1. ПОДГОТОВКА ТЕПЛОВОЗА К РАБОТЕ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ

Успешная работа тепловоза зимой во многом зависит от своевременной подготовки его к зимней работе и правильного ухода за тепловозом со стороны локомотивных бригад.

Подготовку тепловозов к работе в зимних условиях производят на профилактических осмотрах и периодических ремонтах в период проведения осенне-комиссионного осмотра.

При подготовке тепловоза производят отепление трубопроводов, замену смазки зимними сортами в компрессоре и экипажной части, настройку дизель-генераторной установки на зимний режим (кроме ТЭЗ).

Отепление узлов тепловозов. На тепловозе в соответствии с инструкцией МПС отепляют:

в топливном трубопроводе — всасывающую трубу от топливного бака до сетчатонабивных фильтров и наружную часть сливной трубы;

в водяном трубопроводе — трубу от калорифера до сливной трубы и от водяного коллектора до калорифера;

в воздушном трубопроводе трубы, соединяющие главные резервуары и редукционный клапан резервуара низкого давления.

Перед потеплением проверяют отсутствие течи, подсоса воздуха в трубопроводах. Затем трубопровод насухо протирают и покрывают техническим войлоком, который укрепляют шпагатом и лентой с последующим покрытием асфальто-битумным лаком.

Корпуса топливных фильтров и редукционных клапанов резервуара автоматики на тепловозе ТЭ1 обвертывают войлоком, обматывают шпагатом и окрашивают асфальто-битумным лаком, затем надевают защитный кожух.

При температурах воздуха от +5 до 0° на стенках кузова с обеих сторон секций холодильника навешивают деревянные рамки на войлочных прокладках. На рамках при помощи специальных реек закрепляют чехлы.

Во избежание попадания снега в тяговые электродвигатели на всасывающих сетках вентиляторов устанавливают рамку с неплотной мешковиной или мелкую металлическую сетку размером ячеек не более 0,5 мм. В зимнее время па выходные воздушные каналы в подшипниковых щитах тяговых электродвигателей тепловозов ТЭ1 и ТЭ2 укрепляют (на расстоянии 8—10 мм) щитки, а на тепловозах ТЭЗ нижние отверстия закрывают мелкой сеткой, а верхние оборудуют шторками из брезента или кровельного железа.

На зимний период работы жалюзи вентиляционной -системы в боковых стенках кузова закрывают изнутри щитками.

2. ОБСЛУЖИВАНИЕ УЗЛОВ ТЕПЛОВОЗА В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ

Охлаждающее устройство дизеля. В зимний период происходит чрезмерное охлаждение воды и масла. На тепловозах ТЭЗ с наступлением холодов бывают случаи повреждений масляных секций вследствие переохлаждения масла в трубках, в результате неправильного регулирования режима

Зачехление фронта холодильника

работы холодильника. Наиболее характерной неисправностью масляных секций являются трещины в местах пайки трубок к решеткам.

Для предохранения секций от чрезмерного переохлаждения в зимних условиях эксплуатации:

боковые жалюзи при регулировании температуры воды и масла открывают равномерно и одновременно с обеих сторон холодильника;

в осенний период эксплуатации при снижении температуры воздуха от +5 до 0°С по контуру боковых жалюзи устанавливают деревянные рамки на войлочных прокладках и навешивают чехлы, закрывая ими с обеих сторон холодильник, равномерно по высоте 2/3 фронта секций (рис. 47). Чехлы на указанной высоте уплотняют специальными рейками.

Одновременно на всех тепловозах ТЭЗ отключают масляные секции второго ряда путем постановки между привалочными фланцами секций и коллекторов глухих металлических прокладок толщиной около 1 мм. Во избежание перераспределения потока воздуха не снимают с тепловоза отключенные масляные секции второго ряда;

при снижении температуры наружного воздуха до —10° и ниже фронт секций закрывают чехлами полностью. Забор воздуха производят только через монтажные люки над холодильником, при этом боковые жалюзи полностью закрывают;

Схема перепуска горячего воздуха к фронту холодильника тепловоза ТЭ3

не допускают частые включения и выключения вентилятора холодильника, которые вызывают значительные изменения температуры трубок, что в итоге приводит к выходу секций из строя. Для уменьшения количества таких включений по возможности поддерживают сравнительно постоянную температуру воды и масла путем подбора величины открытия створок верхних жалюзи (перестановкой ограничительного штыря в секторе привода) в самом начале поездки;

для поддержания более высокой температуры масла в секциях, особенно при низких температурах наружного воздуха, на стенках нагнетательного патрубка вентилятора вырезают 4 окна размером каждое 410x600 мм. Окна на стенках нагнетательного патрубка держат открытыми во время эксплуатации тепловоза при наружных температурах воздуха от +5° и ниже — 10°. В летних условиях эксплуатации эти окна закрывают заслонками (рис. 48).

 

Перед запуском холодного двигателя масляную и водяную системы заправляют горячим маслом и водой. Температура заливаемого масла должна быть в пределах +60 4-90°, а воды в начале заливки не выше +40-^-60°.

Топливная система дизеля. В зимнее время вследствие увеличения вязкости и обводнения топлива ухудшается работа топливной аппаратуры. Перед набором топлива сливают отстой из топливных баков. При наборе топлива следят за тем, чтобы в топливный бак не попадали снег и влага. При очень низких температурах постоянно должен быть включен топливоподогреватель.

Для обеспечения подачи подогретого топлива в систему двигателя тепловоза ТЭЗ вентиль 22 (см. рис. 18) должен быть открытым. В-некоторых депо на зимний период эксплуатации трубу 27 в месте присоединения к топливному баку глушат, и клапан вентиля 22 вынимают. Такое мероприятие обеспечивает забор подогретого топлива по всасывающей трубе.

В зимнее время затрудняется запуск дизеля" вследствие заедания реек топливных насосов из-за застывания парафинистых веществ в топливе. Поэтому перед запуском проверяют подвижность перемещения реек топливных насосов и не допускают принудительного перемещения реек или тяг в процессе запуска дизеля.

Ходовая часть тепловоза. В период подготовки тепловоза к работе в зимних условиях производят ревизию и переборку шерстяной подбивки моторно-осевых подшипников с промывкой в ванне и заменой смазки на зимнюю.

После длительных стоянок при добавлении смазки ее подогревают и заливают через верхние лючки шапок подшипников.

В буксах с подшипниками скольжения следят за состоянием подбивки, периодически взрыхляя ее крючком.

Во всех узлах экипажной части применяют зимние сорта смазки, имеющие пониженную вязкость. Повышение вязкости и недостаточность смазки приводят к нагреву букс, моторно-осевых подшипников.

Для предупреждения случаев нарушения действия песочницы из-за попадания влаги в бункера и замерзания песка в трубопроводах при приемке тепловоза проверяют действие воздушных форсунок, обстукивают молотком песочные трубы. При наборе песка крышки бункеров плотно укрепляют, чтобы влага не могла проникнуть внутрь бункера.

Электрооборудование. Эксплуатация электрических машин, особенно тяговых электродвигателей, в зимнее время затруднена тем, что при снегопадах возможны случаи попадания снега внутрь корпуса. Из-за попадания снега внутрь тяговых электродвигателей сопротивление изоляции резко уменьшается, что приводит к пробою и корпусному замыканию. Во избежание попадания снега внутрь тяговых электродвигателей во время снежных бурь (помимо постановки мешковины, сеток и щитков) переходят на забор воздуха вентиляторами из дизельного помещения. Мешковину на сетках вентиляторов в процессе работы периодически очищают от снега (при остановленном двигателе).

При осмотре тяговых электродвигателей проверяют, нет ли снега и льда на крышках смотровых люков. Перед открытием крышки удаляют снег или лед во избежание попадания внутрь электродвигателя. Войлочные уплотнения крышки должны быть исправными.

Для предупреждения попадания снега в двигатели при стоянке тепловоза во время снегопадов дизель не следует глушить. При работающем вентиляторе воздух препятствует попаданию снега внутрь электродвигателей.

В зимнее время перед постановкой тепловоза в депо электроходовые части очищают от снега и льда, а тяговые электродвигатели продувают сжатым воздухом и удаляют снег с мешковины на всасывающих каналах вентиляторов.

При постановке тепловоза в депо в зимнее время очень важное значение имеет температура электрических машин, в особенности тяговых двигателей и главного генератора.

Во избежание их отпотевания необходимо вводить тепловоз в депо только с теплыми тяговыми двигателями и генератором.

Если прошло значительное время после отцепки тепловоза от поезда, то для прогрева электрических машин током перед заездом в депо тепловоз перемещают по путям в заторможенном состоянии. В случае обнаружения запотевания коллекторов и других частей их протирают чистой, сухой салфеткой, затем продувают теплым, сухим сжатым воздухом, после чего измеряют сопротивление изоляции мегомметром.

Если сопротивление изоляции электрических машин менее 0,5 Мом, их прогревают током или переносным электрокалорифером до восстановления допускаемого сопротивления. Особую осторожность проявляют при выдаче под поезд тепловоза, продолжительное время находившегося на морозе без передвижения. Переохлаждение щеток и наличие отложений инея или корки льда на коллекторах тяговых двигателей может вызвать разрушение щеток или переброс дуги по коллектору при резком увеличении нагрузки генератора.

Аккумуляторная батарея. На зимний период эксплуатации аккумуляторных батарей в условиях работы северной и центральной части страны плотность электролита поднимают до 1,25—1,26.

В сильные морозы наиболее часто вымерзает электролит в разряженных или недостаточно заряженных батареях ввиду снижения его плотности. Поэтому батарею поддерживают в нормальном заряженном состоянии.

При температуре окружающего воздуха ниже нуля доливку дистиллата в батарею производят непосредственно перед запуском дизеля с тем, чтобы обеспечить хорошую циркуляцию и не допускать вымерзания воды в верхнем слое электролита.

Для предохранения аккумуляторной батареи от чрезмерных разрядов при запуске дизеля температуру воды и масла поддерживают нё ниже 30—40°С. Перед запуском проверяют подвижность реек топливных насосов, заедание их приводит к увеличению времени запуска дизеля.

Во время снегопада во избежание попадания снега в отсеки аккумуляторных батарей закрывают люки кузова, а отверстие вентиляционной трубы заделывают заглушками. Влага с пылью, попадая на крышки и перемычки элементов, уменьшает сопротивление изоляции и через токопроводящие мостики происходит, саморазряд батареи.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается подготовка тепловоза к работе в зимних условиях?

2. Каким образом регулируется температура воды и масла зимой?

3. Порядок постановки тепловоза в депо в зимнее время.

4. В чем заключаются особенности ухода за аккумуляторной батареей зимой?

Источник: Ю.Г. Гончаров, Т.Ц. Ганкевич, В.Е. Петров "Управление тепловозом и его обслуживание"

{jcomments on}