезд при включенном контроллере с тем, чтобы состав находился в растянутом состоянии. В этом случае увеличение скорости на спусках используется для преодоления последующих подъемов и перевалов.

Тепловоз. Ведение поезда по перевалу

Наиболее выгодно по перевалистому профилю следовать с высокой скоростью, но с таким расчетом, чтобы она не превышала установленной.

Если скорость поезда достигла предельного значения, установленного для данного участка, и продолжает увеличиваться, можно, не снимая нагрузки с дизель-генераторов, привести в действие тормоза, при этом темп снижения давления в магистрали поезда не должен превышать необходимого для первой ступени торможения.

После снижения скорости тормоза отпустите и продолжайте движение с включенным контроллером.

При чередовании коротких спусков и подъемов не рекомендуется производить перевод дизелей на холостую работу на спусках, так как экономия топлива при работе без нагрузки перекрывается увеличением расхода топлива при последующем преодолении подъема. Выбор экономичного режима достигается практическим опытом.

Тепловоз. Ведение поезда по подъему

ВЕДЕНИЕ ПОЕЗДА ПО ПОДЪЕМУ

В местах возможного боксования — при входе в кривые и выходе из них, на переездах, в местах загрязнения рельсов — и в непогоду усильте внимание и своевременно предотвратите боксование колесных пар подачей песка на рельсы. Если тепловоз все же начал боксовать, сбросьте на две-три позиции рукоятку контроллера и подайте песок небольшими порциями. После прекращения боксования постепенным набором позиций установите рукоятку контроллера в прежнее положение.

Длительное движение по затяжному подъему со скоростью ниже равновесной (20 км/ч для тепловоза ТЭЗ) приводит к перегреву электрических машин, разрушению изоляции и, как следствие, к преждевременному выходу их из строя.

При следовании по подъему особое внимание необходимо обращать на своевременность отключения контакторов шун-тировки поля тяговых электродвигателей. Если контакторы шунтировки поля не отключаются, о ток главного генеротора продолжает расти сверх 2800 о, необходимо отключить выключатель реле переходов УП.

Тепловоз. Ведение поезда по спуску

ВЕДЕНИЕ ПОЕЗДА ПО СПУСКУ КРУЧЕ 20°/оо

Отрегулируйте кран машиниста на поддержание давления в маг 1Страли-6,3—6,5 кГ/см2 при положении II рукоятки и отключите резервуар времени. После полного опробования автотормозов вновь зарядите тормозную сеть поезди до давления 6,3- -6,5 кГ/смг и по истечении 5 мин при наличии разрешения отправляйтесь на перегон.

Тепловоз. Ведение поезда по спуску

Тепловоз. Ведение поезда по спуску

Тепловоз. Ведение поезда

При скорости движения поезда по спуску ниже установленной на данном спуске на 5—10 км/ч выполните ступень торможения снижением давления в магистрали на 0,7—0,8 кГ/см2, а на спусках свыше 30%<, — на 0,8—0,9 кГ/см2.

Далее торможение регулируйте в зависимости от скорости движения поезда и профиля пути. После проходи поездом затяжного спуска но первом остановочном пункте кран машиниста отрегулируйте на давление 5,3—5,5 кГ/см2 и включите резервуар времени.

При необходимости в порядке, установленном приказом начальника дороги, управление автоматическими тормозами может выполняться совместно с приведением в действие ручных тормозов поезда.

В этом случае перед приведением тормозов в действие дать сигнал: «Затормозить ручные тормоза».

Полное служебное торможение применяйте только в случае необходимости. При этом давление в тормозной магистрали снижать более чем до 3,8 к Г/с м2 запрещается.

 

ОСТАНОВКА ПОЕЗДА НА ПОДЪЕМЕ

 

Тепловоз. Ведение поезда. Остановка поезда на подъеме

Для остановки поезда на подъеме переведите рукоятку контроллера на низшую позицию, при уменьшении скорости приведите в действие автоматические тормоза, а затем окончательно выключите контроллер.

После полной остановки поезда затормозите вспомогательный тормоз локомотива, а при необходимости подайте сигнал поездной бригаде затормозить ручные тормоза вагонов.

Убедитесь, что ручные тормоза приведены в действие и тормозные башмаки (в случае недостатка ручных тормозов) подложены под колеса вагонов, отпустите автоматические тормоза и на протяжении всего времени стоянки держите их заряженными.

Тепловоз. Ведение поезда. Остановка поезда на подъеме

 

ТРОГАНИЕ ПОЕЗДА С МЕСТА НА ПОДЪЕМЕ

Перед троганием поезда с место необходимо убрать из-под колес тормозные башмаки, отпустить ручные тормоза (кроме хвостового вагона), если они приводились в действие, и вспомогательный тормоз. Если взять поезд с места не удается, осторожно сожмите состав и производите торможение снижением давления в уравнительном резервуаре на 0,5— 0,6 кГ/см2.

Тепловоз. Ведение поезда. Трогание поезда с места на подъеме

После полной остановки поезда и отпуска автотормозов подайте сигнал об отпуске ручного тормоза хвостового вагона и приведите поезд в движение: рукоятку контроллера установите на первую позицию и, как только головные вагоны придут в движение, переведите ее на вторую и последующие позиции с одновременной подачей песка на рельсы.

ОСТАНОВКА ПОЕЗДА НА СПУСКЕ

Для остановки поезда на спуске выключите контроллер и приведите действие автоматические тормоза.

Тепловоз. Ведение поезда. Остановка поезда на спуске

Для остановки приведите в действие вспомогательный тормоз тепловоза , а при необходимости дайте сигнал затормозить ручные тормоза вагонов.

Уважаемые пользователи! Не забывайте, пожалуйста, при копировании любых материалов данного сайта яруга.рф оставлять активную гиперссылку на копируемые материалы этого сайта.

После этого отпустите автоматические тормоза и держите их на все время стоянки заряженными.

В случае если в поезде недостаточное количество ручных тормозов, перед отпуском автоматических тормозе под колеса вагонов укладываются тормозные башмаки, хранящиеся на тепловозе.

Тепловоз. Ведение поезда

 

ТРОГАНИЕ ПОЕЗДА С МЕСТА НА СПУСКЕ

При трогании поезда на спуске вначале извлекаются из-под колес все тормозные башмаки, затем подается сигнал об отпуске ручных тормозов (если они приводились в действие). После сигнала главного кондуктора, разрешающего отправление, отпустите вспомогательный тормоз тепловоза. Если при этом поезд не приходит в движение, кратковременно включите первую позицию контроллера.

Тепловоз. Ведение поезда. Трогание поезда с места на спуске

Как только головная часть поезда придет в движение, выключите контроллер и затормозите вспомогательный тормоз. С началом движения всего поезда произведите ступенчатый отпуск вспомогательного тормоза.

Тепловоз. Ведение поезда

__________________________