ЗАПУСК ДИЗЕЛЯ

Запуск дизеля — начало второго этапа приемки тепловоза, когда осмотренные узлы проверяются в работе и выявляются неисправности и неполадки, которые не могли быть обнаружены при неработающем дизеле. Запуск дизеля начинается с включения кнопки «Топливный насос». Этим обеспечивается включение реле РУЗ, которое создает цепь электродвигателя топливоподкачива-ющего насоса: топливо подается из бака в топливный коллектор дизеля. Топливоподкачивающий агрегат должен поддерживать в системе устойчивое давление топлива 1,5—2,5 кГ/см2.

Одновременно создается цепь возбуждения вспомогательного генератора и катушек вентилей ВП6 — отключения десяти топливных насосов левого ряда и БП9 — отключения пяти топливных насосов правого ряда.

Помните!Запрещается пуск дизеля при одновременно включенных кнопках «Топливный насос» на обеих секциях.

Тепловоз. Запуск дизеля

Тепловоз. Запуск дизеля

Тепловоз. Запуск дизеля

Включите кнопку «Управление». Это позволяет через нижний палец контроллера подать напряжение к мостику кнопки «Пуск дизеля».

Нажав кнопку «Пуск дизеля», держите ее в такой положении до окончания запуска. При включении кнопки «Пуск дизеля» срабатывает реле времени РВ1, которое создает питание катушки контактора КМН.

Контактор КМН включается и создает цепь от аккумуляторной батареи к электродвигателю маслопрокачивающего насоса. Насос начинает работать и подает смазку в масляную систему дизеля.

Тепловоз. Запуск дизеля

Мослопрокочивающий агрегат должен подавать смазку в систему дизеля в течение 85—95 сек. Это время зависит от регулировки реле времени РВ1 и необходимо для того, чтобы подать смазку к самым отдаленным трущимся деталям.

Помните! Запуск без предварительной прокачки наела приводит к интенсивному износу всех трущихся деталей дизеля и особенно подшипников коленчатых валов. Даже один запуск без предварительной прокачки маслом вызовет такой же износ, как и при работе дизеля под нагрузкой в нормальных условиях в течение многих десятков часов.

Тепловоз. Запуск дизеля

По истечении 85—95 сек работы маслопрокачивающего агрегата вторично срабатывает реле времени РВ1 и разрывает цепь катушки контактора КМН: электродвигатель маслопрокачивающего насоса отключается. Одновременно реле РВ1 создает цепь катушки реле управления РУ8, а последнее — катушек контакторов Д1, Д2 и ДЗ. Пусковые контакторы, включившись, соединяют аккумуляторные батареи с генератором, якорь главного генератора начинает вращать коленчатые валы дизеля.

Одновременно с включением контактора Д1 его замыкающая блокировка включается и создает цепь катушки блокировочного магнита, а с включением контактора Д2 создается цепь катушки ВП7 ускорителя запуска.

При прокачке продолжительностью менее 85—95 сек смазка не успевает поступить ко всем узлам дизеля, а при большей продолжительности — истощаются аккумуляторные батареи. Поэтому рекомендуется проконтролировать время прокачки по часам и в случае разрегулировки реле времени сделать соответствующую запись в журнале технического состояния тепловоза.

Тепловоз. Запуск дизеля

Блокировочный магнит включает в роботу сервомотор регуляторе.

Одновременно электропневматический вентиль ВП7 открывает доступ сжатого воздуха к воздушному поршню ускорителя запуска.

Ускоритель помогает масляному насосу регулятора быстро поднять давление под силовым поршнем сервомотора. Шток сервомотора через рычажную систему устанавливает рейки топливных насосов на подачу.

Насосы подают топливо к форсункам, которые впрыскивают его в цилиндры дизеля. Происходит вспышка топлива — дизель начинает работать самостоятельно. При достижении давления в масляной системе дизеля 0,5—0,6 кГ/сп2 включается контакт реле давления масла РДМ1, чем обеспечивается постоянное питание катушки блок-магнита. После этого кнопка «Пуск дизеля» отпускается.

Тепловоз. Запуск дизеля

Если по истечении 40 сек с момента включения пусковых контакторов давление масла не достигает необходимой величины, кнопку «Пуск дизеля» следует отпустить и установить причину.

При роботе тепловоза двумя секциями вначале следует произвести пуск дизеля второй секции (с которой не ведется управление). О том, что дизель второй секции работает, свидетельствует горение сигнальной лампы на пульте управления ведущей секции.

Запрещается разряжать аккумуляторные батареи повторными пусками без устранения неисправностей, если первые два-три пуска оказались безуспешными. Между повторными пусками выдержать интервал 1—-2 мин.

В случае ненормальных стуков или других Неполадок немедленно остановите дизель и не запускайте его до выяснения и устранения причин ненормальной работы.

Тепловоз. Запуск дизеля

Тепловоз. Запуск дизеля

От работающего дизеля приводится во вращение якорь вспомогательного генератора, который предназначен для зарядки батареи, питания цепей управления и освещения тепловоза.

Когда напряжение вспомогательного генератора становится на 2—3 е выше напряжения аккумуляторной батареи, срабатывает реле обратного тока РОТ, которое замыкает свой контакт, включенный в цепь питания катушки контактора зарядки батареи Б. Включение контактора Б создает цепь зарядки аккумуляторной батареи, а также питание низковольтных цепей от вспомогательного генератора.

Контроль за работой вспомогательного генератора и процессом зарядки батареи осуществляется по вольтметру и амперметру, установленным на пульте управления.

Помните! Прежде чем приступить к осмотру узлов и агрегатов тепловоза после запуска дизеля, необходимо проверить показание дифманометра, В картере дизеля должно быть разрежение в пределах 10—60 мм вод, ст.

При возникновении в картере давления дизель немедленно остановите.

ОСМОТР ПОСЛЕ ЗАПУСКА

При известном опыте работы на тепловозе машинист по шуму, присущему агрегатам и локомотиву в цепом, может судить об их состоянии. Поэтому, выходя из Кабины для осмотра дизель-генераторной установки и вспомогательного оборудования после запуска дизеля, прежде всего прислушайтесь, нет ли «постороннего» шума в дизельном помещении. Глухое дребезжание, например, может быть вызвано разрывом брезентового рукава воздуходувки или разрушением каркаса; сильно слышимый выхлоп свидетельствует об ослаблении лючков выпускных коллекторов.

Локомотивная бригада не всегда имеет возможность устранить все обнаруженные таким образом неисправности. Главное — это умение быстро установить источник «постороннего» шума и принять правильное решение.

Так, например, легкий шум подшипника качения (появление в нем незначительного дефекта) не может служить препятствием дпя поездки. Эта неисправность устраняется при очередном ремонте. Стук в дизеле требует немедленной остановки его, до устранения причин этого явления эксплуатировать тепловоз нельзя.

Для определения «больного» узла целесообразно воспользоваться приспособлением в виде простого металлического стержня. Перемещая его по корпусу в направлении усиления шума, можно точно установить место повреждения.

Тепловоз. Осмотр после запуска

Течь смотровых люков дизеля приводит к потере масла и загрязняет тепловоз. Как правило, течь масла удается устранить перестановкой люка.

Тепловоз. Осмотр после запуска

Неплотно закрепленные люки выпускного коллектора дизеля можно обнаружить по дыму, выходящему из-под люков. Устранение такой неисправности также не представляет труда.

При работе дизеля трубки, подводящие масло к РДМ, вибрируют, вследствие этого в них могут возникнуть трещины. При осмотре обратите внимание на отсутствие течи масла в местах соединения трубок.

Через смотровые лючки воздуходувки убедитесь в поступлении смазки к подшипникам роторов. Если имеется течь из-под лючков, необходимо проверить их крепление или переставить прокладки.

Тепловоз. Осмотр после запуска

Центробежный фильтр масла требует постоянного внимания локомотивной бригады. В том что фильтр действует, можно убедиться через прозрачный лючок на его корпусе. Осматривая фильтр после пуска дизеля, необходимо проверить, нет ли течи масла по соединениям корпуса и трубопроводов.

Давление масла, поступающего в фильтр, контролируется по манометру, установленному на щитке в дизельном помещении. Оно должно быть в пределах от 8.5 до 10,5 кГ/ем2.

Вибрацию фильтра, которая вызывается в основном нарушением балансировки ротора, можно обнаружить, положив руку на корпус фильтра. Сильно вибрирующий фильтр следует отключить.

Тепловоз. Осмотр после запуска

Тепловоз. Осмотр после запуска

При осмотре топливной аппаратуры проверьте, нет ли течи топлива в соединениях трубопроводов и по прокладке между корпусом насоса и топливным коллектором. Течь трубок высокого давления и пропуск газов в месте установки форсунки не допускаются.

Из сливной трубки топливного насоса не должно вытекать более 25 капель в минуту.

Засорение сливного коллектора приводит к течи топлива из смотрового окна сливной коробки и загрязнению отсеков дизеля.

Тепловоз. Осмотр после запуска

Убедитесь в тон, что нет течи воды через уплотнения адаптеров, переходных патрубков и в местах соединения трубы калорифера с водяным коллектором.

После запуска дизеля при температуре воды, близкой к нижнему допустимому пределу, возможно небольшое подтекание по адаптерам форсунок индикаторных кранов и переходным патрубкам. В этом случае не следует стремиться устранить подтекание креплением деталей — вместо пользы это может принести вред. После прогрева дизеля подтекание, как правило, прекращается. Если все же отдельное уплотнение подтекает, покрепите его.

Течь по месту соединения трубы калорифера с водяным коллектором чаще всего возникает из-за вибрации последнего при ослаблении крепления к блоку дизеля.

Тепловоз. Осмотр после запуска

Осматривая масляную систему тепловоза после запуска, обратите внимание на отсутствие течи масла в секциях, крышках фильтров и насосов, а также в соединениях трубопроводов.

Утечки легко устраняются креплением соответствующих соединений.

В момент запуска (особенно холодного дизеля) давление масла в системе резко возрастает, поэтому внимательно осмотрите дюритовые соединения, так как толчок давления мог привести к их разрушению.

Не забудьте закрыть вентиль 10 слива масла в картер после прогрева дизеля.

ОБОЗНАЧЕНИЯ МАСЛЯНОЙ СИСТЕМЫ

1 — атмосферные краники; 2 — вентиль; 3 — клапан разгрузочный; 4 — насос высокого давления; 5 — насос двигателя; 6 — фильтр масла центробежный; 7 — маслопрокачивающий агрегат; 8 — соединительные рукава; 9 — клапаны невозвратные; 10 — вентиль перепуска масла; 11 — фильтр грубой очистки; 12 — байпасные клапаны; 13 — фильтр тонкой очистки; 14 — вентили слива масла из системы; 15 — секции холодильника; 16 — клапан редукционный гидромеханического редуктора.

Обозначения масляной системы тепловоза

Убедитесь в отсутствии течи воды из секций холодильника, обогревателя кабины машиниста, топливоподогревателя, а также из соединений трубопроводов.

Проверьте величину каплеладения через сальник водяного насоса.

При работающем дизеле из сальника допускается вытекание от 30 до 100 капель в минуту, а при остановленном — от 3 до 6 капель.

Помните! В зимних условиях при порче тепловоза водяную систему следует освободить быстро, чтобы вода не успела замерзнуть. Для слива воды из системы необходимо: снять пробки соединительных горловин и открыть вентили 5 на сливных трубопроводах (остальные вентили при работе зимой открыты);

после слива основной массы воды открыть краны, установленные на выпускных коллекторах, а также трубопроводах калорифера и грелок для ног;

при прекращении течи воды из кранов отвернуть пробки на выпускных коллекторах и корпусе водяного насоса для выпуска остатков воды из их полостей.

После полного удаления воды из системы вентили и краны оставить открытыми, а пробки поставить на место.

ОБОЗНАЧЕНИЯ ВОДЯНОЙ СИСТЕМЫ

1 — коллектор горячей воды дизеля; 2,4 — соединительные рукава; 3 — водяной насос; 5 — вентили слива воды из системы; 6 — секции холодильника; 7 — топливоподогреватель; 8 — бак для воды (для санузла); 9 — расширительный бак; 10— грелки для ног; 11 — калорифер.

Обозначения водяной системы тепловоза

Обозначения водяной системы тепловоза

При проверке топливной системы тепловоза обратите внимание на плотность соединения трубопроводов, места крепления их к фильтрам и топливоподкачивающему насосу.

Особенно тщательно осмотрите всасывающий трубопровод и фильтр грубой очистки топлива, ослабление соединений которых приводит к подсосу воздуха в систему. Попадание воздуха снижает давление топлива или совершенно прекращает его подачу к насосам дизеля. Ослабление зажимов и отсутствие резиновых прокладок в местах крепления приводит к протиранию труб и течи топлива.

Помните! Один раз в сутки необходимо слить отстой из бачка для грязного топлива и отстойника топливного бака.

ОБОЗНАЧЕНИЯ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ

1 —фильтр тонкой очистки; 2—клапан аварийной системы; 3— предохранительный клапан; 4 — фильтр грубой очистки топлива; 5 — топливолодкачивающий агрегат; 6 — топливный бак; 7 — бачок для грязного топлива; 8 — щуп для замера топлива; 9 — подогреватель топлива.

Обозначения топливной системы тепловоза

Тепловоз. Осмотр тепловоза после запуска

Закончив осмотр тепловоза, увеличьте число оборотов дизеля до максимальных и еще раз, бегло, убедитесь в отсутствии течи и посторонних шумов.

Число оборотов вала дизеля на каждой позиции контроллера должно соответствовать установленной величине. Отклонение в большую или меньшую сторону может быть не более 10. а на шестнадцатой позиции 5 об/мин.

Начиная с девятой позиции контроллера, давление масла по манометру на пульте управления должно быть не менее 1,1 кГ/см2.

ПРОВЕРКА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ КОМПРЕССОРА

Тепловоз. Проверка производительности компрессора

Для проверки производительности компрессора в кабине каждой секции закройте разобщительный кран на напорной трубе, а кран вспомогательного тормоза поставьте в отпускное положение.

Откройте спускные краны главных резервуаров и выпустите воздух до момента включения компрессора регулятором давления. При давлении 7,5±0,2 кГ/см2 компрессор должен включиться в работу. Затем необходимо закрыть спускные краны и замерить время повышения давления в резервуарах с 7 до 8 кГ/см2 при одном работающем компрессоре.

При работе дизеля на нулевой позиции контроллера это время должно быть в пределах от 49 до 51 сек.

ПРОВЕРКА КРАНА МАШИНИСТА

Кран машиниста считается правильно отрегулированным, если при поездном положении его ручки вмагистрали устанавливается давление 5,3—5,5 кГ/см2 дпя грузовых поездов и 5,0—5,2 кГ/см2 для пассажирских.

Проверьте плотность тормозной магистрали тепловоза, для чего при полном зарядном давлении перекройте комбинированный кран и наблюдайте падение давления по черной стрелке манометра.

Плотность считается достаточной, если падение давления не превышает 0,2 кГ/см2 в 1 мин или 0,5 кГ/см2 в 2,5 мин.

Проверка крана машиниста

Тепловоз. Пособие машинисту тепловоза

Темп служебной разрядки магистрали считается нормальным, если снижение давления в ней с 5 до 4 кГ/см7 происходит в течение 4—6 сек

Чувствительность уравнительного поршня проверяется после установления зарядного давления в магистрали. Чувствительность считается нормальной, если при снижении давления в уравнительном резервуаре на 0,2—0,3 кГ/см* давление в магистрали снижается на такую же величину.

Для проверки времени ликвидации перегрузки магистрали необходимо снизить давление в магистрали до 3,5 кГ/см1, а затем поставить рукоятку крана машиниста в отпускное положение и повысить давление в магистрали до 7,5 кГ/см3. Переведя рукоятку в поездное положение, определите время падения давления с 6,5 до 6 кГ/см9. Это время должно быть не менее 2,5 и не более 4 мин.

Тепловоз. Пособие машинисту тепловоза

ПРОВЕРКА ТОРМОЗНЫХ ЦИЛИНДРОВ

Проверьте время наполнения тормозных цилиндров краном вспомогательного тормоза путем постановки его ручки в крайнее тормозное положение, при этом давление в тормозных цилиндрах должно повыситься до 3 кГ/см2 не более чем за 6—10 сек, а время отпуска до давления 0,4 кГ/см2 не более 15 сек.

Для проверки плотности тормозных цилиндров необходимо после их наполнения закрыть разобщительный кран на воздухопроводе и проверить время падения давления в тормозных цилиндрах, начиная с давления 3,5 кГ/см2. Допускается падение давления не более 0,2 кГ/см2 в 1 мин.

ПРОВЕРКА ПОДАЧИ ПЕСКА

Тепловоз. Проверка подачи песка

Подача песка под бандажи колесных пар осуществляется нажатием педали песочницы.

Убедитесь, что все форсунки переднего и заднего хода подают песок на рельсы. Засорившиеся форсунки необходимо прочистить, для этого выверните пробку в корпусе форсунки и удалите из нее комки и крупные частицы. После этого вновь проверьте подачу песка.

ОСМОТР СКОРОСТЕМЕРА И АВТОСТОПА

Осматривая скоростемер, проверьте установку скоростемерной ленты, качество писцов, отсутствие заеданий в пишущих механизмов скоростемера, а также сверьте время и заведите часы.

После проверки локомотивной сигнализации электромеханик должен поставить штамп-справку на право пользования автостопом в журнале технического состояния локомотива, а при отсутствии на локомотиве журнала  — в соответствующем разделе маршрута машиниста (в правом нижнем углу).

Тепловоз. Осмотр скоростемера и автостопа тепловоза

Источник: В.А. Калько, Г.Г. Медведев, Ю.А. Рукавишников

__________________________