ОСМОТР АГРЕГАТОВ И ИХ ПРИВОДА ОТ ПЕРЕДНЕГО РЕДУКТОРА

При осмотре двухмашинного агрегата проверьте его крепление к настильному листу, состояние коллекторов и щеток, плотность соединения токоведуших частей и чистоту коллекторных полостей. Обратите внимание на крепление проводов в шлицах на корпусе двухмашинного агрегата и на состояние их изоляции.

Необходимо следить, чтобы под полом кабины машиниста не было грязи или песка (что иногда наблюдается при появлении трещин в сварных швах песочного бункера). В таких условиях двухмашинный агрегат очень быстро загрязняется и может выйти из строя.

Осмотр агрегатов и их привода от переднего редуктора

Проверьте крепление вентилятора тяговых электродвигателей передней тележки к настильному листу рамы, а также подшипникового узла к корпусу.

Осмотр агрегатов и их привода от переднего редуктора

Проверьте надежность крепления переднего распределительного редуктора и тахометрического агрегата. Особое внимание обратите на крепление шкивов и натяжение ремней.

Замасливание шкивов и ремней приводит к проскальзыванию последних и нарушению функций тахометрического агрегата. Эксплуатация ремней с надрывами не допускается.

Уровень масла в картере переднего редуктора должен быть между рисками масломерного щупа.

Слабое крепление клеппной крышки тахометрического агрегата, вмятины на ней, а также плохая изоляция проводов, подходящих к клеммам, — причина частых случаев заземления в низковольтной цепи.

Осмотр агрегатов и их привода от переднего редуктора

Осматривая привод двухмашинного агрегата, вентилятора тяговых электродвигателей передней тележки и распределитепьного редуктора. обратите внимание на состояние соединений валов.

Гайки болтов соединительных головок должны быть зашплинтованы. Чрезмерная затяжка болтов способствует разрушению резиновых втулок. Поэтому не следует считать неисправностью, если болты проворачиваются от легкого усилия ключом.

Не разрешается эксплуатировать соединительные головки с разъединившимися из-за обрыва заклепок дисками и разрушенными резиновыми втулками.

Брезентовые мешочки шлицевых соединений должны быть целыми и наполнены смазкой.

Осмотр агрегатов и их привода от переднего редуктора

ОСМОТР ГЛАВНОГО ГЕНЕРАТОРА

Электрическая маши на обычно сигнализирует о своей неисправности задолго до окончательного выхода ее из строя.

Если своевременно принять эти сигналы, то можно устранить неисправность раньше, чем она вызовет серьезные повреждения. Искрение, межвитковое замыкание, недопустимые перегрузки, круговой огонь — все это оставляет свои следы на коллекторе электрической машины. Поэтому он должен быть первым объектом вашего внимания.

Поверхность коллектора исправного главного генератора должна быть гладкой, медно-коричневого цвета с глянцевым блеском.

Нвобходимо, чтобы щетки свободно перемещались в обоймах щеткодержателей, не имели отколов более 5% рабочей поверхности, а износ был в пределах допускаемых величин. Шунты должны быть хорошо закреплены и не иметь оборванных прядей более 15%.

Скопление грязи и щеточной пыли между коллекторными пластинами, равно как и на других токоведущих и изолирующих частях машины, наволакивание меди в межламельное пространство и неисправности изоляторов щеткодержателей могут привести к круговому огню или перебросу на корпус генератора.

Эксплуатация генератора с сильным оплавлением петушков, с глубиной продорожки коллектора менее 0,5 мм, а также с потемневшими пластинами (межвитковое замыкание) не допускается.

Помните! После осмотра главного генератора нужно плотно закрыть его смотровые лючки. Иначе неочищенный воздух из дизельного помещения с парами топлива и масла будет засасываться в генератор, минуя его фильтр.

Осмотр главного генератора тепловоза

Осмотр главного генератора тепловоза

Осмотр аккумуляторной батареи тепловоза

ОСМОТР АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ТЕПЛОВОЗА

Необходимо, чтобы аккумуляторная батарея содержалась в чистоте, а перемычки в местах контактов и крепежные детали были смазаны тонким слоем технического вазелина. Для своевременного удаления образующегося газа отверстия в пробках банок не должны быть засорены.

Ослабшие контактные соединения при включении нагрузки на батарею искрят» что угрожает взрывом гремучего газа в отсеке и банках батареи. Ослабшие крепления можно обнаружить по налету окислов, образовавшемуся на контактных поверхностях. В жаркое время года рекомендуется выборочно контролировать уровень электролита.

ОСМОТР ДИЗЕЛЯ ТУПЛОВОЗА

При разрушении каркаса брезентовых рукавов воздуходувки их проходное сечение во время работы дизеля уменьшается. Из-за это го .увеличивается сопротивление всасыванию и снабжение цилиндров двигателя воздухом ухудшается. Значительное перекрытие воздушного тракта ощутимо снижает мощность дизеля.

Через разорванный рукав неочищенный воздух дизельного помещения поступает в цилиндры, что ускоряет износ цилиндро-поршневой группы.

Осматривая воздушный масляный фильтр непрерывного действия, следует проверить уровень мосла по масломерному стеклу.

Рукоятка привода жалюзи воздуходувки устанавливается в положение «Открыто», если атмосферные условия не требуют перехода на забор воздуха из кузова тепловоза.

Осмотр дизеля тепловоза

Осмотр дизеля тепловоза

Проверьте надежность крепления дизеля к поддизельной раме и раме тепловоза.

Если болт, фиксирующий волоповоротный механизм, плохо закреплен, то контакт блокировочного устройства не замкнется и пуск дизеля станет невозможным. Плохая изоляция проводов блокировочного устройства — одна из причин заземления в низковольтной цепи.

Уровень масла в картере проверяется спустя 10 мин после остановки дизеля. Недостаточное количество масла в картере приводит к тому, что во время работы дизеля снижается давление масла из-за возможного подсоса воздуха в систему. При чрезмерном повышении уровня масла в картере дизеля происходит его выгорание с отложением нагара и пригоранием колец в ручьях поршня.

Чтобы точнее определить количество топлива, израсходованного за поездку, замер его производите с обеих сторон топливного бака. Действительное количество определяется как средняя арифметическая величина этих двух замеров.

Осмотр дизеля тепловоза

Осматривая топливную аппаратуру дизеля, необходимо убедиться в том, что все пальцы поводков тяг управления находятся в зацеплении с рейками топливных насосов, а упоры реек запломбированы.

Легким нажатием руки на регулирующую рейку проверьте, нет пи заедания плунжера в гильзе и рейки в корпусе насоса.

Указательные флажки реек топливных насосав должны быть хорошо закреплены. Ослабший флажок может заклинить рейку, а следовательно, и тяги управления насосами. В результате пуск дизеля станет невозможным.

На тепловозах последнего выпуска длина рейки увеличена, чем исключается возможность ее заклинивания ослабшим флажком.

Кроме того, на тепловозах первых выпусков проводится модернизация этих флажков. Они изготавливаются с предохранительным выступом, который не позволяет ослабшему флажку сместиться относительно корпуса насоса.

Репе давления мосла должны быть запломбированы, а подходящие к ним провода хорошо изолированы.

Наиболее часто встречающийся в эксплуатации дефект — образование трещин в маслоподводящих трубках в местах подсоединения их к реле. Обнаруживается такая неисправность по подтекам масла. Поэтому после запуска дизеля необходимо еще раз обратить внимание на реле давления масла.

Для проверки действия механизма экстренного (аварийного) выключения дизеля нажмите на кнопку выключателя: при этой характерный щелчок свидетельствует, что механизм исправен и сработал. Поворотом вправо рукоятки восстановите рабочее положение механизма.

Осмотр дизеля тепловоза

На холостом ходу дизель расходует незначительное количество топлива Если в таком режиме включить все двадцать насосов, подача топлива каждым из них будет настолько мала, что станут возможны пропуски впрыска топлива в отдельные цилиндры дизеля. Не будет также обеспечиваться и должное качество распыла топлива, что в свою очередь приведет к неполному сгоранию и пропуску вспышек. В результате несгоревшее топливо, попадая в картер дизеля, вызовет разжижение масла. Чтобы этого не допустить, применяются устройства, ограничивающие число работающих насосов на холостом ходу.

Учитывая важную функцию, которую выполняют эти устройства, необходимо следить за их исправностью.

Действие механизма выключения десяти топливных насосов левого ряда и пяти топливных насосов правого ряда проверяется нажатием на якоря электропневматических вентилей ВП6 и ВП9. При этом должно наблюдаться четкое срабатывание механизма и движение тяг в сторону выключения подачи топлива насосами.

Замедленное перемещение тяг может быть вызвано недостаточным давлением воздуха в системе автоматики (менее 5 кГ/см пропуском воздуха через клапаны электропневматических вентилей и манжеты цилиндров, плохим закреплением воздухоподводящих трубок или заеданием тяг.

О неисправностях, которые не могут быть устранены локомотивной бригадой, необходимо сделать запись в журнале технического состояния тепловоза.

Осмотр дизеля тепловоза

Осмотр дизеля тепловоза

При осмотре регулятора числа оборотов и его электропневматического привода проверьте наличие пломб на вертикальной тяге и горизонтальном рычаге, на блокировочном магните и корпусе регулятора.

Следите за уровнем масла в регуляторе числа оборотов го масломерному стеклу. Отклонение уровня масла свыше допустимых величин вызывает неустойчивую работу регулятора.

Не допускайте загрязнения регулятора числа оборотов дизеля.

Прежде чем добавить масло, проверьте, нет ли оборванных мест в сетке заливочной горловины регулятора. При этом пользуйтесь только чистой посудой.

Осмотр дизеля тепловоза

Поочередным нажатием на якоря всех четырех электропневматических вентилей проверьте, нет л и утечек воздуха из цилиндров привода. Убедитесь в том, что в рычажной системе управления регулятором числа оборотов дизеля нет заеданий, а рычаги с вертикальной тягой надежно соединены.

Электрические провода, питающие катушки электропневматических вентилей, а также катушку блок-магнита, должны иметь хорошую изоляцию. Особое внимание необходимо обратить на ту часть проводки, которая соприкасается с металлическими деталями. От вибрации при работающем дизеле она перетирается и может вызвать заземление или короткое замыкание целей управления.

Осмотр дизеля тепловоза

Осматривая переднюю часть дизеля, смонтированные на ней узлы и трубопроводы, необходимо особенно внимательно проверить дренажную систему выхлопа дизеля.

Отвернувшаяся накидная гайка, неуплотненный стык фланцев дренажной трубы в сочетании с другими неблагоприятными факторами (прорыв масляного трубопровода, скопление в поддоне дизеля масла, ветоши и других горючих материалов) приводят иногда к тяжелым последствиям — пожару на тепловозе. После запуска дизеля еще раз проверьте исправность дренажей системы.

Неплотности в соединениях масляного и водяного трубопроводов легко выявляются по подтекам масла или воды.

Утечка воды из охлаждающей полости выпускной системы дизеля может доставить немало хлопот, если ее своевременно не обнаружить при приемке локомотива.

Течь может возникнуть вследствие кавитационного разрушения выпускного патрубка в районе переходного кармана или из-за образования трещины в стенке выпускного коллектора.

Определение этих неисправностей не представляет трудностей. особенно при работающем дизеле, причем вторая устанавливается косвенно, по течи воды из-под фланца выпускного коллектора.

Дюритовые соединения необходимо проверить не только визуально, но и на ощупь. Мягкие области рукава свидетельствуют о разрушении материала. Под напором жидкости на таком рукаве образуется местное выпучивание, вызывающее его разрыв.

Осмотр дизеля тепловоза

Осмотр тепловоза

ОСМОТР ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Гидромеханический редуктор и компрессор должны быть надежно укреплены.

Особое внимание при осмотре необходимо уделить вентилятору охлаждения тяговых электродвигателей задней тележки. Помимо проверки крепления подшипникового узла к корпусу вентилятора и вентилятора к настильному листу, следует осмотреть карданные головки и соединительные валы привода. Большая выработка шлицев торсионного и полого валов, отсутствие резинового уплотнительного кольца между ними (определяется покачиванием валов вручную) вызывают сильное биение вала в процессе работы и, как следствие, соприкосновение его с корпусом гидромеханического редуктора. О такой неисправности могут свидетельствовать «натиры» на корпусе редуктора.

В целости вентиляторного колеса легко убедиться, осмотрев его через лючок в корпусе вентилятора.

Проверьте, нет ли трещин у вала привода гидромеханического редуктора и обрыва пластин полужестких муфт соединения гидромеханического редуктора с дизелем и компрессором.

Если привод компрессора осуществляется зубчатой муфтой (тепловозы постройки 1956— 1964 гг.), ее осмотр сводится к проверке состояния сальников и степени наполнения муфты смазкой, для этого муфту перемещают по оси вала.

Муфта, полностью заполненная смазкой и имеющая хорошие сальники, перемещается с большим усилием, при этом не наблюдается выход смазки через уплотнение.

Утеря пробки и нарушение уплотнения муфты приводят к выбросу смазки и, как следствие, увеличенному износу шлицевых соединений. Такая муфта во время работы «стучит».

Проверьте натяжение ремней вентилятора компрессора. Ослабшие, имеющие надрывы и замасленные ремни не обеспечат хорошего охлаждения компрессора.

Осмотр вспомогательного оборудования тепловоза

Осмотр вспомогательного оборудования тепловоза

Определите уровень смазки в картере компрессора. После проверки следует закрепить масломерный щуп болтом. Плохо закрепленный щуп может быть выброшен при работе компрессора, а следом за щупом выбрасывается и все масло из картера. Это приводит к аварии компрессоров.

Проверьте положение кранов воздухопровода регулятора давления компрессора — на одной из секций регулятор должен быть отключен.

Предохранительные клапаны компрессора должны быть отрегулированы на установленное давление и запломбированы.

Осмотр вспомогательного оборудования тепловоза

Посмотрите, нет ли трещин в вертикальном валу привода вентилятора и в местах приварки лопастей крыльчатки.

Не обнаруженная своевременно трещина в лопасти вентиляторного колеса может вызвать разрушение всего холодильного устройства в пути следования.

Гайки карданных узлов должны быть надежно закреплены и зашплинтованы, а пальцы крестовин не иметь трещин.

Проверьте водопровод от гидромеханического редуктора к вентилятору холодильника и крепление промежуточной опоры.

Осматривая корпус промежуточной опоры, проверьте, нет ли трещин в его лапах и оборванных болтов, крепящих опору к настильному листу рамы тепловоза.

Причиной обрыва болтов и появления трещин в лапах корпуса опоры может быть нарушение соосности вола гидромеханического редуктора с волом редуктора привода вентилятора, а также выработка шлицевых соединений промежуточных валов.

Осмотр вспомогательного оборудования тепловоза

Проверьте крепление редуктора и уровень масла в его картере.

Нажатием на якорь электропневматического вентиля убедитесь в срабатывании механизма включения муфты. При этом не должно быть утечек воздуха в электропневматическом клапане, пневматическом цилиндре и трубках.

Эксплуатация муфты с покоробленными или расслоенными дисками, а также с изношенными коромыслами и дисками не допускается.

Коробление или расслоение дисков можно легко обнаружить, провернув муфту вручную, при этом фрикционные диски не должны следовать за нажимными, оставаясь неподвижными.

Если фрикционные диски начнут вращаться вместе с нажимными, это свидетельствуете наличии одной из указанных неисправностей или о неправильной регулировке муфты.

Включив муфту, проверьте подшипник включающего устройства — легкое

без заедания вращение свидетельствует о его исправности.

Перед каждой поездкой необходимо добавлять дизельное масло в масленку подшипника включающего устройства фрикционной муфты.

Осмотр вспомогательного оборудования тепловоза

Осмотр вспомогательного оборудования тепловоза

Секции холодильника должны быть надежно закреплены и не иметь течи.

Осмотрите, нет ли течи масла или воды из-под прокладок в местах соединения секций с коллекторами, а также течи секций (в основном масляных) сквозь трещины в трубках в местах их запайки в трубную коробку. Течь можно обнаружить по потекам масла или воды на секциях или на стенках коллекторов холодильника.

Помните! Перед запуском дизеля необходимо открыть вентиль на слив масла в картер, минуя холодильник, и тем самым защитить секции холодильника от воздействия высоких давлений.

Кроме того, этот вентиль необходимо открывать в зимний период в случаях остановки дизеля на длительное время, чтобы избежать застывания масла в секциях холодильника.

Нормальная работа системы охлаждения дизеля обеспечивается установленным количеством воды в расширительном баке.

Откройте и закройте нижний краник водомерного стекла, спустив немного воды, — уровень должен восстановиться. Это необходимо для того, чтобы убедиться в чистоте соединительного канала между расширительным боком и водомерным стеклом, а следовательно, в правильности показания уровня воды в баке.

Нажатием на якоря электропневматических вентилей проверьте исправность привода жалюзи и отсутствие пропуска воздуха по манжетам и соединениям цилиндров.

Обратите внимание, закрыты ли атмосферные краники масляных секций холодильника.

После каждой остановки дизеля рекомендуется провернуть на три полных оборота по часовой стрелке рукоятки масляных фильтров грубой очистки.

Запрещается использовать для охлаждения дизеля сырую необработанную воду.

Осмотр вспомогательного оборудования тепловоза

Помните! От исправности топливоподкачивающего агрегата зависит работоспособность дизеля.

Осматривая топливоподкачивающий агрегат, проверьте надежность его крепления, легкость вращения вала, состояние соединительной муфты и проводов, подходящих к клеммной коробке моторчика.

Проверьте, закрыт ли вентиль на сливной трубке от напорной трубы топливного насоса.

Осмотр вспомогательного оборудования тепловоза

ПРОВЕРКА РАБОТЫ АГРЕГАТОВ И АППАРАТУРЫ ТЕПЛОВОЗА

Нажатием кнопки «Топливный насос» включите электродвигатель топливоподкачивающего агрегата. По показанию манометра на пульте управления убедитесь в том, что в топливной системе создается необходимое давление от 1,5 до 2,5 кГ/см2.

Включите кнопки «Управление» и «Управление тепловозом». Рукоятку реверсора поставьте в положение «Вперед» или «Назад». Переводя рукоятку контроллера от нулевой до шестнадцатой позиции, убедитесь в правильной последовательности включения и выключения аппаратов в соответствии с таблицей замыкания контакторов и реле.

Помните! Для предупреждения пробоя селеновых выпрямителей во время проверки последовательности срабатывания аппаратов узел автоматического регулирования мощности должен быть отключен.

Проверка работы агрегатов и аппаратуры тепловоза

Проверка работы агрегатов и аппаратуры тепловоза

Проверка работы агрегатов и аппаратуры тепловоза

Контактор зарядки аккумуляторной батареи включается контактором реле обратного тока и поэтому в процессе проверки последовательности срабатывания электрических аппаратов убедиться в его нормальной работе не представляется возможным. Для проверки срабатывания контактора зарядки аккумуляторной батареи осуществите следующие операции:

1. Включите кнопку «Топливный насос», предварительно вынув предохранитель в цепи электродвигателя топливолодкачивающего агрегата.

2. Выньте предохранитель на 125 а в цепи зарядки аккумуляторной батареи.

3. Принудительно включите контакт реле обратного тока, после чего должен включиться контактор Б.

После проверки срабатывания контактора зарядки батареи проверяется включение блокировочного магнита, для чего включается замыкающий контакт пускового контактора Д1.

Убедиться в том, что блокировочный магнит включился, можно по характерному щелчку или по загоревшейся на пульте управления второй секции зеленой лампочке «Дизель второй секции». Закончив проверку, выключите кнопку «Топливный насос» и поставьте предохранители на места.

Боксование колесных пар представляет собой очень вредное явление. Оно вызывает повышенный износ бандажей и рельсов, искрение щеток, подгар коллектора и даже может разрушить якорь тягового электродвигателя.

Не менее опасно и короткое замыкание в силовой цепи тепловоза, когда из-за нарушения изоляции токоведущих частей происходит пробой на «корпус» и как следствие повреждение электрических машин, приборов, аппаратов, проводов и даже пожар на тепловозе

1. Включают кнопки «Управление» и «Управление тепловозом».

2. Рукоятки реверсора переводят в положение «Вперед» или «Назад».

3. Рукоятку контроллера переводят на первую позицию.

4. Поочередно замыкают контакты реле боксования Р Б1, РБ2 и РБЗ.

Проверка работы агрегатов и аппаратуры тепловоза

Чтобы своевременно предупредить машиниста о возникновении одного из этих явлений, в электрической схеме установлены специальные реле боксования и заземления, которые не только дают сигнал о неисправности, но и обеспечивают снятие нагрузки с силовой установки тепловоза.

Реле по конструкции очень просты и их проверка при приемке тепловоза не представляет трудности.

Включение каждого из этих реле должно вызвать отключение контактора ВВ, о чем сигнализирует звучание зуммера и загоревшаяся красная лампочка «Сброс нагрузки» на пульте управления.

5. Якорь реле заземления устанавливают на защелку. При этом контакторы КВ и ВВ должны отключиться, а на пульте управления загореться красная лампочка «Сброс нагрузки».

Напоминание. При проверке реле боксования и реле заземления на тепловозах последних выпусков необходимо включить вручную кнопку блокировки двери высоковольтной камеры, которая выключается, как только вы откроете дверь.

Проверка работы агрегатов и аппаратуры тепловоза

Проверка работы агрегатов и аппаратуры тепловоза

Для проверки работы реле боксования и реле заземления выполняются последовательно следующие операции:

1. Тумблер УП поставить в положение включено.

2 Вручную поочередно замкнуть контакты реле перехода РП1 и РП2.

После замыкания контактов РП1 должны включиться контакторы Ш1, Ш2 и LU3, а после включения контактов РП2 — контакторы Ш4, Ш5 и 1116.

Проверка работы агрегатов и аппаратуры тепловоза

Для проверки защиты дизеля от пониженного давления масла на девятой позиции контроллера или выше необходимо при включенных кнопках «Управление» и «Управление тепловозом» рукоятку контроллера установить на девятую позицию. При этом срабатывает репе управления РУ4 и выключается его размыкающий контакт в цепи катушки КВ.

Контактор Кб, а за ним и контактар ВВ должны отключиться и на пульте управления загореться красная лампочка «Сброс нагрузки».

Источник: В.А. Калько, Г.Г. Медведев, Ю.А. Рукавишников "Иллюстрированное пособие машинисту"

__________________________